Родители, чьи дети раньше занимались в образовательном центре «Чудо-Чадо», обратились в редакцию 74.RU с необычной историей: по их версии, школа не возвращает им барабаны, купленные за счет самих родителей. Вопрос может показаться смешным, но инструменты для детей важны: их шоу барабанщиков Jumbo Kids добилось неплохих успехов, а сами установки стоят более 170 тысяч рублей. Впрочем, у центра «Чудо-Чадо» совершенно иной взгляд на ситуацию, и его директор Татьяна Гетман считает, что барабаны по всем документам принадлежат ее организации. Эта история показалась нам типичной для времени: школы и образовательные центры частенько предлагают родителям скинуться для решения тех или иных задач, но как сделать это по уму? И главное — чьи все-таки барабаны?
Группа Jumbo Kids возникла и вызрела в центре «Чудо-Чадо» еще в 2017 году. Сначала дети занимались индивидуально: кто на гитаре, кто на ударных, но потом возникла идея объединить их в шоу барабанщиков. Версии сторон относительно авторства идеи расходятся: родители говорят, что замысел исходил от руководителя группы Владислава Субичева, Татьяна Гетман настаивает, что придумка полностью ее:
— Группу организовала лично я: никакой родитель отношения к этой группе не имел. Я подобрала руководителя, которого мы обучали параллельно игре на барабанах, потому что у него нет соответствующего образования, — рассказывает она. — Я предложила родителям поучаствовать в этом проекте, который я назвала до того, как они об этом услышали. Это моя идея, мой логотип, моя организация, я — директор этого проекта.
Группа успешно развивалась, и со временем к мальчуганам добавилось несколько девочек-барабанщиц. Программа у них разнообразная: от классических маршей до хитов Prodigy. Выходит задорно, и, когда слушаешь вживую, кровь вскипает, хочется постучать самому (я даже попробовал).
Со временем группа стала участвовать в разных конкурсах, и стало ясно, что нужны хорошие барабаны. Яна Лейви, мама одного из участников группы, рассказывает:
— Когда Влада (Субичева, руководителя шоу. — Прим. ред.) осенило, что можно сделать такой проект, мы купили садовые бочки, и первое время ребята выступали на них. Но потом поняли, что на бочках уже не комильфо, и решили купить барабанные установки, причем фишка Влада была в том, что барабаны должны быть световые, то есть акриловые, прозрачные.
Купить такие в России оказалось сложно и дорого, поэтому доставку организовали из Китая. Сами барабаны обошлись раза в три дешевле, чем в России, но почти столько же добавила доставка. Итоговая сумма превысила 170 тысяч рублей.
Кто и на каких условиях покупал барабаны?
Сначала вопрос казался формальностью, потому что стороны дружили и вместе выступали в разных шоу, в том числе на фестивале «Поколение Next» в 2019 году в Сочи. Отношения испортились в начале 2021 года. Версии сторон опять же разнятся:
— После отчетного концерта в январе, который всем очень понравился, в общей группе появилось сообщение от Владислава Николаевича: ребята, меня уволили, я ухожу, — рассказывает Яна Лейви. — После этого директор «Чудо-Чада» Татьяна Гетман подтвердила, что она с Владиславом больше не работает, но причины конкретно не обозначила: звучало что-то вроде «он меня обманул», «он меня подставил», «наши дороги разошлись». В общем, забудьте его. Мы заволновались, потому что это был его проект и кто будет заниматься детьми — неясно.
По словам Яны Лейви, вменяемых вариантов для замены руководителя предложено не было, и поэтому 9 из 11 участников Jumbo Kids ушли вместе с Владиславом Субичевым в новое помещение: со временем образовалась своя школа «Пятая музыкальная студия».
Татьяна Гетман с таким изложением истории не согласна:
— Не было никаких намеков на конфликт с руководителем (Владиславом. — Прим. ред.), я нянчилась с его ребенком, у меня работала его супруга, я оплачивала ее декретные полтора года, и у меня даже мысли не было, что подобное может произойти, — настаивает она. — Сейчас у меня есть одна версия: в Сочи, во время фестиваля «Поколение Next», господин Лейви (муж Яны Артем Лейви. — Прим. ред.) предложил Владиславу отсоединиться, мол, он возьмет на себя содержание группы, а центр нам не нужен. Вполне вероятно, что было так. И тогда понятно, откуда эти претензии на барабаны.
В итоге стороны разошлись, но обе претендовали на барабаны, обошедшиеся в 170 тысяч рублей. Родители считают их своими и говорят, что они нужны для некоторых номеров.
— В покупке барабанов школа финансово не участвовала, — утверждает Яна Лейви. — Мы, родители, скинулись, сделали оплату, причем, поскольку нужно было сделать все быстрее, наша семья заплатила большую часть денег из своего кармана, остальные родители уже потом внесли свой вклад. И поскольку барабаны покупались конкретно для Jumbo Kids, они принадлежат родителям участников группы: куда группа, туда и барабаны.
В подтверждение слов муж Яны, Артем Лейви, предоставил редакции 74.RU подписанный им договор на поставку барабанов, а также данные о переводе сумм в 93 870 и 76 395 рублей со своей карты за товар и его доставку соответственно.
Руководитель Jumbo Kids Влад Субичев на вопрос, кто и для чего покупал барабаны, отвечает:
— Когда стало ясно, что играть дальше на пластмассовых бочках нельзя, я предложил родителям варианты установок, чтобы мы могли выйти на следующий уровень, и родители сказали: давайте мы их приобретем. Разговоров о том, что они будут принадлежать какой-то организации, не было. Родители покупают барабаны, мы готовим номер. По сути, это барабаны детей, купленные им для занятий. Представьте, что вы пришли в музучилище и купили, условно, дорогую гитару: разве после ваших занятий там она станет принадлежать музучилищу?
«Проект Jumbo Kids — это неделимая история»
Впрочем, не все так просто. Татьяна Гетман настаивает, что барабаны приобретались не отдельно, а в рамках «инвестиционного проекта» стоимостью 261 106 рублей, потраченных на развитие группы. В проект входило оснащение барабанов светодиодными лентами, их подготовка, а также создание клипа.
Юрист центра «Чудо-Чадо» Екатерина Рейхерт показывает документ на двух листах, названный «Положение», якобы подписанный всеми родителями. Редакции 74.RU продемонстрировали документ, но не позволили сфотографировать подписи родителей. Екатерина объясняет:
— Это положение оговаривает, каким образом осуществлялась закупка. Обратите внимание: здесь 50% средств — родителей, 50% средств — это школа. Средства пошли не только на сами барабаны, но также на их доставку, переоборудование, производство клипа. По условиям, если в течение года родители выходят, они получают половину суммы, которую вносили, то есть 5 тысяч рублей. По истечении года никаких возвратов не предполагается.
Юрист «Чудо-Чада» подчеркивает, что сумма неразрывна и говорить о том, кто и сколько потратил именно на барабаны, некорректно.
— И если родителю передавались деньги на закупку барабанных установок, то остальные расходы несла Татьяна Гетман, и ладно бы они требовали половину барабанов. Но они говорят: отдайте нам все! А положение, которое они подписали, не предполагает возврата барабанов вообще.
Екатерина Рейхерт отмечает, что у барабанов есть амортизация и со временем они ломаются, поэтому центру «Чудо-Чадо» с тех пор пришлось тратиться на их ремонт.
Мы попросили показать документы, подтверждающие участие центра «Чудо-Чадо» в указанной «инвестиции»: чеки, переводы, полноценные договоры и так далее. Представители центра отказались показывать нам бумаги, заявив, что при необходимости продемонстрируют их в суде:
— Все делалось юридически грамотно, — настаивает директор «Чудо-Чада» Татьяна Гетман. — Они показывают чеки и все прочее, ну и что? У меня тоже есть чеки. Первую сумму внесла я, и у меня об этом тоже есть документ. По-моему, около 90 тысяч рублей на барабаны и их перевозку. И я ничего не делю, потому что этот проект юридически неделим: это как купить автомобиль вскладчину — его нельзя поделить.
В телефонном разговоре с нами она описала ситуацию как «рейдерский захват» барабанов.
Компромисс не сложился
Пока вопрос о принадлежности барабанов остается открытым. Например, в упомянутом соглашении речь идет о покупке оборудования для творческого коллектива, именуемого в документе «Шоу», и возврат средств прописан для родителей, которые выходят из состава шоу, а не школы «Чудо-Чадо». При этом есть указание, что финансирование проекта осуществляется в пропорции 50:50 — «Чудо-Чадом» и родителями. При этом последние утверждают, что стороны внесли 80 тысяч (образовательный центр) и 170 тысяч (родители).
— Мы предлагали располовинить эти установки и забрать хотя бы половину, — говорит Яна Лейви. — Мы предлагали компенсировать 50 тысяч рублей, которые Татьяна Гетман вложила в оснащение барабанов светодиодами. Нам ответили: общайтесь с юристом. Юрист сказала «нет». Вот и всё.
Директор «Чудо-Чада» настаивает, что шоу Jumbo Kids никуда не переехало и по-прежнему базируется в образовательном центре, просто с другим составом участников.
— У меня остались дети, они называются Jumbo Kid и под этим логотипом выступают. Логотип создала мне дизайнер, работающий со мной более десяти лет, — говорит она. — Это название, которое придумала лично я, это всё моя идея.
Руководство «Чудо-Чада» подозревает, что целью родителей во главе с Артемом Лейви было создание конкурента успешному детскому центру.
— Родители других детей, которые у нас занимаются, стали спрашивать: «Татьяна Борисовна, а что, у "Чудо-Чада" есть филиал?», — рассказывает Татьяна Гетман. — Я отвечаю: нет никакого филиала. А они: нам звонят и говорят, что есть филиал прямо рядом с домом. Начались расспросы от родителей, мол, что происходит, вы разделились? Говорят, их приглашают на бесплатные фестивали. Волнения пошли.
Так вопрос барабанов перерос в стадию корпоративных войн, но установить, был ли у семьи Лейви умысел создать конкурента для «Чудо-Чада» или это вынужденное решение, мы не можем. Мнения сторон здесь слишком контрастны.
Что говорят юристы
Мы попросили специалистов оценить основной документ (то самое «Положение»). Юрист Даниил Сергеев выразил сомнение в том, что «Положение» позволяет судить о принадлежности барабанов.
— Речь идет об имущественном споре, и для его решения в первую очередь будут изучаться документы, подтверждающие покупку и оплату барабанов конкретными лицами. При этом нужно понимать, что для признания имущества общим может быть недостаточным просто согласия сторон с «Положением» о проекте. Документы, регламентирующие приобретение имущества в общую собственность, должны включать в себя однозначное волеизъявление сторон, конкретные наименования, количество, стоимость и порядок приобретения такого имущества. Если школа расходовала на приобретение барабанов собственные денежные средства, то это потребует документального подтверждения.
В суде, по мнению Сергеева, в первую очередь будет проверяться, кто согласно документам является покупателем барабанов. Если банковские выписки и договор на поставку представит лишь сторона родителей, а школа не предоставит документов, подтверждающих приобретение барабанов в общую собственность, суд может встать на сторону родителей.
Адвокат Андрей Лепёхин считает, что подобные споры достаточно типичны для российского бизнеса вообще:
— Договорились о совместном проекте, вложили деньги, но не оформили все должным образом, — говорит он. — А потом, когда доходит до спорных ситуаций, начинаются конфликты.
— А наличие договора о покупке барабанов и банковских выписок у родителей означает, что барабаны точно принадлежат им?
— Без оценки полного комплекта документов, в том числе тех, что может предоставить вторая сторона, судить об этом нельзя, — считает Андрей Лепёхин. — Да, одна из сторон может физически осуществить перевод суммы, но это не означает, что нет документа, оговаривающего принадлежность товара. Скажем, если вы купили машину вскладчину, а потом решили выйти из проекта, вы вправе потребовать свою долю в нём, но не всю машину целиком.
Не имея доступа ко всем документам, в том числе тем, на которые намекает руководство «Чудо-Чада», редакция 74.RU не может судить о том, кто именно владеет барабанами. Эта история похожа на развод пары, которая когда-то жила в любви и поэтому не оформила как следует брачный договор.
Война тем временем продолжается: родители обратились в полицию и прокуратуру с заявлением, и в феврале 2021 года отдел полиции «Центральный» зарегистрировал его в книге учета заявлений о преступлениях. Впрочем, процессуальных действий пока не принято: в прокуратуре нам ответили, что материал находится на проверке в отделе полиции. Татьяна Гетман говорит, что в последние месяцы ее измучили разными проверками, и считает это травлей. А дети пока играют на тех барабанах, что у них остались. Но играют с азартом.
Кто, по-вашему, является владельцем этих барабанов, исходя из имеющихся сведений?
А другие талантливые школьники из Карабаша создают удивительно детальную модель города в Minecraft.
Ну а родителям выпускников сейчас не до творчества. Вот интересный «инсайд» о том, сколько в этом году стоят выпускные. Взгляните также на местами пугающую подборку снимков с последних звонков.