Сотни, а может, и тысячи, пенсионеров в Челябинске живут за чертой бедности, многим не хватает денег даже на самое элементарное — на еду. Благо на помощь пожилым людям приходят волонтеры: они привозят продукты бесплатно. Один из таких благотворительных проектов — кафе «Добродомик», в котором сочетают формат обычной столовой и благотворительной организации. Мы провели один день вместе с добровольцами и выслушали трогательные истории одиноких стариков.
Оранжевая вывеска ярким пятном встречает посетителей этим пасмурным утром. В дверях уже стоит Александра Протасова — она здесь помощник директора и одновременно волонтер. Первым делом улыбчивая девушка показывает доску со снимками подопечных — пенсионерами, которые приходят сюда за едой. Сразу объясняет, им можно оставить «подвешенные» обеды: это как «подвешенный» кофе, только пользы гораздо больше, объясняет Александра.
«Подвешенный» кофе — популярная традиция, когда клиент получает один стаканчик кофе, а платит за два. Те, у кого не хватает денег, могут зайти в кафе и спросить, не «придержал» ли бариста лишнего напитка.
На кухне тем временем уже варится внушительная кастрюля горохового супа, повар Галина параллельно раскатывает тесто под пирог:
— Фирма секретов не выдает! Но рецепты все домашние, делаем с душой — супчики, пюрешки, котлетки. Чтобы всё вкусно было! — подшучивает женщина.
Внутри кафе — уютный чистый зал гостей на 40, интерьер выдержан в духе минимализма с фирменными оранжевыми акцентами. Рассматриваем меню на столах, оно разное по дням: сегодня, например, подают свеклу с черносливом, суп с пшеном, тушеную курицу, перловку, сдобу и чай. Каждый день — новый комплексный обед.
По утрам в «Добродомике» кормят обычных посетителей по прайсу, а потом (с 14:00 до 18:00) на вырученные деньги работают для пенсионеров и уже бесплатно. Но из-за пандемии коронавируса приглашать пожилых людей нельзя, так что пока в заведении ждут платежеспособную молодежь. Максим Савельев приехал на обед, работает недалеко в офисе:
— Кормят очень вкусно, поэтому всегда сюда с коллегами приезжаем. Я узнал, что все вырученные деньги идут в помощь престарелым, это подкупает, — делится мужчина.
Администратор Ирина Левина вспоминает: поначалу обращались любители «халявы», но их постепенно отсеяли, ведь главная задача проекта — помочь тем, кто действительно нуждается:
— Приезжаешь с продуктами, а там встречает пенсионерка с красивой прической, у нее мраморный пол в прихожей, горы дорогой косметики на зеркале, еще и дети с ней живут. А говорит, что бедствует, но мы для таких не работаем, — возмущается Ирина.
Как правило, в «Добродомике» всю неделю «копят» заказы, а развозят продукты в выходные. На нашем первом адресе встречает Нина Крючкова, ей недавно исполнилось 80 лет, но позаботиться о пожилой женщине некому. Родственники — кто умер, кто переехал в другой город. Пенсии, которая чуть больше 10 тысяч, едва хватает на лекарства и коммунальные платежи:
— Я испытала голод, холод, нищету. Я ребенок войны, в 40-м году родилась. Ничего не видела, даже не знала, что такое сахар. И снова — бедность: я абсолютно одна, и вот думаю, как мне жить?! Сейчас, конечно, не военное время, и все-таки пойдешь на базар, и вот у частников, где не очень свежие продукты, выбираешь яблоки, груши. На хорошие-то денег нет! — чуть не плачет Нина Николаевна.
И такие истории волонтеры слышат постоянно: все родственники умерли, из-за болезни сложно выйти из дома, порой не с кем даже поговорить. Из еды — хлеб и вода, и таких в Челябинске не один и не два, а сотни. И ладно бы только голод, от одиночества многим хочется лезть на стену, а тут такое внимание:
— Вот я не знаю, когда умру, сегодня-завтра, сколько мне осталось жить. Но я с благодарностью милосердие ваше буду вспоминать, может, уже на том свете, что есть такая организация, которая добро делает людям, особенно одиноким пенсионерам! — говорит Нина Николаевна.
По соседству живет Лидия Кузнецова, тоже одинокая пенсионерка. Она признается — шиковать не приходится: не помнит, когда покупала колбасу или фрукты.
— До конца бы дней с дедом пожить, но дед ушел очень молодой — в 57 лет, через 8 лет ушла дочь. Обидно, знаете почему: ведь все старики отработали где-то как-то. Вот что значат эти 15 тысяч пенсии? Пятерка квартира, и начинается: лекарства, скорая, в больницу надо, забирают, а там тоже нужны деньги. Всё! Тупик! — сокрушается пенсионерка.
Александра Протасова рассуждает: волонтерская работа не отнимает, а, наоборот, прибавляет сил. До того как стала помогать пенсионерам в «Добродомике», девушка работала секретарем, новая должность, пусть и совсем не денежная, радует ее куда больше:
— Если некому помочь, то поможем мы. И ведь у пенсионеров с каждым разом всё больше эмоций, что их не бросают, что им есть, что покушать. Здесь ты понимаешь, для чего ты всё это делаешь. И получаешь больше эмоций от бабушек, дедушек, когда приносишь наборы. Вот этот позитив, этот заряд эмоций говорит о себе, — откровенничает Александра.
К Новому году работники благотворительного кафе собирают праздничные наборы для своих подопечных: мандарины, сыр и колбасу. Но больше всего в «Добродомике» ждут снятия ограничений, чтобы пенсионеров снова можно было пригласить на обеды.
О том, что жители Челябинска уже жаловались Путину на пенсию, мы писали ранее. Тогда пожилым людям привезли «президентские» наборы.
Много волонтеров сейчас задействованы в больницах, студенты-медики помогают пациентам в ковидных отделениях.
В помощи нуждаются и бездомные инвалиды, жительница Челябинска для них открыла семейный приют.
Чтобы лечить людей, оставшихся на улице, доктор Женя создал проект «Другая медицина».