Гигантские провалы на улице Куйбышева уже несколько дней в центре внимания горожан. Во-первых, челябинская мэрия не дает внятных объяснений, что там произошло, почему и чего ждать дальше. Во-вторых, обрушения появляются одно за другим — сначала у автосервиса, потом возле жилой десятиэтажки, а затем на оживленном перекрестке с улицей Чайковского. Чтобы разобраться в происходящем, мы поговорили с коммунальщиками, строителями и специалистами по канализации и съездили с экспертами на место. Рассказываем, почему порталы в подземные миры могут открыться в центре Челябинска и что помогло бы избежать подобных ЧП.
Технический специалист из строительной фирмы Дмитрий Непомощев устраивает для нас экскурсию по провалам: показывает, с чего всё началось. Бурная река в кратере у гаражей — не что иное, как подземный ручей, это не порыв трубы. Он здесь был всегда, но, скорее всего, не такой полноводный.
— Видите, черная вода — это канализация, ее немного совсем, а рыжая — это паводковая вода, — объясняет Дмитрий.
Заинтересованные местные жители спешно пристраиваются за нашим проводником как за гидом.
— Может, хоть вы нам что-то объясните, а то живем как на пороховой бочке, никто ничего не говорит, страшно! — настороженно заявляет пенсионер из дома, стоящего на краю провала.
Дмитрий оглашает свой вердикт: провалы — это неудачное стечение обстоятельств. Подвели и подземные воды, и изношенные трубы, вдобавок о себе напомнил исторический ландшафт.
— Взглянем на старые карты: здесь в 30-е годы было большое болото в низине, местность тогда была не заселена, — показывает старую планировку города в телефоне Дмитрий. — И был естественный овраг (прямо на том месте, где сейчас дом на Куйбышева, 7). В дальнейшем здесь пошла большая отсыпка грунта, начали планировать участок под жилую застройку — выравнивать, а это болотце, оно же всегда чем-то подпитывалось. Вода здесь накапливалась всегда: раньше что-то позволяло этой воде уходить, а в этот год ее стало больше: и грунтовые воды поднялись, да и трубы, посмотрите, укладывались, скорее всего, в 60–70-е годы прошлого века.
Информацию о сильном износе канализационных труб подтвердил и наш источник в городском управлении водоснабжения и водоотведения, к которому относятся данные сети.
— Трубы там идут железобетонные еще с советских времен, — рассказал сотрудник МУП «ПОВВ». — Бетон вымылся, железо сгнило, вот верхушка трубы под тяжестью земли начинает складываться. То есть в одном месте труба сложилась — появился первый провал, из трещины стоки полились, трубу размывало дальше — появился второй провал. Возможно, где-то засор, вода не уходила, коллектор заполнялся на полное сечение, хотя всё рассчитано, чтобы стоков там было только на треть. Сейчас идет ремонт: будут менять весь пролет, участок от колодца до колодца: это получается метров 200–300.
Угрожает ли что-то злополучной десятиэтажке на Куйбышева, 7? Мнения разнятся: одни считают — здание никак не пострадало, другие уверяют — без укрепления фундамента строение при дальнейших работах может рухнуть.
— Сейчас вокруг дома заливают восьмиметровые бетонные сваи, — рассказал 74.RU знакомый с ситуацией источник. — Новую трубу коллектора уже протянули. После укрепления дома хотят перекрыть старую трубу и откачать воду по обводному каналу. На месте обвала установили два насоса, каждый из которых откачивает по 300 кубометров воды в час. Откачивать они будут до тех пор, пока работы не завершатся. Работы могут затянуться до осени. Непонятно вообще, как этот дом вводили и согласовывали. Он стоит буквально в пяти метрах от коллектора, а должно быть приличное расстояние до него, метров двадцать, потому что в случае чего коллектор же надо будет откапывать. Но этот дом в любом случае будут всеми силами сохранять.
А вот наш «экскурсовод» Дмитрий Непомощев считает, что дом крепко стоит на уже существующем фундаменте. Доказывает: это наглядно продемонстрировано в ходе раскопок прямо под окнами первого этажа — там всё сухо, а значит, воды не размывали основание дома.
— Они сейчас сделали подкоп под стенкой здания: грунты нормальные, будут забивать сваи, — объяснил Дмитрий. — Но они не нужны, да и потом, их с точки зрения нагрузки, конечно, никто не рассчитывал, это скорее для успокоения жителей. На всякий случай установили маяки, они покажут: если плиты начнут ходить, тогда будет назначена экспертиза, но это маловероятно.
Но если отбросить частности и говорить глобально, такие открывающиеся бездны — повод взглянуть на проблему хаотичной городской застройки, считает наш проводник.
— Города — они живые, они шевелятся: мы где-то подсыпали грунт, где-то передавили родник, вмешались в такие сложные биосистемы и получаем последствия, — говорит Дмитрий. — Триггером часто служит реконструкция дорожной сети, когда засыпают ручьи, там, где глинистые почвы, не учитывают это; вот весь город, как неровные зубы, всё торчит в разные стороны.
При этом расположение самих сетей официально считается гостайной, которую нельзя разглашать: засекреченной информацией о мощности коллектора, а также о сети подходящих к нему труб обладают только специализированные организации.
Хуже другое, считает Наталья Устьянцева: нас ждет еще масса таких провалов. Наталья возглавляет КТОС, курирует коммунальные вопросы в Металлургическом районе и входит в состав Общественной палаты. Она уверена, ЧП можно было бы избежать, если бы в городе была гидрогеологическая служба.
— Сначала этой зимой снега не было, потом произошло промерзание грунта на глубину более одного метра, потом лег большой снежный покров, — рассказала Наталья. — Весной, когда всё начало таять, вода не могла уйти, потому что на глубине сейчас еще всё мерзлое, и подземным рекам приходится искать новый путь. Весь центр в опасности! Там тоже много речек: улица Свободы, под площадью Революции, около ДК ЖД, на Российской, вот несколько лет назад был провал, это тоже было из-за подземной речки. Только крупных подземных рек у нас семь, а посчитать мелкие и привести их в единую систему никто не пытался. Сейчас есть только отдельные любители, но это должна быть единая гидрогеологическая служба, чтобы мониторили: увидели, что реки сдвинулись, зафиксировали это. Нужна передвижная лаборатория, как та, что ездит по Челябинску, контролирует выбросы. Нужен автомобиль, чтобы специалисты могли ездить по городу, брать шурфы, возможно, опускать приборы в коллекторы, смотреть давление в воде. Это помогло бы предотвратить подобные ситуации.
Первый провал на Куйбышева, возле автоцентра, произошел ночью 5 апреля. Почва возле десятиэтажки на Куйбышева, 7 провалилась в ночь на 9 апреля. Жильцов попросили покинуть квартиры на время завершения восстановительных работ. Чуть позже, 12 апреля, в 100 метрах от дома произошло еще одно обрушение — на перекрестке Куйбышева и Чайковского. Вице-мэр Челябинска Александр Астахов отказался комментировать ситуацию, а начальник городского управления по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Валентин Гриднев ограничился сообщением, что разворачивается штаб для принятия совместных решений разных служб. О ходе работ на месте ЧП мэрия не информирует.
Какие дороги перекрыты из-за ЧП, когда в мэрии обещают завершить работы и что происходит на месте провалов, 74.RU держит читателей в курсе.