Советский районный суд Челябинска в пятницу, 30 августа, отказал в компенсации морального вреда из-за мусорного коллапса. Иск подавали шестеро челябинцев, от мэрии и МУП «ГорЭкоЦентра» они требовали по 100 тысяч рублей. По словам людей, невывезенные отходы распространяли в жилых кварталах ужасную вонь, по дворам начали бегать крысы, и это угрожало безопасности жителей. По ходу рассмотрения в качестве третьего лица был привлечён и бывший директор МУПа Игорь Галичин, которому предъявлено обвинение в деле о халатности.
Рассмотрение иска от горожан длилось с апреля, и в итоге решение принято не в пользу челябинцев.
— В удовлетворении иска отказано, — сообщили в пресс-службе Советского районного суда.
Мотивировка решения пока не уточняется. Однако представитель истцов Александр Марков предполагает, что недоказанным сочли сам факт причинения вреда.
— Суть статьи, на которую мы ссылаемся, в том, чтобы компенсировать физический вред и морально-нравственный. Но практика судебная не хочет или ещё не готова в полной мере взыскивать компенсацию вреда, когда нет физического. Получается, кого-то должна была укусить крыса, у кого-то должна была открыться тошнота, рвота, понос, золотуха, должна была какая-то эпидемия случиться, это нужно было зафиксировать. Но позиция истцов совсем другая. Нужно человеку жить в нормальных условиях, — объяснил Александр Марков. — Нам не нужно было, чтобы у нас выросла третья рука, нам достаточно было дискомфорта. Это и есть наши нравственные страдания, они не связаны с физическими. Что прокурор, что суд говорят: «Давайте какие-то справки медицинские». А зачем? Зачем лепить непонятно что, справки липовые собирать?
По словам юриста, истцы намерены оспаривать решение районного суда. И как только будет получена мотивировочная часть решения, начнут готовить апелляцию в областной суд.
— Верховный суд уже не первый раз высказывается о том, что можно с соседей взыскивать моральный вред, если они курят дома. А чем запах табачного дыма отличается от [запаха] гниющих масс, которые находятся во дворах? Да почти ничем, — уточнил Александр Марков. — У суда есть возможность, самостоятельность, чтобы применить аналогию.
Иск о компенсации морального вреда за невывоз отходов челябинцы подали этой весной. С последствиями мусорного коллапса они, как и многие другие горожане, столкнулись в сентябре 2018 года. Тогда после закрытия городской свалки и увеличения пути до нового полигона мусор начал скапливаться во дворах. И на ликвидацию последствий ушёл месяц.
Что касается самой свалки, то в июле началась подготовка к её рекультивации. Подрядчик — компания «РосРАО» — начал менять саму форму свалки. Мусор с более высоких участков свозится в низины полигона — строго в существующих границах. Следить за этим процессом челябинцы могут в режиме онлайн на специальном портале, там же есть возможность задавать вопросы о проекте рекультивации.
Тем временем Следственный комитет продолжает расследование уголовного дела о мусорном коллапсе. Там появился обвиняемый.
Располагаете интересными подробностями этого дела и ещё не опубликованными в СМИ фактами? Пишите нам на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.