Администрация Челябинска объявила аукцион на снос бывшего поста ГАИ на выезде из города в сторону Кременкуля. На демонтаж готовы потратить 3,5 миллиона рублей — такова начальная цена объекта. Депутат Госдумы от региона Виталий Пашин усомнился в острой необходимости работ и стоимости демонтажа. Мэрия указала на аварийность здания. По мнению экспертов, если подобные объекты передать предпринимателям, они найдут массу вариантов, как их использовать.
Торги на снос нежилого здания, в котором когда-то располагался контрольный пункт милиции, или пост ГАИ, назначены на 13 ноября. Это небольшой двухэтажный дом сложной формы площадью 118,3 квадратных метра. Высота здания в коньке — 9,8 метра, этажа — 3 метра, есть каменный пристрой. Год постройки неизвестен, но видно, что объект давно не используется. Все стационарные контрольно-пропускные на въездах-выездах из города закрыты, никаких проверок на них не проводится. В итоге здания постепенно разрушаются и портят облик Челябинска.
Подрядчику предстоит демонтировать стальные листы, которыми забиты окна, дверные блоки, колонны, обрушить само здание, разобрать колонны, покрытия и основания, а также железобетонные фундаменты. В конкурсной документации указано на необходимость сделать заглушку прилегающих инженерных сетей. Затем вывезти мусор, засыпать траншеи и котлованы, утрамбовать грунт.
— Только сейчас, когда здания превратились в помойки, чиновники озаботились, что ворота города выглядит не совсем приглядно. На снос только одного (поста ГАИ) хотят потратить миллионы. Но есть ли сейчас в этом острая необходимость? Оправданна ли такая высокая стоимость работ? — усомнился депутат. — Призывают автомобилистов выступить волонтерами и возить медиков, а сами готовы потратить 3,5 миллиона рублей, чтобы разрушить здание, судьба которого никого не заботила несколько лет.
Виталий Пашин пообещал направить депутатский запрос в Главное контрольное управление с просьбой проверить закупку.
Стационарные посты ДПС на выездах из Челябинска начали закрывать больше 10 лет назад, некоторые объекты передавали городу. При подготовке к саммитам ШОС и БРИКС процесс ускорился. Два года назад из федеральной собственности в муниципальную перешли контрольный милицейский пункт и посты ГАИ в Челябинске, а также участки, на которых они расположены.
ГИБДД здания оказались не нужны, так как сейчас широко используются камеры видеофиксации. Руководивший тогда комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям Челябинска Сергей Чигинцев сказал, что город самостоятельно решит, что делать с этими объектами — ремонтировать, как-то использовать или сносить.
Но саммиты-2020 отменили, а заколоченные посты всё еще «украшают» въезды в город. В июле этого года мэрия списала первое здание, на его снос сейчас и объявлены торги.
В свое время стационарные посты дорожно-патрульной службы создавали для борьбы с угонщиками. Они позволяли одномоментно перекрыть весь город. Но большинство преступников после угона стали ездить лишь до «отстойника», и эффективность перехватов сошла на нет. К тому же многие автомобилисты отмечали, что сотрудники таких постов больше занимались поборами, чем борьбой с реальными нарушениями.
Насколько эффективно тратить бюджетные деньги на снос объектов, расположенных в наиболее трафиковых местах? Не проще ли предложить предпринимателям выкупить эти здания хотя бы по минимальной цене или договориться о совместном использовании?
— Странно, что снос здания стоит как постройка нового, — отметил читатель, позвонивший в редакцию.
— Почему бы не сделать здесь кафе, магазин или небольшой автосервис? — удивились другие челябинцы. — Спросите предпринимателей — они миллион идей накидают.
Некоторые горожане, узнав об аукционе, вообще выразили готовность разобрать здание по кирпичикам на стройматериалы — бесплатно для бюджета.
По мнению директора регионального Центра развития туризма Дмитрия Столбова, бывшие посты ГИБДД можно использовать для организации туристических информационных центров.
— Это уникальные объекты с точки зрения расположения — на магистралях, перед въездом в крупный город. Согласитесь, что очень мало туристов поедет специально посмотреть Челябинск. Но многие бывают у нас проездом. Зацепить таких туристов, заинтересовать и подсказать достопримечательности в столице Южного Урала и других городах региона можно как раз с помощью таких визит-центров, — уверен директор регионального Центра развития туризма Дмитрий Столбов. — Несколько лет назад мы предлагали такой вариант использования закрытых постов ГИБДД. Но тогда это было тяжело «сдвинуть» с места из-за неразберихи с балансовой принадлежностью объектов: часть из них была в городской собственности, другая оставалась в ведении МВД. Думаю, что это тема по-прежнему актуальна: такие центры могли бы стать точкой притяжения путешественников. Особенно с учетом сегодняшнего тренда на развитие внутреннего туризма. Нужен не пафос, а нормальный сервис.
Конечно, многое зависит от причин продажи и состояния каждого конкретного объекта, добавил Дмитрий Столбов. Но отремонтировать законсервированное строение все-таки проще, чем с нуля строить новое.
— Сейчас Ростуризм объявил конкурс на грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма. Победители получат субсидию из федерального бюджета — до трех миллионов рублей, — отметил Дмитрий Столбов. — Насколько мне известно, одна из челябинских компаний как раз предложила проект переделки бывших постов ГАИ под туристические центры. Это можно сделать на условиях безвозмездного использования имущества или совместить с открытием фастфуда.
Что, по вашему мнению, можно разместить в бывших постах ГИБДД?
В миллионном Челябинске до сих пор нет подобных центров. Хотя проекты уже разрабатывались, для первого турцентра даже нашли место — рядом с театром оперы и балета. Но при подготовке к саммитам ШОС и БРИКС выяснилось, что на этом участке запланирован разворот для машин участников и гостей международного мероприятия. В итоге проект задвинули на дальнюю полку, рассказали знакомые с этой ситуацией эксперты.
Сейчас по заказу Минэкологии проектируется «Визит-центр», который разместят в Саду камней. Предполагается, что это будет площадка для развития экологического туризма и продвижения территорий со статусом «Особо охраняемые памятники природы». Открытие «Визит-центра» намечено на следующий год.
В мэрии сообщили, что пока принято решение о сносе только одного объекта.
— Бывший пост ГАИ на Кременкульском тракте находится в аварийном состоянии — таковы результаты экспертизы. Поэтому планируется провести его демонтаж. Затем земельный участок будет выставлен на аукцион для сдачи в аренду и дальнейшего использования, — объяснили 74.RU в пресс-службе городской администрации. — Посты на выезде в сторону Екатеринбурга и Кургана демонтировать не будут. Их дальнейшее использование в настоящее время обсуждается.
По остальным постам сейчас идет экспертиза их состояния и возможности дальнейшего использования либо демонтажа, добавили в мэрии.
Сносом ветхоаварийных зданий занимаются, как правило, специализированные организации или застройщики, планирующие использовать освободившуюся площадку под новое строительство. При этом свою работу по демонтажу они оценивают гораздо скромнее. Так, в прошлом году в Ленинском районе прошли торги по сносу нежилого здания на Новороссийской, 67б.
Ранее в этом двухэтажном доме, построенном почти 70 лет назад, был детсад. Общая площадь помещений — 600 квадратных метров. То есть в пять раз больше, чем кременкульское строение. Начальную цену аукциона тогда назначили в 1,8 миллиона рублей. А победитель — компания «ЧЕЛЗЕМТРАНС» — согласилась снести здание всего лишь за 290 тысяч.
В прошлом году сообщалось, что Росавтодор и МВД обсуждают идею создать на базе бывших постов ДПС так называемые «островки безопасности». Предполагалось, что туда периодически будут заглядывать специалисты МЧС, медики и полиция. И автомобилисты смогут обратиться к ним за помощью. Но дальше слов пока ничего не продвинулось.