В пятницу, 6 октября, в Челябинске приняли первый тестовый электробус из Китая. Машину выгрузили и начали готовить к работе. Корреспонденты 74.ru вместе с министром дорожного хозяйства и транспорта области Дмитрием Микуликом первыми осмотрели машину.
Необычный для России общественный транспорт внешне выглядит обычным автобусом. На то, что он абсолютно экологичный, указывают только надписи на бортах. Челябинский водитель, сев за руль китайского электробуса, слегка занервничал: выгрузка транспорта – процесс ответственный. Когда электробус оказался на земле, все вздохнули свободнее. Первый круг по территории МУП «Челябавтотранс» дался человеку за рулём, кажется, легко – габариты машины схожи с имеющимися в парке автобусами.
Первое, что обращает на себя внимание при поездке, электробус почти бесшумный. В салоне – 36 посадочных мест, общая вместимость – до 80 человек. На электронном табло отображается маршрут и название следующей остановки, что важно для пассажиров с ограниченными возможностями по слуху. Салон оборудован несколькими камерами – у каждой двери и направленная на дорогу. Но видеонаблюдение – это требование китайских перевозок, у нас от него могут отказаться.
Пока в электробусе всё на китайском языке, поскольку это серийная машина, которая год работала на маршрутах в КНР. Весной его перебросили для тестирования в Москву, где он отработал без единой поломки четыре месяца и теперь будет проходить обкатку в Челябинске. В Китае таких электробусов в эксплуатации уже более 22 тысяч. Причём они возят пассажиров преимущественно в северных провинциях, где климат схож с южноуральским.
Немаловажный для челябинских пассажиров момент – отопление в салоне. По умолчанию оно в электробусе в качестве тёплого воздуха из кондиционера. Представители миндортранса области попросили включить и опробовать систему. Буквально через пару минут в салоне стало тепло, но день сегодня солнечный, поэтому окончательные выводы делать рано. Однако на случай критически низких температур в салоне есть радиаторы, которые нагреваются от топлива. Правда, горожанам проверить на себе тепло салона и прокатиться на тестовом электробусе не удастся, пока он будет курсировать только в опытном режиме.
– В Челябинске этот электробус будут тестировать месяц. Специалист завода-изготовителя (работает с переводчиком. – Прим. авт.) будет вести журнал эксплуатации, куда запишет все возникающие вопросы, – рассказал Дмитрий Микулик. – Сейчас нам важно изучить все детали.
Вместе с электробусом в Челябинск доставили и зарядную станцию, от которой одновременно могут подпитываться две машины. Аккумуляторов хватает примерно на 300 километров пути, то есть они с лёгкостью должны обеспечить бесперебойную работу на челябинском маршруте в течение дня. Зарядка электробуса занимает в среднем шесть часов. По словам представителя компании-дилера Ивана Костромина, через пять лет эксплуатации батареи электробуса теряют ёмкость только на 7%.
Напомним, о тестировании электробуса в южноуральской столице губернатор Борис Дубровский договорился с представителем китайской компании Yutong Hongkong International Limited Евгением Женгом. Опытное использование электробуса станет одним из шагов по переходу Челябинска на экологически чистый общественный транспорт. Этим вопросом займётся специально созданная по поручению губернатора рабочая группа, в которую вошли представители министерств дорожного хозяйства, экономического развития и экологии региона, а также администрации областного центра.
– Поручение президента Владимира Путина по снижению выбросов от автомобильных выхлопов требует современных подходов к организации общественного транспорта в городах с тяжелым состоянием атмосферного воздуха, – заявил тогда Борис Дубровский. – В его основе должен лежать транспорт на основе электропривода: трамваи, троллейбусы, электробусы
По итогам тестирования такого электробуса в Москве власти столицы планируют закупить 300 машин.
Добавим, это уже не первая попытка южноуральских властей внедрить автономный электрический транспорт в Челябинске. Так, в 2015 году было объявлено о выпуске на линию модернизированных троллейбусов, которые, доходя до конца электролинии, продолжают движение в отдаленные микрорайоны на автономном ходу. Тогда такие троллейбусы пустили в Чурилово, а затем – в «Парковый».
Фото: Олег Каргаполов