Каждая пара туфель и ботинок, флакон духов, пачка сигарет, блузки, куртки и другие товары получат электронную метку. Со следующего года в нашей стране начнётся обязательная маркировка продукции массового спроса. Премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил перечень из 10 групп товаров. Ждать ли челябинцам проблем из-за дефицита чипов и кодов, как нововведения скажутся на затратах производителей и продавцов, а значит, и на стоимости привычных всем товаров, разбирался 74.ru.
Когда и что промаркируют
По данным Минпромторга РФ, в лёгкой промышленности сейчас — 30% контрафакта, в обувной — все 50% Чиновники придумали, как защитить нас, российских потребителей, от подделок. Товары массового спроса снабдят обязательной маркировкой. На шубах это уже опробовали. С 1 марта следующего года нововведение коснётся табачной продукции, с 1 июля — обуви.
А для остальных товаров, вошедших в «список Медведева», маркировка станет обязательной с 1 декабря 2019 года. Смотрим, что среди них:
духи и туалетная вода;
новые пневматические резиновые шины и покрышки;
предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи;
блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек;
пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков;
пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек;
бельё постельное, столовое, туалетное и кухонное;
фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки.
— Перечень сформирован с учётом особенностей рыночной конъюнктуры и условий товарооборота на соответствующих рынках, — говорится в пояснении к законопроекту.
В Министерстве промышленности и торговли также сообщили, что в приоритетный список внесли товары, по которым готовятся добровольные эксперименты.
От чипов к кодам
Один из таких экспериментов — по добровольной маркировке табачных изделий — стартовал в январе этого года. Производители табачной продукции начали ставить специальные двухмерные коды на пачки и блоки сигарет. В начале апреля первые промаркированные пачки сигарет прошли через онлайн-кассы в магазине «Перекрёсток» сети Х5.
— Мы полностью проследили цепочку — от генерации кода и нанесения цифровой маркировки производителями в России до дистрибьютора и конечной реализации продукции в розницу, — прокомментировал председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий — оператора проекта по маркировке Михаил Дубин. — Нам крайне важно подготовить систему к бесшовной интеграции с бизнес-процессами всех участников. Сейчас есть возможность совместно с ритейлом, оптом и производством отработать на практике все алгоритмы. Если будет необходимость, внесём изменения, чтобы переход на маркировку стал для бизнеса максимально удобным и требующим минимальных затрат.
В пилотном проекте по маркировке табачных изделий принимают участие производители табачных изделий — JTI, British American Tobacco, Philip Morris International и ритейлеры — X5 Retail Group, Metro Cash&Carry, «Магнит», «Дикси» и «Лента».
— Каждой единице товара присваиваются уникальные цифровые коды, защищённые криптографией. Код товара состоит из двух частей — код идентификации и код проверки, — рассказал 74.ru заместитель гендиректора по связям с общественностью и маркетингу Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Реваз Юсупов. — С начала эксперимента прошло три месяца, и система цифровой маркировки заработала в полную силу.
Для маркировки сигарет используются коды Data Matrix (визуально напоминают квадратики QR-кодов, которые можно считывать смартфоном или сканером). В ЦРПТ говорят, что такие коды в отличии от чипов для шуб не нужно где-то заказывать и доставлять. Они печатаются на принтерном оборудовании, которое уже используют производители товаров, а считываются стандартными сканерами, которые есть у каждого продавца.
Но в Челябинске приобрести маркированные сигареты пока не удастся. По словам Реваза Юсупова, эта продукция отправлена на реализацию в Москву и Санкт-Петербург. А далее всё будет зависеть от планов производителей и дистрибьюторов.
Обувщики пойдут за табачниками
Добровольный эксперимент по оцифровке обуви планируют начать 1 июня этого года. Представители челябинской обувной фабрики в прошлом году заявляли, что примут активное участие в эксперименте. Но не в ближайший месяц, осторожничает гендиректор «Юничела» Владимир Денисенко.
— Пока нет ни методики, ни порядка проведения эксперимента, — объясняет он. — Как только техническая сторона будет решена, мы займёмся этим процессом.
По словам Владимира Денисенко, новые штрихкоды не должны негативно повлиять на конечную цену обуви, их себестоимость не больше рубля.
Руководитель отечественной фабрики считает, что маркировка будет полезна только в случае эффективного контроля.
— Сама по себе мера правильная, но весь вопрос в том, кто будет и будет ли вообще проверять эти коды, чипы, бирки, если сейчас не проверяется даже сам товар, — говорит Владимир Денисенко. — У нас всё подделывается. Треть обуви на рынке — контрабанда, в деньгах это 860 миллиардов рублей. Вал нелегальных товаров идёт к нам из Китая и Казахстана. Подобно белорусским креветкам появились киргизские кроссовки. Ни в Казахстане, ни в Киргизии нет своего обувного производства, но караваны продукции, не растаможенной по закону, продолжают идти через нашу границу. Только по обуви на неоплаченных таможенных сборах и НДС российский бюджет теряет порядка 30 миллиардов. рублей. Да на эти деньги можно ещё не одну Олимпиаду провести!
Сначала нужно навести порядок на границе и в торговле — было бы желание, считает руководитель челябинской фабрики.
Представитель Zenden подтвердил 74.ru, что компания примет участие в эксперименте по маркировке.
— Штрихкод наносится на упаковку. Он дополнит объём информации, которая сейчас размещается на коробке. Цена для потребителя никак не увеличится, так как для эффективного процесса отслеживания товара не требуется никакого специального оборудования, — рассказал директор по коммуникациям компании Zenden Александр Милых. — Важно, что обувь с индивидуальным штрихкодом не может оказаться на полке у другого юридического лица. И не может быть продана несколько раз. А слухи о росте цен при маркировке — это миф и попытка ввести людей в заблуждение.
Для печати штрихкода подойдёт любой бытовой или офисный принтер, поэтому дефицита чипов быть не может, добавил представитель обувной компании.
— Возможность печатать штрихкод на любом принтере исключает также коррупционную составляющую. Речь о таких случаях, когда компания-поставщик начинает монопольно зарабатывать на нужной для рынка и государства инициативе, — отметил Александр Милых. — Проект запустят на базе самого массового российского ИТ продукта — системы 1С. Поэтому создания новых процессов или покупки дорогостоящего программного обеспечения не потребуется.
Кто заплатит за прозрачность
Крупные игроки рынка уже озаботились выяснением необходимых технических моментов для внедрения цифровой маркировки. Средние и мелкие предприниматели с опаской припоминают дефицит контрольно-идентификационных знаков (КИЗ) — электронных чипов в то время, когда начиналась маркировка шуб.
— Мы торгуем импортными товарами от разных производителей. Вероятно, придётся сначала везти всё на склад, где маркировать товары вручную, — опасается представитель небольшой оптовой фирмы. — Нужны будут сканеры, дополнительные сотрудники. Это всё тоже расходы.
По уверениям чиновников, заметного удорожания товаров, подлежащих обязательной маркировке, произойти не должно. Один из основных аргументов — обязанность промаркировать товар возложат на производителей и импортёров. Соответственно, на них и должно лечь основное бремя расходов.
— Продавцам ничего платить не придётся. Но, чтобы продавать товары с маркировкой, им уже сейчас надо начинать регистрироваться в специальном реестре. А затем регулярно отчитываться о закупках, продажах и списании продукции, — обращает внимание аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. — В качестве примера правительством приводится успешный опыт по маркировке шуб для борьбы с контрафактом. Но следует учитывать, что шуба — весьма дорогое изделие, и стоимость микрочипа, содержащего сведения о производителе или импортёре товара, занимает лишь мизерную долю стоимости самой шубы. А вот на фоне стоимости блузки или маечки для девочки, плаща для мальчика или пачки сигарет чипирование продукции будет выглядеть уже не таким безболезненным. То же самое касается и лекарств.
Необходимость регистрироваться в реестре и отчитываться о закупках и продажах заметно увеличит документооборот у мелких реализаторов розничной продукции, и подобные расходы неизбежно скажутся на финансовых показателях, указывает эксперт.
— Нет сомнений, что и производители, и розница попытаются переложить хотя бы часть затрат, связанных с обязательной маркировкой, на конечного потребителя, — говорит Алексей Коренев. — Сказать заранее, какая продукция и насколько подорожает, затруднительно. Но то, что определённый рост цен неизбежен, уже очевидно. Так же, как и то, что в более дорогих товарных позициях, с высоким уровнем добавленной стоимости, производимых на крупных предприятиях, увеличение цен будет не столь существенным, как по товарам низкой ценовой категории или производимым небольшими предприятиями.
Что касается возможной нехватки чипов, то всё будет зависеть от того, каким именно образом обяжут маркировать продукцию.
— Прочипировать шубы несложно. Ввести маркировку по огромному перечню товаров массового потребления куда труднее, — предполагают аналитики. — Если переход к обязательной маркировке будет постепенным и поэтапным, возможно, нехватки чипов удастся избежать. Если же требование к маркировке вступит для всех перечисленных категорий товаров одновременно, дефицита, на наш взгляд, избежать не удастся. И это приведет к неминуемому саботированию программы со стороны производителей и розничных реализаторов — у них будет «железобетонный» формальный повод в виде нехватки микрочипов.
12 августа 2016 года в России ввели обязательную маркировку меховых изделий. Но предприниматели жаловались на нехватку чипов, которые должны быть на всех меховых изделиях (их выпускало одно предприятие). Также были претензии к работе личных кабинетов на специальном информационном ресурсе, который обслуживает налоговая служба. В итоге час X продлили ещё на четыре месяца. В процессе маркировки выяснилось, что в России шьётся не 20%, а более половины всех меховых изделий. А также хранится 15-летний запас шуб.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Фото: Илья Бархатов