Челябинец за рулём Toyota Chaser попытался уступить дорогу пожарному автомобилю, но вышло не слишком удачно: камеры видеофиксации оформили ему штраф, а спасатели всё равно застряли. При всей курьёзности ситуации, она иллюстрирует популярную проблему: когда и как водители должны уступать дорогу спецмашинам? В ситуации разбирался 74.ru.
Toyota Chaser остановилась на красный свет на перекрёстке проспекта Победы и улицы 40-летия Победы, когда сзади появился автомобиль со спецсигналом.
— Ожидая зелёного сигнала, я услышал громкий звуковой сигнал и увидел маячки в зеркале заднего вида, — объяснил водитель. — Пожарная машина двигалась по моей полосе, и я незамедлительно принял решение освободить её, но сделал это аккуратно, чтобы не создавать помех другим участникам движения. Проехал за стоп-линию (другого варианта не было) примерно на 15 метров, чтобы другие участники движения также могли проехать вперёд и уступить дорогу спецмашине.
Нарушение зафиксировал автоматический комплекс «Азимут». Выезд за стоп-линию на запрещающий сигнал светофора по части 2 статьи 12.12 КоАП наказывается штрафом в 800 рублей. В отличие от проезда на красный это нарушение не влечёт прогрессивного увеличения штрафа при повторных инцидентах.
В поданной жалобе водитель Toyota сослался на действия в состоянии крайней необходимости, которая, согласно статье 2.7 КоАП, освобождает от административной ответственности: причинённый вред, по мнению автомобилиста, был менее значительным, чем предотвращённый.
— Водитель — молодой и очень ответственный парень, - рассказал 74.ru юрист, представляющий интересы невольного нарушителя. — Он много раз видел в интернете статьи и видео, связанные со скандалами о непропуске скорой помощи, поэтому и решился на манёвр. Приложенная запись в данном случае не отражает всей картины: пожарная неслась по его полосе с сиреной и проблесковыми маячками, поэтому другого варианта у водителя Toyota просто не было.
Скандалы, связанные с непропуском автомобилей скорой помощи, действительно происходят регулярно. Самый известный случился чуть более года назад на Камчатке. Водитель легковушки заблокировал проезд скорой, в результате умер 21-летний пациент. Буквально на днях похожая история случилась в Магнитогорске. В ней сейчас разбирается полиция.
На волне подобных скандалов депутаты весь прошлый год обсуждали радикальное ужесточение наказания за непропуск спецмашин. Предлагалось, например, повысить штраф до 30 тысяч рублей. А также предусмотреть уголовную ответственность с реальными сроками заключения в случае, если действия строптивого водителя привели к гибели пациента. В ходе обсуждений думцы договорились, что законопроект должен касаться не только автомобилей скорой помощи, но всех спецмашин, включая пожарные. Правда, пока обе инициативы не приняты.
Стоит ли отменить наказание водителю Toyota?
Поэтому сейчас нарушителей наказывают по части 2 статьи 12.17 КоАП, которая предусматривает штраф в 500 рублей или лишение прав на один–три месяца.
Впрочем, дело не только в штрафе: ажиотаж вокруг темы заставляет порядочных водителей активнее пропускать спецмашины, что само по себе хорошо. Другое дело, что есть ряд пограничных ситуаций, когда не все понимают, что и как они должны сделать.
Правила требуют от водителей уступить дорогу спецавтомобилям с проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальными звуковыми сигналами (пункт 3.2 ПДД). Но есть важная тонкость — термин «уступить дорогу» определён в правилах и не предполагает освобождения проезжей части в ситуациях, когда водитель не может сделать этого законно.
— В данном случае обязанности проезжать за стоп-линию у водителя Toyota не было, — объясняет автоюрист Юрий Панченко. — Полагаю, водитель молод, может быть, пожарная машина ехала позади него с сиреной, создав психологический прессинг, поэтому при её приближении на светофоре он решил что-то предпринять. В любом случае, от автомобилистов не требуют невозможного. Один раз я был в похожей ситуации. Жестом попросил водителя справа дать мне перестроиться, и, как только появилась возможность, ушёл в правый ряд, пропустив скорую. Нарушать правила необходимости нет.
В ответе на апелляционную жалобу водителя также отмечается, что его действия не привели к пропуску спецмашины. Цитируем:
— К тому моменту, когда водитель начал движение с целью, как он утверждает, уступить проезжую часть машине со спецсигналами, пожарный автомобиль уже перестроился в другую полосу, следовательно, у водителя Toyota Chaser отсутствовала необходимость выезда за стоп-линию. Действия нельзя расценивать как совершённые в условиях крайней необходимости.
Впрочем, помимо юридической казуистики есть ещё и чисто человеческое желание пропустит автомобиль, который едет на срочный вызов. Несколько лет назад водитель автомобиля Hyundai пропустила автомобиль скорой помощи, выехав за стоп-линию под камерами. Впоследствии штраф отменили. Поэтому, если манёвр не создал опасности и действительно помог спецавтомобилю проехать, у водителя есть шанс аннулировать штраф.
В этом случае главным аргументом против водителя Toyota является тот факт, что спецмашина в любом случае свернула в другую полосу и осталась стоять.
Но мы, со своей стороны, отдадим должное водителю Toyota хотя бы за его желание помочь. Подробнее о технологии пропускания спецмашин — в специальном материале 74.ru.
Фото: ГИБДД
Видео: камеры видеофиксации