В челябинском трамвае на 20-м маршруте установили первые валидаторы (устройства для безналичной оплаты проезда), сейчас гаджеты тестируют. Если не будет сбоев в работе и горожане докажут свою честность, электронными кассами оснастят весь парк трамваев. Кондуктора в вагоне нет, если у пассажира наличные, то ему предстоит идти на оплату к водителю. Мы узнали, что о ноу-хау думают пассажиры.
Заходим в трамвай: здесь недоумевающие пассажиры штурмуют кабину водителя. Пенсионерки возмущены, неведомое табло требует карту, а билетов не выдает. Оплачен проезд или нет, непонятно.
— Если контроль будет, скажут: «Где ваш билетик?» Тогда как объяснять, что мы проехали и оплатили? — отмечает недовольная женщина.
Каждые минут пять в вагоне звучит объявление: «На входе валидаторы стоят, с наличным расчетом подходим к водителю». Но люди друг у друга осторожно переспрашивают:
— Что такое валидатор? Вот это черная штука, что ль, на поручне? — слышны разговоры в трамвае.
К устройству можно подносить как транспортную карту, так и обычную банковскую, а также телефон, если на нем доступна бесконтактная оплата.
— Мне кажется, действительно с кондуктором удобнее. Она подошла, карточку подал, она тебе выдала билетик, поговорили, все по-человечески: едешь спокойно! — сетует женщина в очереди на оплату.
Ее подруга в пятый раз прикладывает карту, но сомневается, оплатила проезд или нет: чека-то нет.
— Деньги ушли или нет, неизвестно, — недоумевает она.
Пассажиры помоложе рассуждают, наоборот, о преимуществах: теперь не нужно возить мелочь в карманах и пробираться к кондуктору в переполненном транспорте.
— Не нужно ничего ждать, зашел, сразу на входе оплатил. Удобно! — считает студентка.
Водитель трамвая едва успевает брать плату за проезд, выдавать билеты и следить за дорогой. Говорит, выбора не оставили, но надеется, что со временем все привыкнут и не будут беспокоить во время движения.
Среди пассажиров оказался бывший водитель трамвая, мужчина заявляет: зайцев появится много, особенно в Металлургическом и Ленинском районах.
— Сами понимаете, какой контингент, — размышляет бывший сотрудник ЧелябГЭТ. — Кто бесплатно проедет, а кто и напакостит, разобьет. Так что все равно какой-то контроль нужен.
Прояснить неувязку с билетами не удалось: директор ООО «ЧелябГЭТ» Дмитрий Усачёв и пресс-служба мэрии комментарии давать отказались. Как пассажирам объясняться с контролерами, работу которых обещали усилить, непонятно.
Ранее в «ЧелябГЭТ» жаловались на нехватку сотрудников и рассказывали, что из-за этого валидаторами планируют оснастить весь парк. Тогда планировали закупить и тестировать 25 терминалов.
О том, что безналичный расчет появился в транспорте летом 2019 года, мы рассказывали в нашем материале и тестировали, как работает система. Правда, стоимость проезда после этого поднялась.
Валидаторы в трамвае — это удобно?