Торговый комплекс «Фиеста» расстался с якорным арендатором, проработавшим в здании более шести лет. Гипермаркет бытовой техники и электроники Media Markt прекратил работу в середине января. Это был последний розничный магазин немецкой сети в Челябинске. Почему известный международный ритейлер ушел из миллионного города, кто займёт его место и нужны ли челябинцам магазины, где техника стоит на полках, выяснял корреспондент 74.ru.
15 января закрыл двери последний из работавших в Челябинске гипермаркетов европейской сети бытовой техники и электроники Media Markt.
— Мы не комментируем закрытие магазина в ТК «Фиеста» в Челябинске до официальной передачи помещения арендодателю, — сообщили 74.ru в пресс-офисе компании Media Markt в России.
Напомним, в столицу Южного Урала немецкая сеть бытовой техники и электроники пришла в 2011 году — тогда в городе открылось сразу два гипермаркета Media Markt — в ТК «Фиеста» и ТК «Кольцо». В 2012 году ритейлер продолжил экспансию на челябинский рынок, открыв еще один магазин в ТРК «КУБа». Компания занимала большие площади в торговых центрах и делала ставку на выкладку товара на палетах — специальных складских приспособлениях, предназначенных для быстрой транспортировки значительных объемов грузов. Это позволяло покупателям забирать крупную технику прямо из торгового зала.
Обратный отсчёт начался летом 2016 года. В сентябре Media Markt закрыл магазин площадью 3200 кв.м в ТК «Кольцо» (а поначалу гипермаркет занимал 5600 кв.м).
— Несмотря на все усилия нашей команды, из-за месторасположения результаты работы магазина были неудовлетворительными, и он так и не смог достичь поставленных перед ним бизнес-задач, — так генеральный директор Media Markt в России Гидо Рем объяснил тогда 74.ru причины закрытия гипермаркета.
Год назад, в феврале 2017-го, закрылся магазин Media Markt в ТРК «КУБа», размещавшийся на площади 3850 кв.м. Его ликвидацию объяснили неэффективностью и оптимизацией бизнеса компании. При этом представители ритейлера неустанно повторяли, что «компания заинтересована в развитии бизнеса на Урале и ведет переговоры с владельцами других торговых площадей».
Тогда же ходили слухи и про скорое закрытие гипермаркета на северо-западе Челябинска. Однако в «Фиесте» тогда сообщили о подписании дополнительного соглашения с Media Markt, рассчитанного на несколько лет.
Сейчас директор управляющей компании торгового центра «Фиеста аутлет» Александр Дадерко подтвердил 74.ru, что Media Markt собирает вещи.
— 15 января Media Markt работал последний день, — уточнил Александр Дадерко. — До 1 февраля они должны освободить занимаемые площади.
Но, как выяснил 74.ru, долго пустовать это место не будет. На этой площадке вновь будут продавать бытовую технику и электронику.
— Мы подписали договор с компанией DNS. У них был небольшой отдел в нашем комплексе, — рассказал директор управляющей компании ТК «Фиеста аутлет». — Теперь здесь появится DNS Гипер. Открытие предполагается в марте.
Отметим, сейчас в Челябинске работают 20 магазинов DNS и три — в Копейске.
В связи с кризисными явлениями в экономике России и введением санкций со стороны стран Запада продажи практически всех ритейлеров электроники начиная с середины 2014 года существенно снизились, отмечают эксперты.
— В конце 2014 года Media Markt объявил о пересмотре стратегии развития в России, суть которой заключалась в том числе и в сокращении торговых площадей в стране и более активного развития продаж в интернете, — отметил аналитик группы компаний «Финам» Алексей Коренев. — Однако уже к концу 2016 года немецкий ритейлер решил возобновить и офлайн-продажи, активно развиваясь в регионах, но уже по новой схеме. С октября 2017-го Media Markt начал продавать свои товары в России через сеть гипермаркетов METRO Cash & Carry по схеме «магазин в магазине».
Соглашение предполагает открытие магазинов Media Markt в 84 торговых центрах METRO по всей стране, в которых будет продаваться электроника и бытовая техника, в то время как профессиональное оборудование для гостиниц, кафе и торговых заведений будет реализовываться непосредственно в METRO. При этом покупатели будут выбирать электронику в Media Markt, но оплату производить на кассах самого METRO (механизм распределения доходов компании пока не раскрывают).
— Ясно, что при такой схеме работы Media Markt существенно экономит на расходах, связанных с открытием и обслуживанием новых магазинов. Да и логистические цепи могут быть объединены, что также даст определенную экономию, — продолжил Алексей Коренев. — Из минусов можно выделить тот факт, что METRO сам по себе не является центром массового посещения: покупателями там являются лица, обладающие картой клиента. Однако пилотные проекты сначала в Москве и Екатеринбурге, а затем в Архангельске и Белгороде показали, что такой механизм сотрудничества себя полностью оправдывает — издержки обеих сторон снизились, а продажи увеличились.
В декабре прошлого года METRO и MediaMarkt получили разрешение ФАС на совместную деятельность в формате shop-in-shop. А это значит, что магазин электроники и бытовой техники может открыться и в Челябинской области — ближайший торговый центр METRO расположен в Копейске.
Эксперты говорят также об общемировой тенденции ухода продаж в интернет. Впрочем, не стоит опасаться, что 100% продаж электроники и бытовой техники уйдут в онлайн.
— Существует устойчивая и довольно многочисленная категория покупателей, предпочитающих выбор «живого» товара, когда образцы техники можно посмотреть воочию, сравнить между собой разные модели от разных производителей, получить консультацию продавца и заодно приобрести сопутствующие товары по совету эксперта, — добавил аналитик «Финама». — Так что между офлайн-продажами и продажами через интернет со временем будет достигнут естественный и экономически обусловленный баланс, определяемый качеством предложения и особенностями спроса со стороны потребителей.