13 ноября Челябинский областной суд в апелляционном порядке отказал Игорю Мотыгину, воспитавшему 60 приёмных сыновей, в возвращении опеки над 14-летним трудным подростком. Тройка судей выслушала мальчика, который заявил о желании вернуться в «мужскую» семью, но отказала в этом, передает из зала суда спецкор 74.ru.
Игорь Мотыгин ещё в районном суде настаивал на том, чтобы спросили мнения самого ребёнка. Однако в октябрьском райсуде не сочли это необходимым. И на основании мнения органов опеки отказали в возвращении подростка в семью. В апелляции организовали видео-конференц-связь с саткинским судом, куда педагог интерната привёз мальчика для дачи пояснений. Игорь Мотыгин расценил это как хороший знак.
Беседа судей с подростком проходила за закрытыми дверьми. Из зала попросили удалиться как журналистов, так и самого Мотыгина и его юриста Кирилла Хлыновского. По всей видимости, это было сделано для того, чтобы избежать какого-либо давления на мальчика. К слову, никто из органов опеки на заседание не явился.
Разговор занял не более семи минут, после чего всех пригласили обратно в зал. Председательствующая судья огласила, что подросток заявил о желании вернуться в семью опекуна, а также о том, что предыдущие заявления об обратном он писал под диктовку органов опеки и участкового.
Когда слово дали Игорю Мотыгину, мужчина рассказал о том, что мальчик уже пережил в жизни предательство отца.
— Его отец уже один раз бросил. Сдал в психиатрическую больницу и написал отказ от него. У ребёнка тогда уже был стресс, — подчеркнул Игорь Мотыгин. — Я как любой отец и мать. Это мой ребёнок. Прошу вернуть Влада в мою семью.
Юрист сказал о том, что суд первой инстанции не учёл показания свидетелей — участкового полиции и соседей, которые говорили о том, что в семье Мотыгина поведение трудного подростка постепенно исправлялось.
— Опека говорила о том, что устроит этого ребёнка в семью. Но этого не произошло. Очереди не стоит на такого ребёнка, — отметил Кирилл Хлыновский.
Судьи удалились в совещательную комнату и через пять минут огласили решение — в удовлетворении жалобы отказать, решение октябрьского суда оставить без изменения.
Полное объяснение решения облсуда станет известно только после того, как будет готова мотивировочная часть.
— У суда апелляционной инстанции не было оснований для признания незаконным оспариваемого постановления органов опеки, — пока кратко прокомментировала руководитель пресс-службы облсуда Евгения Нациевская. — Само по себе желание несовершеннолетнего вернуться к опекуну не влечёт безусловных оснований для отмены постановления.
Игорь Мотыгин покинул областной суд заметно удручённым. Отметил лишь, что будет обжаловать дальше — в кассацию.
Напомним, началось всё в мае прошлого года, когда Мотыгин, живущий в деревне Нововарламово Октябрьского района, взял из челябинского интерната на воспитание особо трудного подростка — 13-летнего Влада. Тот состоял на учёте у нарколога по токсикомании, много раз его клали в психиатрическую больницу, но опекун решил, что справится. Проблемы начались тем же летом. За короткий промежуток Влад обокрал два дома. Игорь Мотыгин считает, что за свою жизнь мальчишка озлобился на людей и грабил тех, кто его обижает. Например, обчистил дом, хозяйка которого обругала его матом за то, что подросток рвал вишню с веток, свисавших на улицу. По словам отца, после краж Влад признавался в совершённом и показывал, где спрятал похищенные деньги — даже потратить их не успевал. Затем начались побеги из дома и заявления о том, что он не хочет жить с Мотыгиным, что приёмный отец и братья его бьют. Однако каждый раз мальчишка изъявлял желание вернуться обратно. Зимой ситуация стабилизировалась, юноша стал спокойнее, жалоб поступать стало гораздо меньше, но летом побеги вновь возобновились.
В июле после очередного побега органы опеки забрали Влада из приёмной семьи и поместили в психиатрическую больницу, сочтя, что отец не справляется. Тогда начальник отдела опеки и попечительства администрации Октябрьского района Татьяна Резевич заявляла, что у трудного подростка есть шанс попасть в хорошую семью, где будут развивать его творческие способности. Игорь Мотыгин обратился в суд с просьбой восстановить опеку. Мужчина убеждён, что в его семье сложному мальчишке лучше, чем в интернате, а попасть в другую у Влада просто нет шансов. Сейчас подросток находится в интернате в Бакале.
Игорь Мотыгин подростка не бросил и регулярно привозил ему гостинцы из дома. До прошлой недели, когда на приёмного отца наложили домашний арест. За несколько дней до этого в отношении Мотыгина возбудили уголовное дело о мошенничестве. Его обвиняют в хищении пособий Влада в течение того времени, когда мальчик находился у него под опекой. Свободу приёмному отцу ограничили после того, как в следствии узнали, что тот хочет поехать в Москву на съёмки ток-шоу федерального телеканала.
Мужчина надеется, что сможет защититься письменным разрешением, которое мальчик оформил, едва придя в семью. Приёмный отец готов доказывать, что полностью содержал подростка — помимо еды покупал ему одежду, обувь, школьные принадлежности, мобильный телефон.
Добавим, если суд признает приёмного отца виновным в мошенничестве, то у него заберут всех восьмерых мальчишек, которых он воспитывает сейчас, и ему придётся забыть о работе с детьми.
74.ru ранее рассказывал необычную историю Игоря Мотыгина, который с 1996 года занимается воспитанием трудных мальчишек. Превратившись в профессионального отца, он одновременно воспитывает по восемь-девять подростков, а когда кто-то из них достигает совершеннолетия, снова едет в коррекционный интернат. Мужчина берёт воспитанников не младше десяти лет. На сегодня через семью Мотыгина прошли уже 60 человек. Безостановочное воспитание мальчишек не раз вызывало вопросы, приёмного отца проверяли и на возможную педофилию и присматривались, не использует ли он детский труд. Но ничего подобного не подтверждалось.
Мотыгин не скрывает, что проблемы есть, и их немало. Все дети, которых он берёт, — трудные, часто с психиатрическими диагнозами, отставанием в развитии, плохо усваивающие школьный материал. Если говорить прямо, то это те мальчишки, у которых практически нет шансов когда-либо попасть в обычную полноценную семью.
О том, как живет семья Игоря Мотыгина и что о нем думают чиновники органов опеки, читайте в спецрепортаже 74.ru.
Фото: Людмила Ковалёва