Страницы этого номера посвящены исключительно мирной жизни в Челябинске. О войне – ни слова. Горожане и крестьяне строят оптимистичные планы на будущий 1918 год. Однако подготовка к выборам в городскую думу выявляет нарастающую активность большевиков, которые создают разветвлённую партийную сеть и нарушают правила предвыборной агитации.
Партийные клубы с читальней и буфетом
«Районные комитеты. На последнем общем собрании челябинской организации РСДРП (интернационалистов) постановлено образовать отделы своей партийной организации. Для этого будут образованы районы: 1) в Заречной части; 2) железнодорожного и 3) центрально-городского районов. Каждый район избирает свой комитет. Каждый район устраивает партийные клубы с читальней-библиотекой, буфетом, собеседованиями и так далее».
Руководители советского Челябинска образовали список № 7
Семь списков кандидатов в гласные городской думы заняли почти весь номер газеты «Союзная мысль» за 25 июля 1917 года. И если в списке первом мы наблюдаем представителей разных сословий горожан, то список №7 – это фамилии тех, кто будет руководить Челябинском после пролетарской революции. Сегодня их именами названы многие улицы города.
История одной революционной карьеры
«Съезд уездной земельной управы приступил к выборам в президиум. Избранными оказались: председатель М.Х. Поляков, заместитель председателя И.З Мальгин, члены Ахмат Ахметинилов (от мусульман), И.А. Ерофеев (от казаков), И.К. Ковалев, М.Ф. Шабурников и М.Г. Злыднев...
Когда Поляков, Мальгин и другие получили наиболее значительное число записок, некоторые из участников съезда пожелали узнать, какова была их прежняя деятельность и из какой среды вышли кандидаты...
То, что сказал о себе Поляков, характеризует его как стойкого борца за свободу и интересы трудящихся масс... По окончании курсов в Екатеринбургской гимназии с золотой медалью М.Х. Поляков поступил в Томский технологический институт. Но не чувствовал влечения к инженерному делу и через год перевелся на медицинский факультет Казанского университета. Это было в 1904 году, когда вспыхнули первые искры революции при царствовании Николая Романова. Частые сходки и собрания в стенах университета, привлекавшие и Полякова, закончились всеобщей студенческой забастовкой, и во всех университетах прекратились занятия. М.Х вернулся в Екатеринбург. Здесь он проявил себя весьма деятельным работником партии социалистов-революционеров.
В 1914 году во время учредительского съезда в Екатеринбурге Поляков с теперешним военным министром Керенским как со своим старым товарищем на Урале устроили митинг в окрестном лесу с участием народных учителей. Полиция, следившая за Керенским и Поляковым, окружила собравшихся в лесу и всех арестовала. Керенский как член Государственной Думы был немедленно освобожден, а Поляков поплатился тюремным заключением и затем ссылкой в Чердынский край.
По окончании срока ссылки М.Х. выехал в Москву... в качестве секретаря всероссийского бюро труда. Поработав в других общественных учреждениях уже во время войны, Поляков переехал в Челябинск, где занял должность секретаря организации по заготовке хлеба для армии.
От себя мы можем добавить, что с момента свержения царской власти Поляков является наиболее активным работником в общественной и политической жизни города. Занимая видные места почти во всех организациях и комитетах, возникших во времена революции, М.Х. повсюду вносит животворящий дух, энергию, знание дела, терпимость к инакомыслящим, за что снискал уважение и симпатии всех тех, с кем ему приходится сталкиваться в повседневной работе».
Первый народный сахарный завод
«На заседании сельскохозяйственного общества и товарищества обсуждается целесообразность выращивания сахарной свеклы в Челябинском уезде. Не один раз общество делало опыты с культурой сахарной свекловицы, но хороших результатов получить не удалось. В текущем году на Михайловском хуторе на шести десятинах заложено опытное поле под непосредственным наблюдением двух специалистов... И вот объединенному собранию были представлены образцы сахарной свекловицы посева этого года. К 19 июля образцы имели вес от полуфунта до трех четвертей фунта, то есть такой же вес, какой они имеют к этому времени и в районах сахарных заводов, хотя посевы были сделаны на земле, не имевшей специальной подготовки.
Отсюда сделан вывод, что сахарная свекловица может у нас развиваться нормально и достигать двух-трех фунтов, иными словами, размера, которого она достигает в сахарных районах. Важность этого открытия совещание учло и постановило: еженедельно отправлять небольшие партии свекловицы в лабораторию для того, чтобы проконтролировать степень нарастания сахаристости, и таким образом установить сроки окончательного созревания и наивысший процент сахаристости.
В будущем году будет заложено трёх-четырёх более крупных участка с разными сортами сахарной свеклы и будет посеяна сахарная свекла на семена. Три-пять тысяч десятин хорошей земли у нас найдется, уголь есть, и в будущем году может быть окончательно решен вопрос о постройке у нас своего сахарного завода, и полагаю, что низкий паевой взнос товарищества – 55 рублей – вызовет огромный приток средств, так как будет доступен каждому, и мы будем иметь первый народный сахарный завод».
Из объявлений
«Жатки. Союз кредитных и ссудо-сберегательных товариществ получил через уездный продовольственный комитет 37 жаток для распределения между населением уезда».
Редакция 74.ru благодарит за помощь в подготовке материала Объединенный государственный архив Челябинской области.