Рутений-106 в Челябинской области не был выброшен с предприятий региона, а имел так называемое «транзитное происхождение» — об этом на открытом заседании Челябинской городской думы доложил депутатам советник генерального директора НПО «Маяк» Юрий Мокров.
Выброс был, но откуда?
— За десять минут нашего разговора вы получили дозу естественной радиации больше, чем от всего рутения-106 в сентябре-октябре этого года, — пояснил специалист собравшимся, еще раз подчеркнув, что несмотря на жутковатые формулировки Росгидромета, речь о крайне незначительных концентрациях. Поскольку в обычном воздухе содержание бета-активных радионуклидов составляет миллионные доли допустимых величин, повышение фона в сотни и даже тысячи раз ничтожно.
Юрий Мокров подтвердил, что при технологических процессах на ПО «Маяк» образуется рутений-106, однако уже более тридцати лет его не производят специально.
— Выброс однозначно был не из реактора, потому что иначе мы бы получили десятки и сотни радионуклидов, тогда как обнаружен был только рутений-106, — сказал он. — Радиохимический завод также не выбрасывал в атмосферу этот элемент, и наши системы мониторинга показали значения в сотни раз ниже тех, при которых предпринимают какие-то меры. После появления рутения-106 в воздухе и его выпадении мы провели тщательный анализ всех систем, включая газоочистное оборудование, и еще раз убедились, что источником выброса было не наше предприятие. Кроме того, более 400 сотрудников были проверены на так называемом счетчике излучения человека — это специальная камера, в которой определяется наличие радионуклидов в теле человека. Следов рутения найдено не было.
Все-таки спутник?
На вопросы о возможных источниках рутения-106 Юрий Мокров ответил, что не хотел бы давать комментарии от лица ПО «Маяк», но сам считает наиболее вероятной версию с упавшим спутником.
— Важно подчеркнуть, что рутений-106 был обнаружен в воздухе десятков стран на территории в миллионы квадратных километров практически одновременно, — пояснил он свою позицию. — Его присутствие зафиксировали в Сибири, Казахстане, на Кавказе, в Европе. Чтобы получить столь масштабный охват, нужна доза в тысячи кюри, и в очаге этого выброса, если бы он был наземный, фиксировалась бы радиация, существенно превышающая обнаруженные уровни. Утрируя, можно сказать, что рутений размазался тонким слоем по всей поверхности континента. Это как раз наводит на мысли, что источник был на большой высоте.
Наши собственные источники в Европе также подтвердили, что сравнимые с уральскими концетрации рутения-106 были зафиксированы в нескольких странах, в частности, в Австрии и Румынии.
А что со Свердловской областью?
Тот факт, что зафиксировали рутений вблизи ПО «Маяк», не вызывает у нас больших вопросов: вокруг радиационно опасного объекта развитая сеть мониторинга: 20 станций Росгидромета и 30 станций самого «Маяка».
Но интересно другое: почему, например, этот условный «тонкий слой рутения» не задел соседнюю Свердловскую область, где также есть развитая сеть радиационного мониторинга?
— Полагаю, в Свердловской области оборудование ничуть не уступает нашему и мониторинг там велся с той же тщательностью, — ответил на наш вопрос Юрий Мокров. — Видимо, рутения-106 там не нашли. Чем объясняется такая его избирательность? Вероятно, это действительно странное совпадение, что спутник, падая, пролетел над нами. Думаю, траектория его падения шла из районов Cредиземного моря в сторону Сибири.
Мы уточнили, можно ли познакомиться с количественными результатами анализа почв, проведенных межведомственной комиссией, которая работала на «Маяке» в конце ноября — пока журналистам показали лишь общий отчет. Юрий Мокров сказал, что содержание искомых радионуклидов (рутений-106 и производный от него родий-106) при измерениях было ниже предела обнаружения.
В истории тем не менее остаются белые пятна, например, данные Росгидромета для городов Свердловской области представлены только за период с 4 по 15 сентября, тогда как в Челябинской области замеры проводились с 25 сентября по первые числа октября. Другими словами, концентрации рутения-106 в Свердловской области в период после предполагаемого выброса не опубликованы — а именно регионы севернее Челябинска являются наиболее вероятной точкой выброса по оценкам европейских специалистов. Версия со спутником хоть и не противоречит здравому смыслу, но не несет никакой конкретики: ни модели, ни страны происхождения, ни результатов моделирования, наподобие тех, что сделал (может быть, не вполне корректно) французский институт IRSN.
Напомним, первая информация о выбросе рутения-106 появилась в СМИ в октябре и переросла в панические заявления в соцсетях жителей Свердловской области. 21 ноября Росгидромет опубликовал данные о превышении в сотни раз радиационного фона в Челябинской области. ПО «Маяк» сразу же открестился от причастности к повышению содержания рутения-106 в атмосфере. 8 декабря специалисты межведомственной комиссии закончили проверку и сообщили, что утечка рутения на «Маяке» полностью исключена.
Журналисты 74.ru постарались разобраться в этой истории и понять, а был ли выброс на самом деле? Подробности в нашем материале.
А все факты об утечке мы собрали в нашей хронике.
Не забывайте, что у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Челябинска. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Фото: Лев Кириллов