Челябинцам предлагают заработать на рынке пассажирских перевозок. Владелец небольшого автопарка продает маршрутные такси вместе с необходимой для работы документацией. За действующий бизнес просит четыре миллиона рублей. Эксперты подтверждают, что арендатором маршрута стать легко, но нужно смотреть на документы и пробег машин. Игроки рынка перевозок не советуют связываться с такой высококонкурентной сферой бизнеса, как маршрутки.
Предложение приобрести «хорошо отлаженный бизнес — маршрутки» появилось на одном из специализированных порталов. Покупателю предлагается пять маршрутных такси марки Ford с официальными маршрутными картами. К преимуществам актива владелец относит имеющиеся места на маршрутах, наличие необходимых документов и постоянную доходность.
— Все машины 2012–2013 годов выпуска, в отличном техническом состоянии, обслуживаются в одном автосервисе, есть все документы по проведенным ремонтам, — отмечает автор объявления. — Наличка каждый день. Да, работы много, но есть постоянный доход — от 300 000 рублей в месяц.
Как сообщил владелец маршрутных такси Денис, бизнес реализуется в связи с переездом. Причем, в тот город, где нет маршруток. Иначе, по его словам, с удовольствием забрал бы автомобили с собой.
— Сейчас машины каждый день работают на маршрутах № 58 и 39. Покупатель получит все документы, позволяющие ему продолжить работу на этих направлениях, и уже сложившийся поток пассажиров, — поясняет Денис. — На каждую машину даются транспортные карты, есть водители, техническая база, на которой обслуживаются автомобили. Все это входит в общую цену.
Сегодня частные маршрутные такси малой вместимости занимают 70% пассажирских перевозок в Челябинске. Между тем глава города Евгений Тефтелев постоянно говорит о том, что власти намерены изменить это соотношение в пользу общественного транспорта.
— Новая маршрутная сеть предполагает ликвидацию дублирующих маршрутов, — объяснял ранее Евгений Тефтелев. — Она должна усилить позиции общественного транспорта.
Но владелец маршрутных такси считает, что до реальной конкуренции маршруток с автобусами, трамваями и троллейбусами еще очень далеко.
— Автоколонны давным-давно обанкротили и распродали, — говорит Денис. — В Казани, прежде чем убрали все маршрутки, к этому целый год основательно готовились. При этом у них была хорошая база общественного транспорта. У нас таких подвижек незаметно, хорошей ремонтной базы просто нет. Лет пять про ликвидацию маршруток слышим. А кто пассажиров-то возить будет?
Контроль за маршрутными перевозками нужен: за техсостоянием машин, режимом работы водителей и так далее, согласен Денис. Но главное, по его мнению, — не делать резких движений, от которых могут пострадать простые пассажиры.
По мнению участников рынка городских пассажирских перевозок, арендовать или купить маршрутные такси можно за 10 минут. Но где их владельцу потом работать?
— Сегодня в Челябинске слишком перенасыщен рынок, и на рентабельные маршруты стоит очередь, — говорит директор ООО «Первая Гильдия+» Рустам Тимуршин. — Поэтому я бы не рекомендовал новым участникам заходить на этот рынок. Скажу просто: не лезьте в маршрутную сеть. Вы разоритесь через некоторое время.
Перевозчики, выигравшие торги, получают право работать на определенном маршруте на своей и арендованной технике. Поэтому действительно владельцу микроавтобуса можно заключить договор с таким перевозчиком и ездить по маршруту. Но у каждого перевозчика есть определенное количество маршрутных карт — то есть оговорено количество машин, которые могут возить пассажиров. Если все места заняты, то новых арендаторов просто некуда поставить.
По словам Рустама Тимуршина, сегодня есть ряд предпринимателей, у которых от 5 до 20 машин.
— Они начинали в 2000-х годах, когда в маршрутном бизнесе еще был Клондайк. А сейчас их задавили конкуренты на маршруте, — предполагает директор ООО «Первая Гильдия+». — Кроме того, на пассажирских перевозках машины работают интенсивно. Шесть лет работы на маршруте — это много, машины почти исчерпали свой ресурс. А максимальный лимит у них — восемь лет.
Снижение стоимости проезда на отдельных маршрутах свидетельствует о том, что муниципальный транспорт начинает конкурировать с частными перевозчиками. Недавно в Челябинске снизили цены на проезд в маршрутках № 86 и 92. Как заявил 74.ru начальник управления транспорта Роман Болотов, вслед за понижением стоимости должно повыситься качество обслуживания пассажиров.
Цены на проезд в маршрутных такси осенью 2017 года синхронно выросли с 23 до 25 рублей у всех перевозчиков. В антимонопольной службе полагают, что они заключили антиконкурентное соглашение. С заявлением в ведомство обратились жители города и управление транспорта администрации Челябинска.
В конце марта антимонопольная служба возбудила административное дело о сговоре в отношении 13 копейских перевозчиков. Через пару дней после этого цены на восьми маршрутах вернулись с 26 рублей на прежний уровень — 23 рубля.
До этого ведомство обнаружило нарушение антимонопольного законодательства в действиях четырех перевозчиков Магнитогорска. Им предписано снизить цены на проезд с 25 до 20 рублей на маршрутах № 13, 15, 22, 50, 48, 40, 55, 47, 33, 37 и 56. Один из предпринимателей уже отчитался об исполнении этого предписания. Остальные перевозчики обжалуют решение УФАС в суде.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Челябинска. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Фото: Олег Каргаполов