RU74
Погода

Сейчас+21°C

Сейчас в Челябинске

Погода+21°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +16

0 м/c,

740мм 46%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Город Новый облик Челябинска репортаж «Станции "Торговый центр" грозит обрушение»: смотрим, что происходит с челябинским метрополитеном

«Станции "Торговый центр" грозит обрушение»: смотрим, что происходит с челябинским метрополитеном

Ежегодно в подземку зарывают сотни миллионов рублей, хотя стройка века остановилась три года назад

Остановка строительства челябинского метро может обернуться катастрофой. Но свет в конце тоннеля всё-таки есть

В Челябинске выросло не одно поколение, которое мечтало прокатиться на метро. А первые метростроевцы уже вышли на пенсию. Ежегодно на стройку века тратят сотни миллионов рублей. На Комсомольской площади копали огромный котлован, в разных районах мы видим верхушки шахт. На этой неделе про метро вспомнили депутаты гордумы, предложив передать его на баланс региона. Но никто так и не может чётко прояснить будущее подземки. Журналисты 74.RU спустились в строящееся метро и посмотрели, что происходит с самым дорогим недостроем Челябинска.

М — значит муки. Челябинцы устали ждать, когда построят метро 

43 метра под рекой

Каждый день челябинцы проезжают мимо синего забора и ворот с ярко-красной буквой «М» напротив Торгового центра. Огороженная площадка давно стала привычным элементом ландшафта. Некоторые жители города уже и забыли, что здесь роют метро.

— Тут правда метро? Его разве всё еще строят? — удивился таксист, подвозивший меня к воротам.

Под Челябинском вырыли 8 километров тоннелей

В Советском Союзе считалось, что в каждом городе-миллионнике должно быть метро. Челябинск достиг этой планки в 1976 году. Но к строительству подземки у нас, к сожалению, приступили только в 1992-м, после развала СССР. И это опоздание стало нашей бедой. По проекту первый пусковой комплекс метрополитена должен состоять из четырёх станций: «Тракторозаводская» (также её называют «Комсомольской площадью». — Прим. ред.), «Площадь Революции», «Торговый центр» и «Проспект Победы». Горную выработку вели с разных сторон. По словам метростроителей, бурить приходилось и гранитные плиты, и рыхлую почву. Подземный Челябинск пронизывают километры тоннелей, но прогуляться по перрону пока можно только на двух станциях — «Комсомольская площадь» и «Торговый центр».

Каждый день метростроевцы обходят тоннели

— Хотите спуститься вниз? — спрашивают нас представители «Челябметростроя» — компании, которая уже много лет занимается обслуживанием строящейся подземки.

Лифт спускает нас на 43 метра вниз

Мы с фоторепортёром Ильёй Бархатовым для этого и пришли. Даже хотели взять с собой резиновые сапоги. Но не пришлось — нас снабдили полным комплектом спецодежды и обуви, выдали каску, фонарик и баллон с запасом воздуха. Говорят, спасательная система позволяет находиться в завалах более четырёх часов — к счастью, опробовать её в действии не пришлось.

Имущества под землёй — на миллионы рублей

Проходим к железному лифту. Лязгают двери, клетка дёргается и начинает опускаться. Через несколько минут мы выходим на глубине 43 метра под землёй. Здесь на удивление тепло, как в московском метро. Фонари освещают стены тоннелей, плюс мы подсвечиваем дорогу фонариками.

На стенах выступают солевые отложения

Идём по перегонному тоннелю по деревянному настилу. Пахнет сыростью. То слева, то справа видим лужицы, временами вдоль «тротуара» журчат настоящие ручьи. В центре будущего перрона образовалось целое озерцо. К нему просят не подходить — мало ли что… В местах, где не закончена металлическая отделка, с потолка капает вода. Где-то высоко над нами протекает Миасс — станция «Торговый центр» расположена прямо под рекой. И грунтовые воды, проходя сквозь горную породу, находят лазейки, проникают в тоннели и подмывают станцию.

Посреди станции «Торговый центр» образовалось озеро

— Когда начинают строить станцию, сначала возводят борта и верхний свод. Мы их с вами видим. Затем идёт работа по возведению обратного свода — он должен быть глубиной пять метров. Смонтированные конструкции верхней части станции опираются на так называемый «тощий» бетон. Обычно он делается временно, потому что при возведении нижней части станции этот бетон разбирают, а выпуски арматуры бортов соединяют с арматурой обратного свода, — объясняет гендиректор АО «Челябметрострой» Денис Агеев.

Метро планировали запустить в 2012 году

Проектировщики отводят на работу над станцией четыре года. «Торговый центр» начали строить в 2015 году, то есть срок уже прошёл.

Здесь ещё не убрали лишнюю горную породу

В итоге сейчас больше 60 тысяч тонн конструкций станции — металлоизоляция, бетон и арматура — опираются на тот самый «тощий» бетон. Как он себя поведёт в дальнейшем, никто не знает. В некоторых местах заметны проседания подпорных конструкций. Ну а с водой сами видите, что творится…

Рабочие следят за состоянием рельсов

Последний раз на станции «Торговый центр» строительные работы вели в 2015–2016 годах, отмечают представители «Челябметростроя». Тогда прошли 159 погонных метров и закрепили постоянной обделкой без обратного свода 152 из 176 погонных метров.

Под землёй постоянно работают насосы и вентиляция
А тоннели выводят на свет

Оставшийся участок может стать миной замедленного действия. По документам 2018 года объекты метрополитена считаются ограниченно работоспособными. Но фактически ситуация аварийная, и метростроители в буквальном смысле хватаются за голову.

Гендиректор «Челябметростроя» Денис Агеев показывает, где проседают конструкции

— В любой момент на станции «Торговый центр» может прорваться вода. Никто не спрогнозирует, что именно и где обрушится. А ведь это самый центр Челябинска, в эту зону попадают и Торговый центр, и рынок, и мост на улице Кирова, — говорит Денис Агеев. — Конечно, у нас круглосуточное наблюдение, конечно, дежурят спасатели. Но в такой ситуации у них есть только 15 минут. По нашим расчётам, за это время нужно успеть обрезать рельсы и закрыть специальные двери, чтобы вода не разлилась по километровым перегонным тоннелям под землёй. И, конечно, вывести людей на поверхность.

В случае прорыва воды эта дверь должна остановить поток

В каком состоянии будет территория в центре города даже после небольших обрушений, прогнозировать бесполезно, говорят метростроители. По их словам, разумнее просто предотвратить аварийную ситуацию.

В метро много опасных участков
Станции уже приобрели свой вид

— Все имеющиеся экспертизы говорят о том, что строящееся метро нельзя бросать. Особенно, если уже есть сигналы о складывающейся аварийной ситуации. В первую очередь нужно доделать работы, остановленные на полпути. Освободить проходы, закрыть металлической обделкой недостроенный свод станции, — объясняет Денис Агеев. — По сметам 2018 года, на эти работы требовалось около 60 миллионов рублей. Это не какие-то фантастические суммы, но они реально обеспечат защиту метрополитена.

Вода находит лазейки

«Аллу» греют, чтобы не ржавела

По наивности мы думали, что от станции «Торговый центр» прямо под землёй пройдём-проедем до площади Революции, а потом и до Комсомольской площади. Но челябинское метро оказалось более суровым.

Ещё один вход в тоннель — в Ленинском районе

— Нет, так не получится, — засмеялись представители «Челябметростроя». — Надо выбираться на поверхность и ехать на машине по «Меридиану».

Диггерам вход воспрещен

В итоге в сапогах и касках садимся в машину и едем на территорию будущего электродепо. Сейчас это полузаброшенный участок около железнодорожной магистрали в Ленинском районе с хаотичным нагромождением гаражей и контейнеров. Говорят, земля зарезервирована под метрополитен, а пока её сдают в аренду частникам.

Наибольшая готовность — у станции «Комсомольская площадь»

Со стороны Торгового центра к площади Революции тоннели прокладывали буровзрывным способом. А от будущего электродепо к Комсомольской площади и чуть дальше подземку рыл тоннелепроходческий комплекс Lovat. Эту машину купили 15 лет назад. Для простоты рабочие назвали её «Аллой». Что называется, приятно познакомиться!

Тоннелепроходческий комплекс сейчас стоит без дела

Моя тёзка родом из Канады, она весит 450 тонн, а в длину достигает 70 метров. Говорят, стоила бешеных денег — в 2003 году её купили за 79 миллионов рублей. Машина приступила к работе в 2004 году, а в ноябре 2007-го выходила на поверхность на Комсомольской площади, закончив проходку первой ветки в депо.

Машинисты каждый день включают Lovat

Поначалу комплекс активно работал, прокладывая тоннели в районе Комсомольской площади. Их отделывали бетонными тюбингами, пока однажды не сломалась важная деталь. С тех пор «Алла» застряла на глубине где-то рядом с перекрёстком проспекта Ленина и улицы Российской и превратилась в головную боль для властей и самих метростроевцев.

Гамлетовский вопрос: ремонтировать или демонтировать?

Обслуживанием челябинской подземки занимается «Челябметрострой». Предприятие работает в нашем метро почти 20 лет с небольшим перерывом. Компания выиграла последние торги на строительно-монтажные работы на первой линии метрополитена, объявленные мэрией в конце прошлого года.

Несколько лет назад тоннелепроходческий комплекс выходил на поверхность

Но, по словам специалистов предприятия, на самом деле о строительстве речи не идёт. Метростроевцы следят за состоянием станционных комплексов «Комсомольская площадь» и «Торговый центр», обслуживают тоннелепроходческий комплекс Lovat, системы видеонаблюдения и тревожной сигнализации на стройплощадках и в подземных выработках метрополитена.

Прогулка в метро требует равновесия

— Содержание тоннелепроходческого комплекса Lovat вообще приносит нам ежемесячные убытки. Машина не работает, власти никак не решат, что с ней делать. В то же время нельзя допустить, чтобы комплекс окончательно заржавел и погиб, — рассказали представители «Челябметростроя». — Поэтому машинисты ежедневно включают Lovat, прогревают двигатели, смазывают детали.

На «Комсомольской площади» можно погулять по перрону

Строить метро нельзя остановить

На этой неделе депутаты городской думы заговорили о передаче метрополитена из муниципального подчинения в областное. Это связано с тем, что разрабатывается новая транспортная схема челябинской агломерации. Кроме того, региональные власти сосредоточили в своих руках управление транспортом в Челябинске и пригородах.

Достройка метро оценивается в 70–80 миллиардов рублей

— Челябинское метро — настолько крупный стратегический объект, что решать его судьбу должны областные власти. Надо продолжать строить и одновременно лоббировать проект на федеральном уровне, — считает гендиректор «Челябметростроя» Денис Агеев. — Для нашего региона метро гораздо важнее конгресс-холлов и прочих прожектов.

Метростроители уверены, что всё-таки достроят подземку 

За 28 лет в Челябинске построено: станции «Комсомольская площадь» — на 80%, «Торговый центр» — на 5%, перегонные тоннели (8 км) — на 60%.

Власти задумались — не пустить ли вместо метро какой-нибудь другой транспорт

В 2017 году, когда стало ясно, что строительство подземки прекратилось и денег дают только на обслуживание, метростроители обратились с запросом к генеральному проектировщику — АО «Метрогипротранс». Прямо спросили, какова устойчивость смонтированных конструкций в случае приостановки работ на неопределённый срок.

— Расчёты делались на непрерывное, последовательное выполнение работ в соответствии с графиком строительства, тем более в таких сложных горно-геологических условиях, — ответили в «Метрогипротрансе».

Проектировщики говорят, что все расчёты делались на работу без остановки

Потом в Челябинск приехал главный инженер проекта и подтвердил недопустимость остановки строительства станции. По словам проектировщиков, нужно в кратчайшие сроки закончить работы по возведению бортов и свода станции и приступить к возведению обратного свода. Это позволит исключить возможную просадку возведённых конструкций и проникновение в горные выработки реки Миасс. А в дальнейшем поможет избежать колоссальных затрат по ликвидации возможной чрезвычайной ситуации как под землёй, так и на поверхности в городской застройке.

Как в Челябинске строят метро

В Челябинске построят первую очередь метро. Но по ветке подземки пустят другой транспорт. Об этом сообщили в комитете градостроительства и архитектуры на презентации генерального плана развития Челябинска до 2039 года. Чиновники признались, что метро формально указали в генплане, чтобы была возможность выбивать деньги на достройку станций.

А вы верите в свет в конце тоннеля челябинского метро?

В прошлом году определили судьбу метро до 2025 года. За это время в стройку века вложат ещё 1,7 миллиарда.

В марте прошлого года проект планировки территории для строительства челябинской подземки прошёл публичные слушания.

В 2018 году компания «А+С Транспроект», разрабатывавшая комплексную схему организации дорожного движения в Челябинске, предложила властям пересмотреть востребованность метро. Её специалисты отмечают, что в федеральном бюджете средства есть и на подземку.

В мае 2016 года бывший тогда губернатором Борис Дубровский поручил городским властям разработать план развития метрополитена.

Проектировщики видели в Челябинске три линии метро

Экс-глава Челябинска Евгений Тефтелев предлагал продлить линию метро до Чурилово и Северо-Запада.

Челябинские депутаты планировали привлечь для строительства частного инвестора. Два года назад Евгений Тефтелев подписал распоряжение о подготовке задания на планировку территории под строительство второго пускового комплекса подземки.

В 2013 году Счётная палата РФ сообщила, что на строительство метро в Челябинске за 20 лет направлено около 8,2 миллиарда рублей, из них 2 миллиарда — неэффективно.

История недостроенной подземки, планы и финансы — в материалах 74.RU.

Знаете новую информацию о челябинском метро? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления