Пятничные пробки на трассе, ремонт дороги «полосками» и почти готовая, но уже несколько лет закрытая для движения транспорта, развязка в районе села Травники вызывают массу вопросов у автомобилистов, для которых М-5 «Урал» является едва ли не единственной транспортной артерией, связывающей горные районы области со столицей региона. Самые актуальные из них корреспондент 74.ru адресовал начальнику отдела капитального строительства управления федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Павлу Блинову.
Чтобы не быть голословными, мы решили отправиться в небольшой рейд по трассе, и своими глазами увидеть состояние покрытия, места ограничения движения и ремонта дороги. Уже на выезде из города мы встретили первую дорожную технику.
– Здесь выполняются работы по ремонту дорожного полотна, последний раз в 2012 году ремонтировали, – рассказывает наш собеседник. – Выравнивающий слой уже есть, сейчас укладывают второй. Это щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь, в которой содержание щебня самое высокое, какое только может быть в асфальте. Толщина второго слоя – пять сантиметров.
Для движения транспорта на выезде из города закрыта одна полоса, именно на ней красуется новенький асфальт, просторы которого бороздят многотонные катки. Процесс укладки максимально автоматизирован. Рядом с внушительных размеров асфальтоукладчиком не менее внушительный агрегат.
– Это перегружатель асфальта, – поясняет Павел Блинов. – Когда самосвал везет бетонную смесь с завода до асфальтоукладчика, может произойти температурная сегрегация, проще говоря – есть вероятность образования сверху «корочки». Чтобы смесь была однородной, самосвал ее загружает в перегружатель, тот ее смешивает и свежую, как будто только с завода, подает в асфальтоукладчик.
В этом году дорожники отремонтируют 11 километров полосы на выезде из Челябинска, почти до кафе «Экспресс». Всего на этом участке планируется уложить 18,5 тысячи тонн асфальта. Вторую полосу, которая ведет в город, отремонтировали в прошлом году.
Но если этот участок особых нареканий со стороны автомобилистов пока не вызывает, то ремонт на мостах по пятницам обеспечивает дорожные заторы. Причем ремонтируют этим летом сразу три моста недалеко от Челябинска: через реки Бишбайтал, Серазак и путепровод через железную дорогу. На всех трех объектах действуют ограничения из-за перекрытия, транспорт движется только по одной из двух полос в одном направлении.
Останавливаемся на самом крупном объекте из трех – путепроводе – и убеждаемся, открыть полосу для движения, например, вечером в пятницу, нельзя, так как на месте ремонта нет ни барьерных ограждений, ни дорожного покрытия.
– В реконструкцию моста входит ремонт балок, опор и замена мостового полотна. По выходным на нас ворчат автомобилисты, но по-другому никак, – пожимает плечами представитель управления. – Понимаете, ремонтируют мост не просто так. Была проведена диагностика, в результате которой было выявлено, что состояние моста неудовлетворительное. С мостами вообще шутить не стоит, тем более здесь железная дорога. Стараемся сделать как можно быстрее, планируем закончить к 15 сентября.
Двигаемся дальше и через несколько километров, в районе поселка Витаминный, снова встречаем рабочих. На автомагистрали они укладывают асфальт на «полосатую» дорогу. К слову, автомобилисты не раз присылали в редакцию 74.ru кадры с трассы, где покрытие отремонтировано полосами, мол, вот как экономят на дороге! Но, по словам Павла Блинова, это не экономия, а технология.
– Это такая методика ремонта, – поясняет эксперт. – Колея вырезается и в нее закладывается щебеночно-мастичный асфальт, после чего вся ширина проезжей части перекрывается литой эмульсионно-минеральной смесью. Полоски – временная мера, промежуточный этап. На этом участке будет отремонтировано 15 километров покрытия в оба направления.
Минуем Тимирязевский, и через несколько километров двухполосная и комфортная для движения дорога заканчивается. Точнее, дорога есть, она построена еще два года назад, но движение на десяти километрах трассы в обоих направлениях осуществляется только по левому проезду, правый закрыт. Это естественно вызывает негодование, а некоторые водители и вовсе, не обращая внимания на запрещающие знаки, выезжают на закрытую дорогу, ведь с нее гораздо удобнее попасть в Травники.
– Двухполосную дорогу до Чебаркульского перекрестка должны были запустить в 2015 году, но подрядчик, ЗАО «Строительное управление №1», не до конца выполнил условия контракта. Они не положили верхний слой асфальта по правому проезду, – поясняет Павел Блинов. – Оставалось выполнить работ всего на 360 миллионов рублей, включая транспортную развязку – это не много для такого объекта.
– Деньги им не заплатили? – интересуюсь я.
– Нет. Подрядчику перечисляют деньги только после того, как он выполнил определенный вид работ и прошли экспертизы. Деньги остались в бюджете, но для того, чтобы достроить дорогу, необходимо расторгнуть контракт с предыдущим подрядчиком, а дело это непростое, – говорит собеседник. – Дело рассматривается в арбитражном суде, в двадцатых числах июля будет очередное заседание, и таких заседаний уже было немало. Даже если контракт расторгнем в этом году, достроить развязку вряд ли удастся, потому что там есть еще сложные узлы строительства, которые требуют переустройства коммуникаций.
Открыть полосу для движения в таком состоянии нельзя, говорит продставитель ведомства: восстанавливать нижний слой «дорожной одежды» потом будет просто не на что. Путепровод на этой развязке тоже остался в полуготовности, осталось положить асфальт, смонтировать освещение и барьерные ограждения. По факту – работы на сезон, но судебное производство затягивает сроки.
Еще один объект реконструкции находится в Чебаркульском районе – на месте чебаркульского перекрестка в скором времени должна появиться большая двухуровневая развязка. Она пройдет чуть ниже существующего пересечения федеральной трассы и региональной дороги Чебаркуль–Уйское, ближе к деревне Десятилетие. На этом участке уже второй год строится совершенно новая дорога. Стоимость только одной развязки – 1,2 млрд рублей. По форме развязка будет напоминать лист клевера. В целом на весь объект строители должны освоить в этом году 472 миллиона.
– Две недели назад на перекрестке запущена объездная дорога, она необходима, чтобы продолжать работы по строительству этой транспортной развязки. Работы сейчас ведутся на разных участках: происходит выторфовывание, отсыпка земляного полотна, подготовка к строительству моста через реку Кунгуруша и скотопрогона. Район здесь сельскохозяйственный, поэтому скотопрогон обязателен.
В планах управления дорог ввести в строй развязку обещали уже в 2018 году, главное, чтобы не подкачало финансирование.
Что же касается финансирования этого года, то на ремонт и реконструкцию федеральных дорог на Южном Урале этим летом потратят 2,9 млрд рублей, 49 процентов от этой суммы пойдет на М-5 «Урал».
Фото: Андрей Винников