Челябинец Сергей Баласанян ведёт бесплатные курсы по игре на афробразильских инструментах. В школе Casa Brasileira, где он трудится, занимаются поклонники капоэйры – бразильского боевого искусства, в котором сочетаются элементы акробатики и танца. Обычно поединки капоэйристов проходят бесконтактно, и все же это – достаточно грозное оружие. Корреспондент 74.ru посетил занятия и освоил азы игры на беримбао – струнном инструменте в виде лука и резонатором из тыквы.
– Во время выступления бойцов капоэйры сопровождает оркестр, который играет на бразильских национальных инструментах с экзотическими для нас названиями – беримбао, атабаке, агого, реку-реку... Часто в оркестре играют товарищи капоэйристов, которые одновременно с изучением боевых приёмов осваивают и музыкальные инструменты. До осени я бесплатно веду занятия по музыке и втайне надеюсь, что люди, которые приходят ко мне в зал, приобщатся не только к бразильской культуре, но и к этому замечательному виду спорта.
У всех бойцов капоэйры обязательно есть прозвища. Сергея Баласаняна за роскошный армянский нос бразильский наставник Теренс де Лима Гонкалвес (Джамайка) прозвал Туканом. Перед именем наставника обязательно произносят слово «местре», что значит «мастер» – Джамайка имеет самый высокий, красный пояс. Местре Теренс несколько раз был в Челябинске, оставался здесь на довольно значительное время и вёл занятия по капоэйре. В свою очередь, Сергей дважды был в Бразилии, посетил Рио-де-Жанейро, Бразилиа, Сан-Паулу, смотрел на уличные поединки капоэйристов – роду. В Сан-Паулу Сергей Баласанян учился в знаменитой школе самбы «Золотая Роза». Это было как раз перед знаменитым бразильским карнавалом, занятия проводились с 10 часов вечера до 4 часов утра. Даже с подготовкой капоэриста выдержать это было совсем непросто. Впрочем, играть на инструментах во время поединков тоже нелёгкое занятие...
– Играть приходится и час, и два, – улыбается Сергей, – после этого пальцы становятся синими, а ладони – в крови. Мотивы, которые звучат во время роды, вроде бы довольно простые. В них, например, поётся о превратностях судьбы бразильцев: вчера я был богат, а сегодня мне нечего есть. Сегодняшняя Бразилия в чем-то напоминает нашу страну в начале 90-х, жизнь здесь очень нестабильная.
Тексты песен чем-то напоминают арию Германна из «Пиковой дамы»: «Сегодня ты, а завтра – я!». Вот Сергей затягивает бразильскую песню, в которой лейтмотивом звучат слова «о, да, да, о, нет, нет...». Тон задают музыканты, которые играют на беримбао. Эти инструменты, похожие на луки, в зависимости от тона, разделяются на гунгу, медиу и виолу. Гунга задает тон. Держать гунгу и играть на ней в непривычки неудобно: мизинец вставляется в петлю и держит «лук», а между большим и указательным пальцем зажат камешек, которым в процессе игры нужно прижимать струну. В правой руке музыкант держит палочку вроде смычка, на два пальца нанизана погремушка. Живот упирается в тыкву, закрепленную на рукояти лука – она служит резонатром звука. Нужно играть двумя занятыми руками и синхронизировать свою музыку с другими инструментами и вокалом. Сергей говорит, чтобы освоить азы игры на струнных бразильских инструментах, нужно недели две. Однако сам же он учится играть уже девять лет.
На занятии было десять человек взрослых и двое детей. Девочка Маша пришла с мамой, она готовится к детскому конкурсу красоты и хочет удивить жюри игрой на необычном инструменте. Валентина Першина занималась капоэйрой, имеет оранжевый пояс, потом на какое-то время забросила занятия. И вдруг почувствовала, что её потянуло к музыке, стала брать уроки вокала. А затем снова вернулась в зал, чтобы играть на бразильских инструментах.
Каждое занятие, которое ведет Сергей Баласанян, это ещё и небольшая лекция о культуре Бразилии. К слову, капоэйра смотрится больше не как боевой поединок, а как театрализованное действо. Этакий народный бразильский балет в сопровождении этнической музыки.
Встречи капоэйристов в абсолютном большинстве случаев проходят по следующим правилам. Музыканты становятся в изголовье круга (Roda). Роду образуют капоэйристы или публика, стоящая или сидящая по кругу. Все поют песни на португальском языке. Двое входят в игру около места расположения музыканта с гунгой, называемого Пе ду Беримбау, иногда используя акробатические элементы. Начинается игра – передвижения, удары, прыжки чередуются в попытках достать соперника или вынудить его упасть. Характер игры в роде (быстро или медленно, дружески или агрессивно) зависит от ритма, который играет беримбао, и песен.
Основые инструменты в капоэйре:
беримбао – струнный инструмент в виде лука;
атабаке – большой африканский барабан;
пандейру – бубен;
агого – двойной колокольчик;
реку-реку – трещотка.