«Ни один голос не должен быть потерян для выборов!» – главное воззвание челябинских газет за 29 июля 1917 года. Партии проводят последние перед выборами митинги и собрания, на которых также обсуждается вопрос о доверии Временному правительству. Большевики под следствием, потому что призывают к его свержению.
Отчёты о собранных деньгах уехали на дачу
В первой половине июля отцы города призывали народ собирать деньги для помощи фронту и металлолом для производства сельскохозяйственных машин. Судя по статье «Недопустимое явление» в газете «Союзная мысль», отчётов о размерах сборов пока никто не видел.
«Сотрудник нашей газеты неоднократно обращался в коалиционный комитет и другие учреждения за сведениями о результатах сборов “дня займа свободы”, “дня колоса ржи” и “дня железа”. К сожалению, нашему сотруднику никаких сведений не удалось получить. В коалиционном комитете ему заявляют, что один отчёт находится у председателя, который живёт на даче, другой отчёт передан члену комитета, по третьему отчёту еще не поступило никаких сведений...
Мы находим, что промедление с опубликованием отчётов по сборам, в особенности железа, в чём заинтересовано всё население уезда, более чем недопустимо. Ведь использовать пожертвованное железо для нужд сельского хозяйства необходимо теперь же, когда в этом нуждается наш землероб, а не тогда, когда кончится для крестьян страда, а для председателя – дачный сезон».
«Большевики сеют вражду»
«Расследование действий С.М. Цвиллинга. На днях от военного министра на имя военной секции Челябинского совета рабочих и солдатских депутатов получена телеграмма с предложением расследовать действия С.М. Цвиллинга.
Военная секция, собравшись 24 июля, избрала следственную комиссию в составе трёх лиц. В следственную комиссию оказался избранным и председатель комитета челябинской организации меньшевиков РСДРП товарищ Л.С. Славин, которым подано заявление, где он отказывается от участия в следственной комиссии во избежание нареканий, ввиду того, что он является идейным противником Цвиллинга. Президиум военной секции постановил ходатайство его отклонить и просить его участвовать в комиссии».
В стране продолжается следствие по петроградским событиям 3–5 июля, организаторами которых признаны большевики. А к концу июля партия большевиков уже по всей стране выступает с призывами оказать недоверие Временному правительству и свергнуть его как буржуазное. В Челябинске проводником этой партийной линии становится Цвиллинг.
В одном из отчетов в МВД Правительственный комиссар Екатеринбурга отмечает, что большевики не считаются с распоряжениями Временного правительства, сеют вражду между населением и претендуют на власть.
«Тактика большевиков и капиталистов поставила страну на край гибели»
«Общее собрание социалистов-революционеров. Первым обсуждался вопрос о выборах в городскую думу. С докладом выступил товарищ Машинский. Он указал, что на предвыборных собраниях, устраиваемых социалистами-революционерами в Челябинске, симпатии избирателей клонятся в сторону партии, на знамени которой начертано “земля и воля”».
Второй вопрос был о текущем политическом моменте – выражать или не выражать доверие Временному правительству. По этому вопросу записалось значительное количество ораторов. Товарищ Кузнецов, высказываясь за полное доверие правительству, мотивирует это тяжелейшими условиями, в которых очутилась страна. Касаясь событий, имевших место в Петрограде и на фронте 3–5 июля, оратор указывает, что тактика большевиков, капиталистов и контрреволюционеров поставила страну на край гибели...
Товарищ Ильинский высказывается против немедленного выражения доверия Временному правительству, потому что ему предоставлена неограниченная власть (диктатура), которой правительство может злоупотреблять. Характерный симптом в этом отношении Ильинский видит в крайних мерах, принятых правительством в отношении большевиков... По словам Ильинского, достаточно знаменательно в этом отношении, что по распоряжению военного министерства производится расследование деятельности Цвиллинга...»
Мошенники едят за шестерых
«Злоупотребление. Гражданка Мария Кирьяновна Капишникова прописалась в домовой книге под фамилией Сыскова с преувеличением семьи и получила продовольственную книжку на три лица. А затем по той же домовой книге вторично прописалась под своей фамилией и также получила продовольственную книжку на то же число лиц.
За что начальником второго участка челябинской городской милиции составлен протокол и передан господину уездному члену Троицкого окружного суда по Челябинскому уезду для привлечения Капишниковой к ответственности.
Книжки у Капишниковой отобраны и препровождены в контору комитета на предмет лишения её получения продуктов».
Редакция 74.ru благодарит за помощь в подготовке материала Объединенный государственный архив Челябинской области и Государственный исторический музей Южного Урала.
Фото: Из фондов ОГАЧО