Газовые анализаторы и электросчётчики за бешеные деньги ещё не успели уйти в прошлое, а предприимчивые продавцы уже нашли новый способ «раскрутить» пенсионеров на дорогостоящие и бесполезные покупки. На этот раз — системы фильтров для воды. Так, пенсионер из Копейска Николай Савин в свои 63 года оказался должником перед банком после того, как в его квартире бесплатно установили фильтры. История о том, как злую шутку с пенсионерами играет доверчивость, — в материале 74.ru.
В тот день в квартире Николая Яковлевича раздался звонок — за дверью стояли женщина и мужчина.
— Они представились сотрудниками горводоканала. Как я понял, пришли проверить счётчики, — утверждает мужчина. — После беглого осмотра они сказали: «Мы всем в вашем районе устанавливаем системы водоочистки, так как люди жалуются, что вода грязная. Вам как пенсионеру установим бесплатно». Я начал отказываться: мол, живу один, мне ничего от вас не нужно. Но они настаивали, потом попросили пенсионное удостоверение и паспорт, после чего снова заверили, что мне как льготнику платить ничего не придётся, установка и последующее обслуживание системы будут бесплатными. А потом в квартире появились ещё двое мужчин, которые начали монтировать систему.
Николай Яковлевич говорит — сделали всё оперативно, а потом попросили расписаться за установку системы.
— У меня зрение очень плохое, читаю только с лупой, а там было много бумаг. Подписывая одну из них, я увидел, что счётчик стоит 19 тысяч рублей, — говорит мужчина. — Начал отказываться, так как у меня, кроме пенсии, и доходов-то других нет, а они: «Всё, система уже запущена! Что вы переживаете, будете по тысяче в месяц платить всего, разве это много?» До этого про банк даже слова не звучало, а тут оказалось, на меня уже оформлен кредит на 18 месяцев.
Уже после ухода «коммунальщиков» пенсионер изучил оставшиеся после их визита документы и понял, что не только купил дорогущий фильтр, но ещё и оказался должен банку сверху 10 тысяч рублей – всего порядка 30 тысяч.
— Я приехал к отцу, а он ночью с бумажками сидит, говорит: «Вот я дурак!». Он был в шоке, — рассказывает сын Николая Савина Сергей. — Я позвонил в компанию «Аква Kit», координаты которой оставили приходившие люди, сказал, что мы хотим расторгнуть с ними договор. Они обещали прислать юриста, но он к нам так и не приехал. Обидно то, что в магазине эта система стоит минимум в два раза дешевле, а итоговая сумма оказалась и вовсе заоблачной для такой покупки.
На днях Савины поехали в офис компании, чтобы отвезти претензию.
— Я предварительно позвонил им, и меня заверили, что они работают каждый день по графику, но когда мы приехали, офис оказался закрыт и поставлен на сигнализацию.
74.ru связался с компанией «Аква Kit», установившей систему фильтров пенсионеру. Отрицать причастность к произошедшему в организации не стали, но акцентировали, что клиент добровольно приобрёл систему в кредит.
— Савин фильтр приобрёл в кредит у нашего торгового представителя, никто ему ничего не навязывал, — прокомментировала представитель компании «Аква Kit» Светлана Беликова. — И сначала у него претензий не было. А спустя месяц он начал звонить в банк, хотел от кредита отказаться. Насколько я понимаю, банк ему отказал, потому что уже месяц прошел и непонятно, чем он всё это время думал. Я слышала, к нему просто приехал сын, который находился в отъезде, ему не понравилась покупка, и он начал подталкивать отца на действия по расторжению договора.
По словам Светланы Беликовой, для того, чтобы расторгнуть договор, мужчине нужно было в первые дни после покупки обратиться в офис компании.
— В конце концов 14 дней со дня покупки никто не отменял. Почему он не приехал в этот период? А сейчас после покупки прошло почти три месяца. Что мы должны сделать с этой системой? Она уже непригодна, у нас нет оснований её демонтировать, — говорит представитель компании. — Бывает, люди покупают в кредит, на следующий день у них возникает другое желание. Они обращаются к нам, мы демонтируем систему и деньги возвращаем банку. Но никак не спустя три месяца.
Светлана Беликова добавила, что в компании до сих пор не видели претензии от Николая Савина. При этом на вопрос журналиста о работе офиса в день, когда сын с отцом приезжали в Челябинск, чтобы отдать документы, подтвердила, что организация была закрыта.
— В тот день у нас по техническим причинам не работал офис, — объяснила она.
Этот локальный конфликт уже улажен. После того, как в телефоне начали ежедневно раздаваться звонки из банка, Сергей с Николаем Яковлевичем внесли в кредитное учреждение всю стоимость системы, чтобы не переплачивать лишние 10 тысяч рублей за проценты. Мужчина, почти тридцать лет проработавший шахтёром, не стал ввязываться в суды и разбирательства. Но эта история в очередной раз показала — не стоит быть слишком доверчивым.
— Сегодня это очень распространённая ситуация: кому-то краны меняют, кому-то воздуховоды, кому-то продают пылесосы и другую технику, причём намного дороже, чем она стоит на самом деле, — говорит юрист, эксперт ОНФ Вячеслав Курилин. — Продавцы проникают в квартиру к пенсионерам, а дальше, пользуясь их доверчивостью, заключают такие договоры. Насколько реально их расторгнуть? В принципе, в законе есть норма, по которой, если человек не понимал значения своих действий, расторгнуть договор можно, но в реальности доказать это не всегда получается. Можно попытаться обратиться в суд и требовать расторжения договора на основании того, что есть злоупотребление со стороны продавца, поскольку товар он продал гораздо дороже, чем тот стоит на самом деле. Либо если были свидетели, попытаться доказать, что разговор шёл о бесплатной установке.
По словам эксперта, чаще всего на такие уловки продавцов попадаются люди вполне сознательные, но внимание которых отвлекли.
— Здесь начинает работать правило: нельзя подписывать документы, которые ты внимательно не прочитал, — настаивает Вячеслав Кулилин. — Я сейчас как раз читаю курс лекций пенсионерам и всегда им говорю: нельзя пускать посторонних людей в квартиру, всегда можно проверить, из водоканала сотрудник или нет, позвонив в эту организацию. Нельзя подписывать документы, а если требуют деньги, то это однозначно какая-то афера. Пенсионеры — самое уязвимое звено, потому что они верят, с ними по-доброму поговорили, и им уже неудобно отказать. А проблема с кредитными договорами в том, что человек не понимает, что он уже заплатил. Он только подписал бумагу, в реальности же банк уже перечислил деньги за данную услугу, и человек должен банку. К слову, меня удивляют банки, которые сотрудничают с такими организациями. Не верю, что служба безопасности не знает, на ком происходит заработок. С молчаливого согласия банка происходят такие откровенно мошеннические схемы.
Юрист советует всем, кто попал в аналогичные ситуации, обязательно обращаться в полицию.
— Если такие обращения станут массовыми, правоохранительные органы будут вынуждены заниматься этим вопросом, — считает эксперт.
Как ранее сообщал 74.ru, в прошлом году челябинские пенсионеры стали жертвами нового способа выманивания денег. Под видом сотрудников газовой службы коммивояжеры втридорога продавали им бесполезные приборы для улавливания утечки газа, прикрываясь постановлением главы правительства РФ Дмитрия Медведева.
А в начале этого года в Челябинской области активизировались фирмы, незаконно предлагающие жителям сменить приборы энергоучета. Злоумышленники действовали якобы от имени ПАО «Челябэнергосбыт», но на самом деле никакого отношения к этой организации не имели. Как заменить счетчик без последствий для кошелька и нервов — в нашем материале.
Фото: Олег Каргаполов