15 ноября на сервисе «Активный житель 74» завершилось голосование о судьбе автовокзала «Центральный» у Дворца спорта «Юность». Челябинцы отвечали на три вопроса — переносить транспортную площадку или нет без предложения альтернативы, или оставить это на усмотрение специалистов. Большинство жителей высказались за перенос.
За перенос автовокзала высказались 2536 челябинцев, против — 870, на усмотрение специалистов эту тему оставили бы 101 человек.
Вопрос о переносе автовокзала «Центральный» уже выносился на голосование, но результаты отменили. В этот раз в опросе смогли принять участие только жители Челябинска.
— Анализ данных показал, что большинство респондентов, высказавшихся за сохранение автовокзала у «Юности», не являются жителями Челябинска и Челябинской области. Несмотря на то, что в городе всегда рады гостям, удобство жителей, экология, внешний облик центральной части являются первостепенными вопросами ведения городского хозяйства. Сейчас опрос проводится только для жителей Челябинска, — говорится на сайте «Активный житель 74».
По словам директора автовокзалов у ДС «Юности» и на областной больнице Сергея Валеева, подобные голосования удобны для администрации города, но не всегда отражают реальную картину.
— Подобное голосование уже проводилось, люди высказались против, но потом опрос по каким-то причинам продлили. Я смотрел количество проголосовавших — было около двух тысяч жителей, разве их мнение является отражением мнения миллионного города? На вокзале все, узнав о предложениях по переносу, волнуются. Я считаю, что самые объективные ответы могут дать только сами пассажиры. А они говорят, что им удобно, — отметил Сергей Валеев.
Ежедневно от «Юности» в разные направления отправляются около 350 рейсов. По словам Сергея Валеева, перенос потребует длительного переоформления документов:
— Движение транспорта указывается в карте маршрута. Межрегиональные перевозки утверждаются в Москве, процедура занимает около шести месяцев. У нас также есть международные рейсы — в Казахстан. Если вокзал перенесут, а в маршрутном листе будет указан прежний пункт назначения или отправления, то перевозчику грозит штраф — до 300 тысяч рублей.
Автовокзал на «Юности» обслуживает ООО «Служба организации движения», которое в свою очередь арендует площади у юрлица, выкупившего в своё время часть Дворца спорта. Стоимость сделки не разглашается. Сергей Валеев также не стал углубляться в тему доходности автовокзалов.
— Я же не спрашиваю, сколько у вас зарплата. Да, в стоимость каждого билета закладывается минимальная сумма на обеспечение работы автовокзала. У неё нет предельного процента. Есть договор между перевозчиком, который устанавливает цену, и автовокзалом, который взимает сумму за свои услуги, — добавил директор «Центрального».
По словам Сергея Валеева, в 2011 году, когда присматривали место для нового автовокзала, площадка у «Юности» оказалась наиболее приемлемой.
— До этого здесь было просто скопление нелегальных перевозчиков, а в помещениях, где сейчас кассы, находился обычный общественный туалет, а не спортивные залы, — напомнил Сергей Валеев. — Мы всё облагородили, отремонтировали, привели в соответствие с требованиями безопасности. Налажена работа с перевозчиками. И они тоже беспокоятся, ведь мы боремся за каждого пассажира. Сейчас много различных приложений, сервисов — от «Яндекса» до BlaBlaCar и других. Очень важно, чтобы людям было удобно добираться и они чувствовали себя в безопасности, пользовались услугами легальных перевозчиков. Старый автовокзал [на улице Кыштымской] закрывался потому, что был маленький и располагался близко к жилым домам. Возле «Юности» таких проблем нет.
Сергей Валеев подчеркнул, что варианты площадок для переноса автовокзала не назвали:
— К нам с конструктивным предложением о переносе вокзала никто не выходил. Если бы сказали, что концепция развития города предполагает создание площадки автовокзала, а не выдёргивание «Центрального» из транспортной цепочки, что здесь будет сделано благоустройство и так далее, мы бы поняли и подумали вместе, как это сделать. Но пока ничего подобного не прозвучало. Да, есть замечания, что невозможно уехать на маршрутке или добраться до железнодорожного вокзала, но это вопрос не к нам, а к городским властям, которые отвечают за общественный транспорт.
Вокзал на чемоданах
На этой неделе временно исполняющая полномочия главы города Наталья Котова сообщила, что, если автовокзал у «Юности» закроют, альтернативу ему подберут с учётом мнения челябинцев.
— Будет решение — будем говорить о площадке. Я думаю, что будем советоваться с жителями, — сказала Наталья Котова. — В настоящий момент несколько площадок уже имеется: есть на выезде в Екатеринбург, есть на Троицком тракте, и многим нравилось прошлое место — возле железнодорожного вокзала, в «Синегорье».
Журналисты 74.RU отправились на вокзал и спросили у людей, надо ли убирать транспортный узел из этого места.
74.RU также провёл опрос по поводу переноса автовокзала. Ответы оставили больше жителей, чем на официальной площадке голосования, но результаты оказались другими.
Вопрос о переносе транспортной площадки поднимался неоднократно. В 2017-м занимавший тогда должность мэра Евгений Тефтелев заявил, что автовокзал у «Юности» ждёт оптимизация. Причём руководство станции, перевозчики и Миндортранс узнали об этом из СМИ. Заявление главы о том, что «смещение произойдёт по улице Труда», вызвало недоумение.
Автовокзал к «Юности» перенесли из «Синегорья» в 2011 году, но позже прежняя площадка возле железнодорожного вокзала вновь заработала. Сейчас в Челябинске действует четыре автовокзала — «Синегорье», «Центральный» (возле Дворца спорта), на улице Блюхера (возле областной больницы) и «Северные ворота» на Свердловском тракте.
Есть предложения об оптимальной, на ваш взгляд, площадке для Центрального автовокзала Челябинска? Ждём от вас сообщений на почту редакции, а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74.