Мы продолжаем спецпроект «За ЧЕртежом успеха». Он посвящен культовым зданиям, площадкам и локациям нашего города — тем, которые делают Челябинск Челябинском. Сегодня вспоминаем одно из любимых мест всех поколений — кинотеатр «Урал». Кто из знаменитых актеров выступал на его сцене, зачем фасад перенесли на 9 метров вперед, когда сюда заманили «Макдоналдс», как мультиплекс превратился в ТРК и при чём тут Юревич? Читайте в новом выпуске проекта «За ЧЕртежом успеха».
От советского «Урала» до западного Martin House
Подъезжая к самому большому челябинскому кинотеатру, мы задумались: а где теперь парадный вход? 50 лет назад, когда «Урал» построили по типовому проекту, такого вопроса просто не могло возникнуть. Со стороны улицы Воровского издалека виднелась лестница во всю ширину фасада. Кинотеатр был единственным зданием и украшением сквера, образованного в треугольнике между улицами Воровского, Сони Кривой и Красной.
Сейчас от советской цитадели кинематографа осталось одно название — и здание, и техническая начинка кардинально изменились. Сквер изрядно проредили, и это, конечно, печально. Но главное, что сам легендарный кинотеатр вполне дееспособен. «Урал» пережил несколько реконструкций, переродился в мультиплекс, но по-прежнему несет в массы важнейшее из искусств.
Первый в Челябинске широкоформатный кинотеатр «Урал» построили 50 лет назад. Здание возводили по типовому проекту москвичей, но привязку к местности сделал известный челябинский архитектор Евгений Александров. Коммунистические вожди Ленин и Сталин рассматривали советское кино не только как искусство, но и в качестве мощного средства массовой пропаганды. Поэтому в СССР строили много кинотеатров и не скупились на съемку фильмов. Храмы искусств возводили тоже с советским размахом. В Челябинске отгрохали «Урал» на 1200 мест, и это было далеко не самое большое здание для синематографа в стране. Так, ленинградский «Гигант» вмещал 1400 зрителей, кинотеатр в Иваново — 1500, а московский «Ударник» посещало 1600 человек за один сеанс.
— В газетах и на радио тогда объявили конкурс на лучшее название кинотеатра. Как конкретно шел сбор заявок, уже не скажу. Но помню, что мы с друзьями, да и наши родители предлагали именно «Урал», — рассказывает челябинка Ирина, живущая сейчас в другом городе. — Таких, как мы, наверное, было много.
В день открытия — 8 апреля 1971 года — в «Урале» показали двухсерийный фильм «Бег», снятый режиссерами Александром Аловым и Владимиром Наумовым. Это была одна из первых экранизаций произведений Михаила Булгакова в Советском Союзе. Челябинцы сразу полюбили новый кинотеатр. И было за что. «Урал» — самый большой по количеству мест, оснащен лучшей на тот момент проекционной техникой. В зале были даже специальные места для слабослышащих. Но прежде всего «Урал» отличался тем, что премьеры отечественных кинокартин здесь шли одновременно с Москвой. Это был так называемый «первый экран». В те времена, когда кино демонстрировали на пленке, количество копий фильма было ограничено, и не все кинотеатры могли одновременно показывать кинокартину. Старт фильма в день официального релиза подчеркивал статус кинотеатра и назывался «первым экраном».
В конце 1980-х годов в Челябинске действовало 22 кинотеатра на 10 тысяч мест. Самый крупный из них — «Урал» — ежегодно посещали 2 миллиона 106 тысяч человек.
«Урал» долгие годы играл первую скрипку в челябинском кинопрокате. На его базе проводили кинофестивали, тематические вечера, встречи с актерами. В советские годы со сцены кинотеатра выступали такие звезды отечественного кинематографа, как Татьяна Доронина и Нонна Мордюкова, Иннокентий Смоктуновский и Сергей Герасимов, Сергей Бондарчук и Никита Михалков и многие другие.
— Пройдем два квартала и окажемся у укутанного зеленью, а вечерами сияющего неоновой рекламой крупнейшего кинотеатра «Урал». Заходишь в фойе, и всё здесь сразу располагает к отдыху, к хорошему настроению, — говорилось в путеводителе по кинотеатрам Челябинска, изданном в 1989 году. — Уголок живой природы, аквариум с диковинными рыбками. Поднялся в верхнее фойе — и попал в аллею зимнего сада, где среди тропических растений перекликаются экзотические птички. Есть время до сеанса — можно посмотреть цветной телевизор, полюбопытствовать на очередную выставку живописи, графики или фото.
Эх, признаться, птичек и рыбок помню смутно. Но вот очереди в кассах «Урала» были обычным делом. Всё резко изменилось в 1990-е годы после распада СССР. Отечественная киноиндустрия осталась без господдержки, выживала, как могла, — за счет съемок рекламы и коммерческих боевиков. По всей стране расплодились видеосалоны, крутившее пиратские фильмы. Здания кинотеатров по мановению руки спонсоров превращались в мебельные выставки и торговые центры, казино, ночные клубы и рестораны.
В «Урале» тогда тоже открыли, как говорили чиновники, «дискотеку». Это был первый в Челябинске ночной клуб Martin House. Он располагался в нижнем фойе кинотеатра. Интерьер из пальм в кадках и аквариумов с рыбками дополнили баром, где за какие-то сумасшедшие деньги продавали алкогольные коктейли. Организатором новомодного пространства выступил известный предприниматель Андрей Голованов — позже он откроет салоны бытовой техники и электроники «Голованов и К», а также магазины «Мир еды».
— Считалось, что Martin House — место отдыха мажоров. Танцы, коктейли, неоновый свет, знакомство с девушками — крутая жизнь, как в кино. Многие ходили в клуб просто, чтобы гордо заявить потом: и я здесь был, — с улыбкой вспоминает челябинец Сергей.
Фильмов в то время крутили мало, оборудование устарело, буфет был скудным, да и зрители экономили на всем. Все было настолько тоскливо, что одно время кинотеатр вообще не работал по основному профилю. Так «Урал» дотянул до середины 1998 года. Последний всплеск интереса зрителей обеспечил нашумевший фильм Джеймса Кэмерона «Титаник». Неделя за неделей — и всегда аншлаг! По просьбам зрителей показ кинокартины продляли несколько раз, в общей сложности фильм демонстрировали три месяца. А затем кинотеатр закрыли на реконструкцию.
Пришествие «Киномакса»
Проектировать новый кинокомплекс начали еще в 1997 году, в общей сложности все работы длились полтора года. Инициатором реконструкции выступила московская компания «Киномакс». Представители администрации во главе с мэром Вячеславом Тарасовым съездили тогда в столицу, посмотрели, как выглядит сделанный по новым технологиям кинотеатр «Кодак-Киномир» — современные звук, кинопроекция, мягкие кресла, попкорн и прочие приметы времени. Власти дали добро на реконструкцию главного челябинского кинотеатра.
Сдвиг фасада на девять метров вперед, два кинозала вместо одного, игровые комплексы, компьютерный клуб — за 2,5 миллиона долларов бывший советский кинотеатр переделали в первый челябинский мультиплекс. Впрочем, тогда это название еще не прижилось, и «Киномакс-Урал» называли культурно-досуговым центром.
— Увеличили площадь кинотеатра, поменяли всю электрику, отделку, поставили новый экран, звуковое оборудование — провели серьезную реконструкцию. Получился зал на 775 комфортабельных кресел, спереди, перенеся фасад, пристроили второй зал на 135 мест, — рассказал 74.RU Александр Одольский, представлявший тогда «Киномакс» в Челябинске. — Приобрели современное оборудование для кинопроекции, специалисты из Германии приезжали его монтировать. Установили экран со специальным покрытием, сделали шумопоглощающую отделку стен, смонтировали систему звука dolby surround, идущего по периметру зала. Челябинск получил один из первых кинотеатров в России, обновленных по самым передовым технологиям.
Реконструированный кинотеатр заработал к Дню города — в сентябре 1999 года. На открытии демонстрировали фильм «Сибирский цирюльник», в Челябинск тогда приезжала съемочная группа во главе с режиссером Никитой Михалковым. Жители города вновь потянулись в «Урал». Кинотеатр предлагал одну громкую премьеру за другой, а каждый четверг рядом со зданием запускали фейерверк. В те годы Челябинск проводил фестивали «Новое кино России», которые для многих становились праздником киноискусства. Фильмы представляли знаменитые режиссеры и актеры, и челябинцы активно ходили на встречи с народными любимцами. А большой зал использовался как для кинопоказов, так и для концертов.
В начале 2000-х на базе кинотеатра «Урал» создали компанию «Киномакс-Урал». Мэрия внесла свой вклад зданием площадью в 5000 квадратных метров, а московская компания «Техсоюз-Центр» — реконструкцией кинотеатра. В итоге инвестору принадлежало 74% акций, а 26% закрепили за администрацией Челябинска в лице комитета по имуществу.
Первая половина нулевых годов стала временем расцвета регионального кинопроката — эпоха «Звездных войн», «Армагеддона» и нашего «Сибирского цирюльника». Мода на многозальные кинотеатры или мультиплексы в составе торгово-развлекательных комплексов докатилась до Челябинска. Тогда активно строили кинозалы, ТРК проектировали только с мультиплексами — считалось, что это якорь, который приведет посетителей. В 2003 году компания «Киномакс» реконструировала еще один челябинский кинотеатр — «Победу». Основная часть крупных кинопроектов создана именно с 2000 по 2010 годы.
— Премьерные показы у нас шли по четвергам. Обычно дистрибьюторы переправляли фильмы поездом, а мы их тут встречали и забирали. Но, бывало, не успевали вовремя напечатать копию. Несколько раз пришлось лететь в Москву и привозить фильмы в Челябинск. В 2001 году, когда в Нью-Йорке взорвали башни Всемирного торгового центра, везде началась операция «Антитеррор». И меня в столице чуть не «приняли» с этими бобинами, — вспоминает Александр Одольский. — Картину на пленке обычно катали две недели по пять-шесть сеансов в день. За это время копия, проходя через ролики и рамки, немного истиралась, появлялись полосы или царапины. Фильм переводили во вторую категорию, затем в третью, потом ее списывали или отправляли на хранение. То есть у фильмокопии была целая история.
Через год после открытия обновленного кинотеатра рядом с ним появилась огромная скульптурная композиция «Сфера любви». Ее автором был известный челябинский скульптор, ныне живущий в Москве, Виктор Митрошин. Проект финансировали два десятка компаний, в том числе «Киномакс». В сквере также построили кафе. Планировалось, что это будет зал торжеств для новобрачных. Но молодожены приезжали со своим шампанским, и особым спросом помещение на 200 мест не пользовалось. Много лет там было арт-кафе Sun Cafe, сейчас здесь разместился рестопаб «Арагац Club».
А как сейчас показывают кино на большом экране? Мы с фотографом Ильей Бархатовым даже поспорили, живы ли пресловутые бобины, которые мы только в фильмах и видели. И решили проникнуть в «сердце» кинокомплекса — ту самую аппаратную, откуда транслируют картины.
Что можем сказать? Времена изменились на нашем веку — пленки ушли в прошлое, кинотеатры теперь используют цифровую проекцию. Это значит, что не нужно печатать фильмокопии и возить из города в город громоздкие бобины. Современные кинокартины демонстрируются прямо с жестких дисков.
— Сейчас всё автоматизировано, нет такого, что надо подойти и нажать кнопку. Киномеханику даже не обязательно сидеть в аппаратной, — объясняет управляющая кинокомплексом «Киномакс-Урал» Олеся Попович. — Но при этом он должен контролировать работу компьютеров.
Переход на цифровую проекцию был постепенным. Дистрибьюторы продолжали выпускать часть фильмов в пленке, а часть начали делать в цифре, постепенно увеличивая эту долю. Окончательный переход на новую технологию произошел в 2010–2012 годах.
Откуда взялся «Макдоналдс»
Первое заведение крупнейшей международной сети фастфуда открылось в кинотеатре «Киномакс-Урал» в 2007 году. Хотя разговоры о приходе «Макдоналдса» в Челябинск велись уже не первый год. По одной версии, «Мак» не пускали местные власти. По другой, сеть дождалась, когда заработал их региональный склад, и только тогда начала экспансию в наш город.
Именно «Киномакс» затащил, по словам Одольского, в наш город американский фастфуд. Заведения этого бренда считаются выгодными арендаторами во всем мире. «Макдоналдс» подписал договор о сотрудничестве с комплексом «Киномакс-Урал», по которому ресторан быстрого питания получал в долгосрочную аренду на 25 лет помещение площадью 500 квадратных метров.
— Само присутствие бренда «Макдоналдс» увеличивает проходимость киноцентра минимум на 20% без каких-либо затрат. К тому же первый ресторан обречен снимать сливки. Для нас это очень интересно, если учесть, что «Макдоналдс» как арендатор платит 5% от своего оборота. Причем этот оборот стабильно растет, — объясняли тогда в руководстве «Киномакс-Урал».
Теперь под рукой были фастфуд и попкорн, и каждый челябинец считал своим долгом приобщиться к западному образу жизни. Через год на Северо-Западе заработал второй «Макдоналдс» — на площадях «Киномакса», в бывшем кинотеатре «Победа».
А в сентябре 2014 года в ТРК «Урал» открылся первый ресторан другой сети фастфуда с мировым именем — KFC. Он разместился буквально в трех метрах от конкурента — «Макдоналдса». Несколько раньше недалеко от этих заведений заработал «Бургер Кинг». Многие тогда предрекали жесткую войну фастфудов, но, как мы видим теперь, все игроки на месте. А в районе кинотеатра «Киномакс-Урал» появился своеобразный фуд-корт.
Интересы Юревича
В 2010 году кинокомплекс вдруг оброс заборами, а на площадках вдоль улиц Красной и Сони Кривой закипели строительные работы. Оказалось, к «Уралу» решили пристроить ТРК. Это был расцвет уплотнительной застройки. И было бы наивно уповать, что сквер в самом центре миллионного города останется нетронутым. Особенно, если им интересуется мэр, а потом и губернатор.
Во время второй реконструкции кинотеатра общая площадь здания увеличилась в 8 раз. Появились новые торговые галереи с эскалаторами. Про кино тоже не забыли — к двум действующим залам добавили еще четыре, а также кинокафе.
Поначалу в планах был даже боулинг на 12 дорожек, но потом застройщики ограничились подземным паркингом на 125 машин и небольшой наземной автопарковкой со стороны Воровского.
Новую реконструкцию затеяли федеральная сеть мультиплексов «Киномакс» и челябинская компания «Школьник» (входит в холдинг «Макфа»). Объем инвестиций равнялся 1,25 миллиарда рублей. ТРК «Урал» открылся в 2011-м, в этом же году основной пакет акций «Киномакс-Урал» и «Киномакс-Победа» приобрело ООО «Проспект». Покупатель входил в холдинг семьи экс-губернатора Михаила Юревича. Сумма сделки не называлась. По оценке экспертов, стоимость «Киномакс-Урала» составляла 500–600 миллионов рублей. Теперь кинокомплекс стал арендатором в своем бывшем здании.
Челябинская администрация тогда еще оставалась владельцем 26% акций «Киномакс-Урала», но недолго. В мае 2012 года муниципальный пакет акций кинокомплекса на Воровского, 6 продали за 20,3 миллиона рублей. Покупателем стал основной акционер «Киномакс-Урала» — «Проспект». Позже права на «Киномакс-Урал», по данным «Контур.Фокус», перешли к ООО «Универсальный магазин "Школьник"», учредителями которого выступали кипрские компании «Лаплюс Инвест Лимитед» (90%) и «Сула Гранти ЛТД» (10%).
Затем преемником стала компания «Новая планета», среди акционеров которой мы встречаем Валерия Юревича, отца экс-губернатора Михаила Юревича (у него основная доля — 90%). Судя по всему, это тот самый 90-процентный пакет, который провели через компанию «Лаплюс Инвест Лимитед». Собственность переписывали туда-сюда четыре года назад. В то время семья бывшего главы региона выводила в кипрские офшоры основные активы — «Макфу», «Родник», «Проспект» и другие фирмы.
Взяли попкорн
Коронавирус сильно ударил по российскому кинопрокату. Несколько месяцев кинотеатры были закрыты из-за коронавирусных ограничений. «Киномакс-Урал», например, не работал до сентября. Да и после открытия кинозалов не хватало зрителей. Дело в том, что европейские и американские кинотеатры всё еще оставались под замком. А мировые кинопремьеры перенесли на более поздний срок.
— В пандемию было очень тяжело, прямо всё на грани выживания. Мы не работали пять месяцев. В этом году стало гораздо лучше, народ возвращается в кино, чувствуем большой приток гостей. Появились уже новые фильмы, которые можно посмотреть всей семьей. Тот же «Годзилла против Конга» дает высокие сборы, — отметила Олеся Попович. — Когда активно развивались онлайн-кинотеатры, все боялись, что зрители не вернутся в кинотеатры. Нет такого. Всё равно люди хотят смотреть фильмы на большом экране, с хорошим звуком и есть вкусный попкорн. Эти привычки сохранились.
Представители «Киномакс-Урала» рассказали о том, что мультиплекс ждет небольшая перезагрузка.
— Кинотеатр — это живой организм, он требует постоянного внимания и ухода за собой. В планах — улучшить техническую базу, обновить кинооборудование и кресла для гостей, — уточнила Олеся Попович.
По мнению аналитика ГК «ФИНАМ» Алексея Коренева, посещаемость развлекательных заведений всё еще не вернулась к докризисным уровням. Это связано с необходимостью соблюдать дистанцию, в том числе использовать неполные залы.
Конкуренция в сфере кинопроката достаточно высока, считают эксперты. Вновь назревает потребность смены оборудования, кресел, развития сервисных услуг для посетителей. Если раньше кинотеатры ограничивались стойкой попкорна, то теперь активно развивается общепит — фуд-корты и рестораны.
— Комплекс «Киномакс-Победа» закрылся из-за того, что там было всего два зала. А люди идут туда, где больше выбор. В итоге «Победа» проиграла конкурентам, у которых 4–8 залов. «Киномакс» отказался от аренды, и уже несколько лет кинотеатра там нет. Остался только «Макдоналдс» на первом этаже, — указывает гендиректор «Мегаполиса» Александр Одольский. — В то же время в городе сейчас проектируют торговые комплексы, и там нашлось место большим экранам. Это вполне объяснимо: современные ТРК сейчас не строят без кинозалов. Иначе рискуют потерять посетителей.
Несмотря на то что в Челябинске работает несколько мультиплексов, ниша кинозалов всё еще свободна для развития, заключает эксперт.