От скачков до сальто: шихтовщик челябинского завода укротил BMX

Роман Султанов поменял восемь велосипедов за несколько лет.

За несколько лет Роман Султанов поменял восемь велосипедов

За несколько лет Роман Султанов поменял восемь велосипедов

Поделиться

Рабочий день Романа Султанова проходит в одном из самых больших заводских цехов металлургического предприятия. Он следит за загрузкой шихтовых материалов в бункеры, орудует лопатой и кувалдой. А в свободное время молодой человек садится на велобайк и штурмует трамплины на трассе, которую построил вместе друзьями. 74.ru продолжает серию публикаций о челябинских заводчанах, их трудовых буднях и хобби.

Если вы знаете интересных людей, работающих на челябинских заводах, и считаете, что о них стоит рассказать на 74.ru, пишите на почту редакции с пометкой «Несуровый Челябинск».

Мужская работа

Сырье надо помешивать

Сырье надо помешивать

Поделиться

На заводах Челябинска много молодёжи. Все приходят туда по-разному. Роману 23 года, он учился в радиотехническом техникуме, потом слушал лекции в колледже промышленной автоматики. Ни то, ни другое не увлекло его по-настоящему. И год с лишним назад он пришёл на Челябинский цинковый завод. В соседнем цехе трудится его отец, что, скорее всего, и определило выбор предприятия.

На завод Роман пришел вслед за отцом

На завод Роман пришел вслед за отцом

Поделиться

– Я теперь в другой стабильности, – говорит Роман, не углубляясь в пространные объяснения.

В отходах металлургических производств всегда много ценного

В отходах металлургических производств всегда много ценного

Поделиться

Работает он шихтовщиком в вельц-цехе. Это одно из самых крупных подразделений ЧЦЗ. Несколько этажей, лифты, бункеры, самая высокая точка находится на уровне 17-го этажа многоквартирного дома. Вельц-цех работает с сырьём – отходы различных производств нагревают до 1250-1350°С во вращающейся печи и извлекают из них ценные металлы.

– В сырье, которое мы загружаем в печи, есть цинк, индий, кадмий и медь, – перечисляет Роман. – Наша задача – следить за поступлением шихты, чтобы она подавалась в определённых пропорциях, равномерно загружалась и выгружалась.

В цехе без маски не обойтись

В цехе без маски не обойтись

Поделиться

В итоге получаются два продукта. Это вельц-окись, из которой потом сделают цинк, и медный клинкер – его отправят на переработку, чтобы извлечь золото, серебро и медь.

Автоматика, конечно, присутствует: транспортёрные ленты, тележки и так далее. Но и без ручного труда не обойтись. Так что Роман легко орудует лопатой и кувалдой.

Шихта двигается к печи

Шихта двигается к печи

Поделиться

Загружаются печи круглосуточно, любой сбой грозит остановкой производства. Поэтому на каждом этапе нужен контроль. Шихтовщики проверяют, что и где загружается, как идёт по ленте, где выгружается. При необходимости чистят бункеры, чтобы сырьё нигде не застревало, а проходило свободно.

В вельц-цехе много лестниц

В вельц-цехе много лестниц

Поделиться

На взгляд постороннего человека, тут шумно и слишком пыльно, нужно постоянно носить маску или респиратор.

Бункеры нужно периодически чистить

Бункеры нужно периодически чистить

Поделиться

– Работа тяжёлая? – интересуюсь я у Романа.

Цех высотой с многоэтажный дом

Цех высотой с многоэтажный дом

Поделиться

Он пожимает плечами:

– Не знаю, обычная работа, мужская.

Роман не считает свою работу тяжелой

Роман не считает свою работу тяжелой

Поделиться

Когда потянуло на прыжки

Как и все мальчишки, с детства Роман катался на велике. Однажды друг предложил съездить посмотреть на земляные трамплины, которые кто-то соорудил недалеко от цинкового завода.

Экстрим-парк в Челябинске переезжает с места на место

Экстрим-парк в Челябинске переезжает с места на место

Поделиться

– Посмотрел, попробовал – и затянуло, – рассказывает руководитель сообщества райдеров Роман Султанов. – Начал всё чаще и чаще туда ездить. Пробовал прыгать, выполнять различные элементы. Потом разошёлся. У меня появился первый BMX, потом второй, третий и так далее.

Какой по счёту велосипед у него сейчас, Роман поначалу сказать затруднился. Но по нашей просьбе подсчитал – оказалось, уже восьмой.

 

– Три BMX было с колесами 24 и 26 дюймов, другие модификации, – вспоминает он. – Предпочитаю сам собирать велосипеды. Я в этой теме около восьми-девяти лет, знаю все магазины и мастеров. Если мне приспичило найти какую-то определённую деталь или запчасть, например, зелёные педали – найду именно такие.

Велосипеды для райдеров на вид очень просты, подбираются они по весу, конструкции, маневренным возможностям. Отличительная особенность – усиленная рама, колёса не менее 20 дюймов, отсутствие амортизаторов и переключения передач.

На набережной Миасса установлено 15 фигур для райдеров

На набережной Миасса установлено 15 фигур для райдеров

Поделиться

– Заниматься любым спортом дорого, – улыбается Роман, когда я спрашиваю о затратах. – Если ты начинающий райдер, велосипед стоит тысяч 20 плюс защита на 10-30 тысяч рублей. Катаешься на среднем уровне – подороже. А когда тренируешься в полную силу, знаешь, что ты хочешь, то это уже ощутимо бьет по карману. Но когда сильно чем-то увлечён, о цене уже не задумываешься.

Роман вспоминает, что в 2013 году него был самый дорогой велик в Челябинске. Впрочем, и нынешний велосипед райдера тянет на кругленькую сумму – больше 60 тысяч рублей. У него нет ни крыльев, ни тормозов, конструкция по типу BMX, но с большими колёсами и вилкой.

– Для меня катание на велосипеде – это способ выразить себя. Могу сделать сальто назад, сальто вперёд, круг вокруг рамы, да все что угодно, – рассказывает Роман. – В эти моменты я отдыхаю душой. Все эмоции, весь негатив уходят на тренировках.

Особый шик - в полете несколько раз прокрутить руль

Особый шик - в полете несколько раз прокрутить руль

Поделиться

А трюков в велоэкстриме бесчисленное количество. Совершенствуя мастерство, каждый райдер придумывает новые элементы. Одним из самых сложных трюков считается заднее сальто с оборотом рамы.

– То есть во время заднего сальто я кручу раму по своей оси, держась только за руль, – объясняет Роман. – Также делал 540 градусов с оборотом руля.

По словам Султанова, в Челябинске он единственный, кто крутил на велосипеде переднее сальто без рук. Это было в 2012 году, и до сих пор рекорд никто не повторил.

Роман – парень по-хорошему упёртый. Во время съёмок на набережной Миасса у Торгового центра (туда переехал экстрим-парк от памятника Курчатову) у него не получался один из трюков. И он повторял его снова и снова.

Главная помеха райдера - сильный ветер

Главная помеха райдера - сильный ветер

Поделиться

– Да ладно, хватит, – предложили мы с оператором. – В ролик всё не войдет, обрежем неудачное приземление.

Но Роман разгонялся, взлетал на фигуру и в очередной раз в воздухе крутил руль.

– Если я задумал трюк, буду тренировать его до посинения, пока не сделаю, – сказал он. – Пусть устал, пусть потный и вонючий, но всё равно делаешь, пока наконец не исполнишь как надо.

Трасса своими руками

Роману нравится взлетать в небо

Роману нравится взлетать в небо

Поделиться

Вернувшись из армии, Роман решил развивать в городе велоэкстрим. По его словам, с каждым годом в Челябинске всё больше райдеров. Соревнования проводятся в Магнитогорске, Екатеринбурге, Первоуральске, Миассе, Трёхгорном. Движение пополняется, тянутся мальчишки 10-12 лет, приходят парни постарше.

В конце сентября Роман с друзьями завершили строительство специальной трассы для райдеров в Металлургическом районе. Она находится на территории автодрома «Молодёжный». Проект трамплина Роман привез из Екатеринбурга, где видел его вживую. Ребята сами разравнивали земляные валы, сооружали фигуры из бруса и фанеры.

– Начинали трассу втроём, отдельные люди подключались на разных этапах, – говорит Султанов. – Уже протестировали площадку – всё нормально. Трамплины рассчитаны на спортсменов с разной подготовкой. Начинающие могут просто прыгать с определённой амплитудой. А профессионалы оценят раздолье для любых трюков – от прокрута рамы до сальто вперёд или назад.

Каждому - свои колеса

Каждому - свои колеса

Поделиться

На площадке у Торгового центра фигур, конечно, больше – штук 15. На ЧМЗ – всего пять, но зато они более сложные и безопасные. Конечно, получить травму можно везде. Роман признаётся, что весь переломан – руки, ноги, шрамы на лице.

– Первый раз, когда сильно разбился, у меня не было правой стороны лица вообще, сломал левую руку, – вспоминает Роман. – Но в каждом спорте свои трудности. Как только поправился, купил новый велосипед. Меня здесь больше всего привлекает свобода.

У челябинских райдеров теперь появился зимний парк и возможность кататься в любое время года.

С каждым годом в городе все больше райдеров

С каждым годом в городе все больше райдеров

Поделиться

– Фактически мы своим примером показываем: курить – это не круто, – говорит Роман Султанов. – Иди лучше покатайся, покажи, на что ты способен. Это намного интереснее.

Между прочим в этом году «ВМХ фристайл парк» официально стал олимпийским. Первые Игры пройдут через три года в Токио. И может быть, в обозримом будущем в большом спорте появится какой-нибудь челябинский мальчишка, делавший первые прыжки именно на этом трамплине.

Кстати, у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Челябинска. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.

Фото: Дмитрий Сиваш

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter