Анна оставила свой Mercedes-Benz GLK около здания Центрального районного суда, откуда его эвакуировали на штрафстоянку за нарушение правил остановки. Законность самой эвакуации челябинка считает сомнительной, но то, что случилось потом, вызвало у нее бурю возмущения — автомобиль оказался сломан. Может ли эвакуация угробить ваш автомобиль, разбирался сайт 74.ru.
Что случилось
Когда Анна заплатила 1900 рублей за эвакуацию и получила на руки постановление о штрафе в 1000 рублей, она попыталась завести автомобиль, но он не реагировал на поворот ключа зажигания, а руль оказался жестко заблокирован. Сотрудники штрафстоянки пытались помочь, но без успеха. Анна позвонила супругу, он подъехал и попытался зарядить аккумулятор, решив, что причина — в батарее, которая села из-за длительной работы сирены сигнализации. Ничего не помогло, и «Мерседес» отправился на коммерческом эвакуаторе в дилерский центр.
После диагностики стало ясно, что вышел из строя блокиратор рулевого механизма. Это устройство хорошо знакомо водителям: именно оно «закусывает» руль, если его пытаются вывернуть без ключа зажигания. Нужно это, чтобы осложнить жизнь угонщикам.
Из видео, сделанного сотрудниками ГИБДД, понятно, что перед эвакуацией колеса автомобиля были вывернуты — запомним это обстоятельство.
Замена блокиратора обошлась Анне в 74 тысячи рублей, еще около 25 тысяч потрачено на оценку, почти 5 тысяч рублей — на эвакуацию до дилерского центра, не считая оплаты штрафного перемещения, самого штрафа и другой мелочевки. Итого, все мероприятие стоило Анне более 100 тысяч рублей.
Естественный износ или грубость эвакуаторщиков?
Анна уверена: причина поломки — в неправильной эвакуации. Блокиратор руля заклинило на штрафстоянке, тогда как до места, откуда машину увезли, она добралась без проблем с рулевым управлением.
Поэтому Анна подала в суд на ООО «Лидер плюс» — службу, которая занимается штрафной эвакуацией в Челябинске. Представитель компании на суде отрицал причастность эвакуаторщиков к поломке. Кто прав?
Дилер, ремонтировавший автомобиль, в ответе на судебный запрос пояснил, что блокиратор руля получил механические повреждения, вследствие чего произошло его заклинивание в заблокированном состоянии. Во время заседания представитель дилера объяснил, что дефект, по его мнению, возник в результате эксплуатации, и в основе его может быть плохое содержание автомобиля.
Сама же Анна отмечает, что ее GLK проходил регулярное техническое обслуживание у официалов, а замена блокиратора специалистами не была рекомендована. Плюс производитель не устанавливает срок службы блокиратора.
Судебный эксперт подтвердил поломку блокиратора руля, однако не усмотрел причинно-следственной связи с эвакуацией автомобиля. В заключении сказано, что электродвигатель блокиратора вышел из строя вследствие «естественного изнашивания щеток».
Анна сделала рецензию на заключение судебного специалиста: независимый эксперт из Москвы проанализировал документы и пришел к выводу, что все-таки поломка могла быть связана с эвакуацией. Он описывает следующий сценарий: автомобиль был оставлен на стоянку с вывернутыми колесами, штатный иммобилайзер заблокировал руль. Когда эвакуатор начал поднимать автомобиль, колеса стремились занять прямое положение, рулевой вал несколько повернулся, руль заблокировался, и произошел перекос штифта, которым запирается рулевой вал. В дальнейшем электромотор блокиратора «сгорел» из-за перегрузок, пытаясь разблокировать вал рулевого колеса.
Суд счел подобный анализ по большей части голословным и не удовлетворил иск Анны.
— К сожалению, в решении нет ответа на наиболее существенный, на мой взгляд, вопрос: почему получилось, что износ, развивавшийся годами, привел к выходу из строя именно в день эвакуации? Это чудесное совпадение? — задается вопросом Анна.
Решение не вступило в законную силу, и, по словам автомобилистки, будет обжаловано в Челябинском областном суде.
Представитель службы эвакуации, в свою очередь, пояснил нам, что проблема в принципе характерна для данной модели и спровоцировать ее может не только эвакуация, а любая внешняя нагрузка на колеса (например, из-за парковки на бордюре).
Насколько распространена проблема
Два дилера компании Mercedes подтвердили нам, что поломки блокираторов руля после эвакуации случаются, хотя и нечасто. Стоимость блокиратора составляет 64-74 тысячи рублей в зависимости от конкретной модификации.
В российской судебной практике встречались похожие иски от владельцев Mercedes: в 2015 году блокиратор руля после эвакуации сломался у анапского Mercedes-Benz GLK, аналогичный инцидент произошел в Сочи с другим «Мерседесом» (модель в опубликованных судом документах затерта). Причем во втором случае стоимость ремонта приблизилась к 200 тысячам рублей. Суды также отказали в возмещении ущерба обоим истцам.
Технический директор официального дилера Mercedes, компании «Омега», Юрий Юров так прокомментировал ситуацию:
— Я не скажу, что проблема характерна именно для Mercedes-Benz, но мы сталкивались с такими случаями. И связаны они всегда с тем, что при постановке на парковку возникали излишние нагрузки на колёса автомобиля. Самый распространённый случай — это когда водитель упирается передними колёсами в бордюр, при это они повёрнуты. Увеличить нагрузку может наклон дороги. Ситуация, когда водитель не может включить зажигание в таком случае, возникнет на любом автомобиле с блокиратором руля — это нормальное явление, знакомое всем водителям. Чаще всего для разблокирования нужно покачать руль и ключ зажигания одновременно — так мы делали еще со времен «Жигулей». У Mercedes электронный ключ зажигания, который поворачивается на определенный угол и не блокируется, как руль. Поэтому владельцы зачастую не чувствуют, что руль заблокирован: они продолжают попытки завести автомобиль, не прилагая усилий к рулю для его разблокировки. В результате электроника подает сигналы на блокиратор руля, но разблокировать его не может, потому, что силы от колёс многократно сильнее. В подобных ситуациях я бы посоветовал сначала позвонить вашему дилеру и проконсультироваться, а уже потом пытаться решать проблему самостоятельно.
Мы не вправе судить о том, что именно стало причиной поломки — действия службы эвакуации или эксплуатационные факторы. Эвакуация автомобиля, особенно с вывернутыми колесами, приводит к блокировке руля, что само по себе естественно. Поломка, судя по заключениям экспертов, возникает непосредственно в момент разблокировки руля, и далее мнения расходятся: одни эксперты списывают все на особенности эксплуатации и/или износ, другие — на следствия неправильной эвакуации.
Как минимум имейте в виду, что эвакуация, при которой автомобиль поднимают за колеса, создает предпосылки к поломке рулевого управления или ходовой части. И это еще один повод не бросать машину там, где это запрещено.
Фото: ГИБДД