Огромные 3D-фигуры — выше человеческого роста — вырезал из пенопласта челябинец Сергей Белов. В промзоне Металлургического района у него свой производственный цех. Из фасадных материалов мастер делает исторических персонажей, киногероев и предметы интерьера. Все тонкости необычного дела — в материале 74.ru.
Заказ на Деву Марию и Владимира Ленина пришёл из Молодёжного театра. Объёмные фигуры авторы постановки будут использовать в новом спектакле «Идиот». Размеры потребовали внушительные: в высоту Дева Мария — больше трёх метров, в ширину — 1 метр 20 сантиметров. Владимир Ленин ростом чуть ниже — 2,5 метра.
— Нам показали рисунок, мы сделали 3D-модель, и по этой модели станок начал вырезать, — рассказывает Сергей. — Станок этот по моим чертежам сделан. Я сам его придумал, начертил, а инженеры сделали. Это российское производство, а запчасти некоторые из Китая. Смысл-то в чём? Чтобы делать большие скульптуры. Никто таких станков раньше не делал. Я пришёл к выводу, что делают скульптуру художники. Это ручная работа, это долго и дорого. Вот и придумал станок. В основном на плоскости делаем, а если стол убрать — там поворотная ось. И деталь крутится на вертеле, как цыплёнок.
Чтобы сделать объёмную фигуру, её нужно собрать из нескольких слоёв. Работать приходится с заготовками из фасадного пенопласта — толщиной в 15–30 сантиметров. Потом готовые детали склеивают. Процесс небыстрый. Например, на Деву Марию у мастера ушли две недели: над складками ткани пришлось потрудиться.
— Одна деталь может целый день делаться. Она со всех сторон обрабатывается, это не так быстро. Это ведь станок, не гоночный автомобиль. Он работает чётко и медленно. По миллиметрику снимает, шаг у него небольшой. За один проход он снимает один миллиметр, чтобы более чёткий силуэт получился, — объясняет Сергей Белов.
А вот с Лениным челябинец справился быстрее. «Напечатать» вождя удалось за три дня. Остались последние штрихи: вставить арматуру, склеить детали, обработать поверхность шкуркой.
— Они меняться местами будут. Сначала Ленин на сцене, потом Дева Мария приходит, — объясняет Сергей и добавляет, что обязательно пойдёт на спектакль.
Владимир Ленин — не первый вождь в жизни Сергея Белова. Пару лет назад он делал на заказ фигуру Иосифа Сталина.
— Сталина заказал москвич. Отец у них пенсионер, и он ему подарок сделал — Сталина, — рассказывает мастер. — Поставил в деревне где-то. Сталина раскрасили, покрыли шпаклёвкой, чтобы он мог стоять на улице. Как камень стал. Настоящий памятник! До сих пор с тем заказчиком общаемся. Он теперь Есенина хочет. Задумка. Он увидел памятник в Москве и хочет повторить его. Патриот России, так скажем.
Такие заказы от частников — пока редкость. Позволить себе памятник, пусть и из пенопласта, могут не все. Хотя сам Сергей говорит: у него цены раза в четыре ниже московских. Например, в столице Дева Мария обошлась бы тысяч в 200, а он сделал за 50. Кстати, пенопласт — вопреки стереотипам — материал не такой уж лёгкий. Одна фигура может весить килограммов 30–40.
— Я их кручу. Поднять не поднимаю, но кручу. Мы ещё мастера Йоду, унитаз делали большой. С меня ростом унитаз был, полтора метра, а с крышкой — 2,5. Крышка стояла у него. Унитаз заказали для флешмоба. Новый микрорайон открывался в Пензе, в Ульяновске, ещё какой-то город называли. И в качестве прикола, чтобы дети залезали и могли фотографироваться, поставили унитаз, — объясняет Сергей. — Яйцо киндер-сюрприз мы делали, чтобы дети туда залезали фотографироваться.
Мастер уверяет — если пенопластовую фигуру покрыть фасадной шпаклёвкой и хорошенько просушить, поверхность твердеет как камень. Кстати, для себя Сергей пока пенопластовых скульптур не делал.
— Для себя? Будет желание, когда дом начну строить. Я думаю из гипса что-нибудь такое сварганить, чтобы стены были красивые. Камин можно будет, фальш-камин сделать. Львов-то точно поставлю, — смеётся челябинец.
Есть и ещё одна идея: сделать формы из пенопласта с портретами русских писателей. В такую форму можно будет залить гипс — и получить барельефы Толстого, Достоевского, Гоголя. Украсить ими Сергей мечтает школу, где учится его сын. Пока там в классах голые стены.
Хотите почитать ещё о крутых южноуральских мастерах? Без проблем!
Южноуралец Игорь Хренов недавно закончил работу над рюмочным набором в виде батискафа для Героя России. Широкую известность мастер получил после того, как сделал мангал в форме подводной лодки.
В январе челябинец Герман Галимов, мастер со стажем в четверть века, рассказал 74.ru о том, почему не ходит по ювелирным магазинам, из-за чего завидует инструкторам по прыжкам с парашютом и зачем восточным женщинам так много украшений.
Челябинка Алина Платонова наладила пошив люксовой обуви, вложив в дело 15 тысяч рублей, и теперь у неё нет отбоя от заказов.
Дмитрий Глазырин уже семь лет собирает необычные, мощные и по-настоящему красивые байки.
В прошлом году в Челябинске выставили на продажу блоху в золотых подковах. Микроминиатюру, сделанную педагогом Сергеем Кавалеровым, оценили в 2,6 миллиона рублей.
79-летний Евгений Костылев из Еткуля создаёт картины-аппликации о любви, семье и философии жизни. Каждая тема зашифрована в символах, которые автор сначала, словно пазл, складывает в голове, а потом переносит на полотно. За 40 лет он сделал больше 100 таких картин, причём часть из них — вслепую.
Знакомы с необычными мастерами? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».