Конный клуб «Гармония» в Челябинске лишился единственного источника дохода из-за пандемии коронавируса. На что содержать 12 лошадей, теперь непонятно. Директор клуба Наталья Валентинова полушутя-полусерьёзно говорит: если в ближайшее время им не разрешат работать, она приведёт животных к администрации и привяжет их там или оформит дарственную на чиновников — пусть сами решают, что делать с животными. Мы съездили в «Гармонию», полюбовались на лошадей, которые пока ещё не почувствовали последствий карантина, и узнали, как сейчас живёт компания.
До карантина в клубе постоянно занимались 20 детей. Кроме них часто приезжали взрослые и гости из других городов. Около трёх недель назад «Гармония» опустела — вместе с этим опустел и кошелёк.
— Мы перестали проводить все занятия и экскурсии, фактически прекратили деятельность, которая является нашим единственным источником дохода, — признаётся Наталья Валентинова. — При этом мы продолжаем работу по уходу за лошадьми, кормим их. Лошадь — это не велосипед, его нельзя поставить и сказать: «Извини, дорогой, я самоизолировался, ты — тоже».
Хоть как-то держаться на плаву клубу сейчас позволяет продажа навоза — на этом они зарабатывают до тысячи рублей в день, но всё же этого крайне мало. Как говорит наша собеседница, содержание лошадей обходится примерно в три тысячи рублей ежедневно: только сено стоит 1400, ещё тысячу приходится отдавать за услуги конюха. Кроме того, нужно платить за овёс, электричество и воду, покупать витамины, подковывать лошадь и в случае чего оплачивать услуги ветеринара.
При этом продать часть коней, чтобы сократить расходы, сейчас нереально — рынок, по словам Натальи, очень сильно просел. Лошадей либо вообще не покупают, либо берут за бесценок.
— Нам сложно почему? Потому что бывают приступы отчаяния, и ты думаешь: «Всё, я не буду этим заниматься. Пропади всё пропадом!» Пошёл, там ИП закрыл или ликвидировал ООО, и до свидания. А с лошадьми-то что делать? Ну, я не знаю. Будь я владельцем кафе или какого-то бара, я бы закрыла и отсидела какое-то время. Ну извинилась перед людьми, была бы подушка — выплатила бы какие-то две трети. А с лошадьми так не сделаешь.
Наталья рассказывает, что, когда самоизоляцию только ввели, они проедали те деньги, которые хотели потратить на лошадь под иппотерапию. Клуб планировал развиваться в этом направлении, но пока идею пришлось отложить.
— До последнего времени к нам ходили детки с нарушениями, которые можно исправить самостоятельно: энурез, гиперактивность, задержка речевого развития. Мы хотели серьёзно взяться за иппотерапию и обязательно этим займёмся, но чуть позже. Не зря же мы находимся около интерната.
Сейчас маленькие клиенты клуба, оставшиеся без занятий на время карантина, постоянно звонят и пишут Наталье — говорят, что скучают и очень хотят вернуться. А их родители поддерживают клуб как могут.
— Мама девочки одной отправила деньги за занятие, на которое они не пришли, потому что самоизолировались. Сказали: «Мы понимаем, Наталья Валентиновна, что лошадей нужно кормить», — и отправили деньги. Я с такой благодарностью пост этот разместила во «ВКонтакте»! И пик-пик, пик-пик телефон. Я открываю — эсэмэски. Люди начали 400, 500 рублей [переводить].
Всего на счёт поступило около 11 тысяч рублей. Наталья говорит, что этих денег хватит ещё на несколько дней. Вопрос о том, как быть дальше, остаётся открытым.
В пятницу, 17 апреля, Алексей Текслер продлил режим обязательной самоизоляции до конца месяца. Мы собрали все полезные телефоны для челябинцев, столкнувшихся с проблемами из-за пандемии.
Всё о коронавирусе и его последствиях — в материалах 74.RU.
Хотите рассказать о том, как ваш бизнес выживает в самоизоляции? Делитесь своей историей с нами. Пишите на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74.