![У матери-одиночки списали все деньги за поездки на самокате в Челябинске, которые она не совершала Списывать деньги за прокат самокатов у челябинки начали рано утром, пока она спала | Источник: Леонид Меньшенин, предоставлено героиней публикации, Полина Авдошина](https://n1s1.hsmedia.ru/f1/08/4f/f1084fe3a1b236feb67a43eb342348e5/656x438_1:5723_47c165b0a105b7002dda0a6ab4c0343a@1200x800_0x2Ps0yk5n_0688163323873415592.jpg.webp)
Массовые списания за прокат кикбайков Анастасия (имя героини публикации изменено. — Прим. ред.) обнаружила рано утром, когда с двумя маленькими детьми была дома. За считаные минуты с ее карточки Сбербанка исчезли 4000 рублей. Однотипные платежи производились через приложение аренды самокатов Whoosh, которое, по словам челябинки, даже не было установлено на ее телефоне. Мы спросили представителей сервиса и банка, как такая ситуация могла произойти. А заодно узнали у юриста, реально ли вернуть списанные деньги.
— Мы проснулись с детьми около восьми утра. А в 6 утра, оказывается, мы на самокатах катались — у меня по 500 рублей несколько раз подряд списывали, — рассказала 74.RU Анастасия. — Все средства были выдерганы [с карты]. Несколько раз сервис проверял, есть ли у меня деньги на карте: списывали и возвращали по рублю. Много шло списаний до тех пор, пока все деньги не закончились и не пошли отказы [в совершении] операций. Я целый день разбиралась и с банком, и с этим сервисом каршеринга самокатов. Даже пришлось установить приложение Whoosh, чтобы как-то связаться с их поддержкой. Мне говорили, что специалисты работают и разберутся в ситуации. Сказали, что моя карта была привязана к сервису через платежную систему, хотя я никогда им не пользовалась.
«А затем мне в поддержке сервиса проката ответили, что вернуть деньги не могут, и отправили меня в полицию и в свой банк»
— В банке мне сообщили, что, по их данным, я сама ввела данные своей карты [в сервисе] и они не имеют права отменить операцию. Единственное, что предложили сделать, — это заблокировать карту. Естественно, карту заблокировали и отправили на перевыпуск. В проверке по факту незаконных списаний с моей карты в банке мне отказали, — возмущается пострадавшая.
Анастасия находится в декрете с двойняшками, которых воспитывает одна. На карту она получала пособия на детей. Челябинка утверждает, что указывала ее данные лишь в официальных приложениях сети детских интернет-магазинов и сервиса доставки продуктов, а также когда-то давно расплачивалась со своей карточки на «АлиЭкспресс». Чтобы выяснить, как же ее данные могли попасть в руки злоумышленников, женщина обратилась с заявлением в полицию.
![Списания со счета Анастасии происходили до тех пор, пока деньги не закончились и банк не заблокировал карту, и даже после этого по ней попытались провести еще несколько транзакций | Источник: предоставлено героиней публикации](https://n1s1.hsmedia.ru/38/59/7b/38597ba196d4bd27c417145f4bad39d0/656x380_1:5723_9cd8150f053d5e47293282bb1fc95d43@2173x1257_0xPYHLRtBl_6088319649838797132.jpg.webp)
Как удалось выяснить 74.RU, карточку челябинки привязали к двум аккаунтам, после чего на ее деньги в центре города арендовали пару самокатов и больше двух часов катались на них по окрестностям. Сама Анастасия в этот момент была дома в Чурилово.
Мы попытались разобраться, как у челябинки без ее ведома могли списать деньги за прокат самокатов. Оказалось, что при привязывании банковской карты в приложении для аренды не требуется дополнительное подтверждение с помощью кода, который владельцу счета высылают по СМС.
— При привязывании карты вводится код CVC, и если у карты есть разрешения на такие операции, то они проводятся, — уточнила 74.RU представитель сервиса Whoosh Юлия Камойлик. — Очень много сервисов пользуются такой оплатой, когда вводится номер карты, имя держателя, дата и CVC-код. В данном случае держателю карты необходимо обратиться в банк с сообщением о незаконных списаниях. У банка есть процедура проверки операций и возможность работы с персональными данными. Они могут сделать запрос нашей платежной системе и проверить данные о платеже.
«Вместе с банком мы разбираемся в каждой ситуации и, в случае выявления мошеннических действий, рассматриваем вопрос о возврате средств пострадавшему»
— Также после обращения в банк пострадавший может обратиться в полицию. По запросу правоохранительных органов мы можем передать данные аккаунтов и треки поездок для установления личности злоумышленников, — добавила представитель сервиса аренды самокатов.
Возврат средств может затянуться до окончания проверки банка или разбирательства правоохранительных органов. Сервис Whoosh после обращения 74.RU помог оказавшейся в затруднительной ситуации Анастасии оперативнее вернуть на счет списанные деньги.
![Взять самокат в прокат в Челябинске сегодня не составляет труда — достаточно банковской карты и смартфона | Источник: Леонид Меньшенин](https://n1s1.hsmedia.ru/7f/30/e4/7f30e46c5fcdb7897436fb7540fdd9a8/656x369_1_15cea992afebfde50a9f84e634736229@1920x1080_0xje0T6wvh_0695939058965938535.jpg.webp)
В Сбербанке на наш вопрос об этой ситуации пообещали проверить все совершенные клиентом транзакции по этой карте.
— Одна из распространенных причин несанкционированного списания — когда клиент сам раскрывает секретную информацию карты посторонним людям или становится жертвой фишинга (вводит данные карты на мошенническом сайте), — подчеркивает заместитель управляющего Челябинским отделением Сбербанка Наталья Карпова. — В подобных ситуациях рекомендуем максимально быстро заблокировать карту и обратиться в банк, а также обязательно связаться с сервисом или интернет-магазином, в котором была проведена оплата.
Вернуть деньги пострадавшим в результате такого мошенничества обязан банк, уверена юрист, член Адвокатской палаты Челябинской области Наталья Басок.
— В таких случаях все претензии в первую очередь должны предъявляться непосредственно банку. Женщина должна обратиться в отделение и написать претензию или заявление, в котором изложить возникшую проблему. Как правило, на практике дело заканчивается тем, что банк списанные средства возмещает и в порядке регресса, соответственно, взыскивает их уже с нарушителя, то есть разбирается самостоятельно, — комментирует Наталья Басок. — Если же банк этих обязательств не выполняет перед своим клиентом, то по закону «О защите прав потребителей» подается иск в суд, где уже непосредственно с банка клиентом взыскиваются эти средства. Потому что в этом случае нарушается закон «О защите прав потребителей», то есть банк не выполняет условия договоренности о том, что клиент должен быть защищен.
Чтобы не оказаться в подобной ситуации, юрист советует никому не сообщать данные своей карты.
— Но бывают такие случаи, что человек и так не сообщает эти данные кому-либо, а с его карты все-таки происходят непонятные транзакции. Здесь все претензии нужно предъявлять в первую очередь в банк, и, как правило, на практике их действительно удовлетворяют, — заключила Наталья Басок.
Шеринг электросамокатов заработал в Челябинске полторы недели назад. Клиентам предлагают аренду с поминутной тарификацией. Мы испытали прокат самокатов на себе — ощущения неоднозначные.
С проблемами незаконных списаний сталкиваются и клиенты других сервисов. Вот история челябинки, с карты которой ушли 5000 рублей за поездку на такси в Подмосковье, которой не было.
У челябинцев с банковских счетов списали десятки тысяч через сервисы «Яндекса» и интернет-магазин Wildberries.
Другую женщину напугали «взломом» AliExpress. В итоге она перевела аферистам 270 тысяч рублей.