Журналистские расследования о взрыве в Магнитогорске были сделаны, чтобы кошмарить людей. Об этом заявил российский сенатор Андрей Клишас, известный неоднозначными законопроектами о фейк-ньюс, запрете на оскорбление власти и изоляции Рунета. Свою точку зрения он высказал в интервью нашим коллегам из издания Znak.com в Екатеринбурге. При этом Клишас сделал оговорку, что пример с Магнитогорском является достаточно сложным, его нельзя оценивать до конца расследования.
В Свердловскую область сенатор прибыл для участия в конференции «Ковалевские чтения». Клишас объяснил, что его законопроект о недостоверных новостях должен уберечь читателя от паники и не дать распространиться лжи. Для этого, пояснил сенатор, и необходима досудебная блокировка от Роскомнадзора. Однако разбираться, были ли новости ложными, нужно ли штрафовать СМИ, позднее должен всё-таки суд, заявил Клишас. И снимать блокировку издания должны там же, но уже самостоятельно оспаривая решения ведомства.
— Сейчас ситуация сложилась так, что СМИ часто вынуждены ссылаться на анонимные источники, особенно когда пишут на криминальные, резонансные темы. Такие новости, мне кажется, очень легко подвести под закон о фейк-ньюс. Например, ситуация со взрывом в Магнитогорске. Мы были одним из тех СМИ (Znak.com и 74.ru первыми озвучили версию теракта. — Прим. ред.), которое со ссылкой на собственные источники написало, что в Магнитогорске был теракт. До сих пор нет официальной версии о том, что там было. Как нам нужно было действовать в этой ситуации? Мы должны быть заблокированы?
— Не должно быть официальной версии по тому, что произошло в Магнитогорске, пока не завершено следствие.
— То есть СМИ должны работать только по официальным комментариям?
— Давайте предположим, что вы — я не говорю конкретно о вашем СМИ (Znak.com. — Прим. ред.), а о гипотетической ситуации, — пишете, что был теракт, и даете некое ваше представление о том, что любой дом, где есть газ, можно таким способом взорвать. Что в такой ситуации должны делать люди? Как они должны себя чувствовать? Уезжать из домов, покидать свои квартиры? Вы говорите, что это версия, но что вы понимаете под версией, когда не закончилось следствие? Официальная версия появится, когда оно будет завершено. Подтекст таких новостей в том, что людям якобы говорят неправду, что-то скрывают от них. Это вызывает определенные негативные общественные настроения. Вы просто кошмарите людей. Зачем?
— Я правильно понимаю, что Роскомнадзор и суды все равно должны будут обращать внимание на формулировки в новостях? Разные СМИ могут написать одну и ту же информацию, но одно из них подаст это как версию со всеми допущениями и комментариями, а другое подаст это как единственно возможную истину — их будут оценивать по-разному?
— В законе написано «заведомо ложное сообщение». Речь идет об ответственности только в том случае, если вы понимаете, что это недостоверные, ложные данные, но все равно их распространяете. Пример с Магнитогорском достаточно сложный, мы его не можем оценить. Есть более простой пример с ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерове, когда блогер, находящийся за рубежом, осознавая, что он распространяет ложные сообщения, тем не менее это делал. Речь идет об ответственности за это. Я не вижу проблемы в том, чтобы заблокировать ресурс, чтобы предотвратить неадекватное общественное поведение. А уже потом, в суде, будут анализировать, было ли вам как СМИ понятно, что эта информация заведомо ложная, либо это было не так. Когда будет оценен контекст, будет оценено намерение, тогда уже будет решаться вопрос об ответственности журналистов.
Взрыв в жилом доме Магнитогорска прогремел в 6 утра 31 декабря 2018 года. Обрушился целый подъезд многоэтажки, погибли 39 человек. Поздним вечером 1 января неподалеку от места трагедии взорвалась и сгорела маршрутка, в которой погибли трое мужчин. Родственников погибших допрашивают сотрудники ФСБ, в их домах идут обыски, там нашли запрещённую литературу. По данным источника 74.ru, эти два взрыва могут быть напрямую связаны. Однако Следственный комитет России отказывается как-либо комментировать происшествие с маршруткой и до сих пор не озвучена причина взрыва в доме. Одновременно с выходом расследования 74.ru ответственность за взрыв в многоэтажке взяла на себя запрещённая в России террористическая организация ИГИЛ.
Единственным спасённым из-под завала дома стал маленький Ваня Фокин. Он 35 часов пролежал под обломками на морозе в -30 °С. Сегодня, 15 февраля, Ванечка вместе с мамой вернулись домой. Мы провели онлайн-трансляцию радостной встречи в аэропорту. Папа малыша встречал сына с гигантским медведем.
Все новости о трагедии в Магнитогорске и её последствиях — в материалах 74.ru.
Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.
Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».