Телефоны по «ОРЕХуительным ценам», клуб с призывами «Войди в меня» и «Люблю сверху», консультация страдающим наркозависимостью, которая читается как «Наркотики бесплатно» – южноуральцев всё чаще задевает за живое пошлая реклама баров и магазинов. Сайт 74.ru разобрался, зачем хозяева бизнеса идут на крайние меры и почему их не пугают внушительные штрафы.
Как нагрешил бизнес
Буквально за пару месяцев в Челябинске появилось сразу несколько неоднозначных реклам. В их числе – вывески бара-ресторана Nebar на пересечении улиц Труда и Кирова. На вызывающие надписи на входной группе и стенах заведения в антимонопольную службу региона пожаловалось сразу несколько человек.
– Заявители считают, что эта реклама оскорбительна и недопустима для нравственно здоровых людей, а её размещение на одной из центральных улиц, рядом с образовательным учреждением и памятными местами оскорбляет чувства жителей и гостей города, – рассказала пресс-секретарь Челябинского УФАС России Наталья Мартынюк. Сейчас мы проводим опрос о том, пристойна ли реклама.
Возмутила челябинцев и входная группа магазина на Свердловском проспекте, продающего мобильные телефоны.
– Поскольку употреблённое слово «ОРЕХуительные» может ассоциироваться с нецензурным словом, 14 августа антимонопольный орган возбудил дело по признакам нарушения требований рекламного законодательства, – объяснила Наталья Мартынюк. – К слову, баннер на входной группе магазина уже заменили.
Ещё УФАС заинтересовалось рекламой «эротических спа-программ для мужчин в спа-салоне "Калиостро"», размещённой на сайте купонов. Решение по делу о размещении в рекламе фотографий с изображением полуобнаженных девушек и мужчин планируется вынести в середине сентября, сообщает ведомство.
Уже признана незаконной реклама против наркотиков, размещённая в лифтах домов Магнитогорска. С одной стороны, надпись «Надоели наркотики? Поможем бесплатно… Ложечку за маму» читалась будто «Наркотики бесплатно». С другой, горожан возмутила картинка рядом со слоганом – силуэт ребёнка и ложка пузырящегося наркотика.
Целомудренные или ещё не привыкли?
В заведении ломают голову, почему их реклама попала под такое бурное обсуждение только в Челябинске.
– Подобную сетевую рекламу используем в каждом городе, где открываем новые заведения – в Питере, Нижнем Тагиле, Сочи, – рассказал 74.ru запускающий арт-директор сети Nebar Павел Федюков. – Разумеется, мы ожидали, что реакция на рекламу будет, но даже не предполагали, что настолько громкая, и челябинцы будут на нас обижены. Обычно всё воспринимается проще. Возможно, эту ситуацию сильно раздули СМИ и УФАС благодаря своему административному ресурсу. Как бы то ни было, в других городах на нашу рекламу не жаловались. Мы поднимали некий бунт мнений, но происходил он, как правило, в соцсетях и интернете. А здесь такой офлайн!
– Что делать, раз уж не по вкусу она пришлась, – продолжает Павел. – Хотя по опросам наша целевая аудитория на рекламу реагирует очень положительно. Ей противятся бабушки, дедушки и мамочки с детьми. Мы сейчас пытаемся проанализировать, почему здесь получился такой бунт. То ли тут жители более целомудренные, то ли просто не привыкли, потому что ничего подобного в городе не происходило...
В заведении готовятся доказать в УФАС свою невиновность.
– О том, что нам грозит штраф, узнали из СМИ, – рассказал Павел Федюков. – Если будет возбуждено дело, у нас есть юристы – профи своего дела, которые точно знают, что мы своими вывесками законы не нарушили. В общем, будет ли штраф, вопрос весьма спорный.
В Челябинске рекламы нет, есть пуританские объявления
Участники рекламного рынка региона утверждают: бума пошлой и провокационной рекламы на Южном Урале нет.
– Интересной рекламы, которую можно было бы обсуждать, в городе очень мало, – уверен директор группы компаний «Элефант» Михаил Смирнов. – Судя по возбуждающимся делам УФАС, в год – случаев пять. И это притом что на самом деле настоящая реклама должна быть на грани. У нас же мало того, что она пуританская, так ещё и не реклама в её классическом понимании, а обычное средство коммуникации. Например: линолеум, стрелка, цена, скидки. Никаких эмоций.
Причина подмены понятий – в недостатке профессиональных креативщиков и дизайнеров, считает собеседник.
– Приводит это к тому, что у нас каждая реклама, которая хоть капельку отличается от серой массы, сразу принимается в штыки. Всех, у кого просыпается желание выйти за рамки, тут же бьют по рукам, – продолжает Михаил Смирнов. – Хотя в том же Екатеринбурге большинство вывесок и рекламы – с какой-то выдумкой, подтекстом.
Голову включить – и можно рекламировать без пошлостей
– В общем, я за креативную рекламу, но против загаживания города, – продолжает он. – Табачная фабрика – одно из прекрасных зданий в городе, которое могло бы формировать улицу Кирова, особенно её пешеходную часть. Там должна быть голая архитектура, брусчатка, хорошее освещение, чуток каслинского литья и вывески в стиле конца XIX века. Все остальное – за пределами добра, особенно дисконты, аппликация «Ну, и чё» и так далее.
А содержание рекламы роли не играет, когда она сразу создаёт отталкивающее впечатление. К слову: даже ночной клуб, несмотря на его специфику, может обходиться без пошлостей – нужно голову включить.
Фото: Татьяна Тихонова