Сегодня день рождения незаменимого прибора — огнетушителя. Ровно 155 лет назад, 7 февраля 1863 года, американец Алан Крей запатентовал первый огнетушитель. В честь события мы решили проверить, сможет ли обычный водитель потушить небольшой пожар с помощью автомобильного огнетушителя.
Они есть во многих автомобилях, но покупают их ради формального прохождения техосмотра или в комплекте с набором автомобилиста. Как ими пользоваться, большинство знает лишь в теории. И я — не исключение.
К эксперименту я не готовился: хотелось понять, можно ли почти мгновенно разобраться с принципом работы огнетушителя и затушить возгорание?
Мы налили в автомобильную покрышку граммов 200 бензина, подожгли, дали разгореться, и вот что получилось.
В тесте использовался самый популярный вид автомобильного огнетушителя — порошковый. Он обозначается литерами ОП. Иногда автомобилисты возят углекислотные, которые не пачкают салон и кузов автомобиля при тушении, но в остальном порошковые более универсальны и распространены. Стоят они 200–500 рублей.
Вот какие выводы мы сделали после минитеста.
Ознакомьтесь с конструкцией заранее
Даже без подготовки удалось сорвать защитную «чеку» без особого промедления: в одном случае это было красное пластмассовое кольцо, во втором — металлический шплинт. Но поскольку реальный пожар — это всегда паника, лучше ознакомиться с блокиратором заранее: инструкция есть на корпусе огнетушителя.
После разблокировки сводим вместе рычаги и...
Следите за давлением
Первый огнетушитель я возил полтора года, и хотя срок не такой уж большой, когда покрышка разгорелась, мы вдруг увидели лежащую на нуле стрелку манометра! И да, нас ждало фиаско: огнетушитель чихнул белой пылью, а потом некоторое время курился в стороне, пока покрышка разгоралась с невероятным азартом.
Обязательно следите за состоянием огнетушителя: в конце концов старый можно возить с собой на всякий случай, но всегда должен быть в машине и свежий.
Без второго шанса
Еще один огнетушитель, купленный в день теста, оказался рабочим: стрелка манометра была в зеленой зоне, а после нажатия на рычаг он выдал мощный разряд белой пыли, которая мела, как реактивная струя. Простота, с которой мы потушили покрышку, впечатлила.
Есть ли у вас автомобильный огнетушитель?
Но второго шанса порошковые огнетушители с двухкилограммовым зарядом практически не дадут: время их работы в зависимости от производителя составляет 10-20 секунд. Не позволяют они ни цедить, ни дозировать смесь, поэтому перед применением найдите удобное положение, хорошенько прицельтесь и попытайтесь ликвидировать очаг возгорания с первого раза.
Дальнобойность порошковых огнетушителей составляет 3–6 метров.
Бойтесь пыли
Я допустил ошибку новичка: резко вдохнул после применения огнетушителя и закашлялся. Эта пыль не полезна, кроме того, по консистенции напоминает муку, пачкает все вокруг и забивается в мелкие поры. При пожаре это не имеет значения, но если будете применять огнетушитель в тренировочных целях, имейте в виду, что оттирать придется зону в радиусе трех метров.
Не преувеличивайте возможности
Автомобильный огнетушитель оказался небесполезным: например, он позволит ликвидировать воспламенения паров топлива на АЗС. Порошковые огнетушители довольно универсальны — тушат и жидкое топливо, и твердое, подходят для ликвидации сильного разгоревшегося костра или начальной фазы бытового пожара.
Но их потенциал крайне ограничен. Они эффективны разве что в первые минуты возгорания, пока оно локализовано. Мы вывели такую формулу: если огонь можно потушить парой ведер воды, скорее всего, хватит и автомобильного огнетушителя. Не более того.
Не себе, так другим
При автомобильных пожарах очень выручают соседи по потоку с дополнительными огнетушителями, ведь хозяин часто прокрастинирует или мечется в панике. Возите свежий огнетушитель — не воспользуетесь сами, спасете кого-то еще.
Что делать при возгорании автомобиля
Останавливаемся, выключаем зажигание, дергаем рычаг капота.
Высаживаем пассажиров.
Просим их или очевидцев вызвать пожарную службу по номерам 112 или 101.
Не допускаем притока воздуха в зону горения. Если возгорание под капотом, не открываем его полностью — иногда достаточно щели, чтобы прошла струя огнетушителя. Если горит в салоне, не держим двери открытыми до момента, пока не подготовим огнетушитель. Бывает, что пожар «задыхается» в замкнутом пространстве.
По возможности обесточиваем автомобиль, скидывая клемму аккумулятора (с учетом предыдущего пункта).
Трезво оцениваем возможность потушить пожар за 10-20 секунд работы огнетушителя. Если пламя слишком сильное, принимаем меры для эвакуации людей и других машин.
Если возгорание локально, применяем огнетушитель. Тушим снизу вверх: например, если горит лужа топлива на земле, сначала гасим ее.
Остаточное пламя, которое грозит разгореться снова, можно «придушить», накинув сверху негорючую ткань или залив водой.
Не спешим радоваться: если видимого пламени уже нет, убедитесь, что не осталось тлеющего очага, например, из-за короткого замыкания (если автомобиль так и не обесточен).
Даже если пожар удалось погасить, дожидаемся пожарных, в том числе для правильного оформления инцидента — документы понадобятся при обращении в страховую и последующих разбирательствах.