Бюст бывшего губернатора области должен появиться на площадке около Исторического музея Южного Урала на улице Труда. Об этом в понедельник, 19 июля, сообщили в пресс-службе музея.
— Решение об установке памятника Петру Сумину поступило в Государственный исторический музей Южного Урала сегодня, 19 июля, — рассказали в учреждении. — 16 июля оно было подписано Челябинской городской думой. Это первый официальный разрешительный документ, который в музее ожидали с момента знакомства с проектом.
Начать установку памятника хотели еще в июне, когда разрешения от гордумы не было. К музею привезли материалы и пригнали людей в спецовках — правда, сделать они почти ничего не успели. Координатор группы градозащитников «Архистраж», краевед Юрий Латышев забил тревогу, и работы остановили до получения всех необходимых документов.
Градозащитника возмутило то, что бюст решили поставить в защитной зоне дома Шиховых (Покровских) — здания, которое Пётр Сумин хотел снести во время своего губернаторства.
— В 2005 году, когда бывший губернатор приехал на стройку музея, то увидел рядом старое здание — дом Шиховых (Покровских), — напомнил Юрий Латышев. — Оно было облуплено и выглядело плоховато. Сумин сказал: «Зачем нужен этот аппендикс?» — и распорядился готовить его к сносу. Но тут надо отдать должное краеведам, историкам, градозащитникам того времени. Которые возмутились, обратились в Екатеринбург, в территориальное управление по охране памятников истории и культуры. Оттуда уже поступило замечание: «Так делать нельзя!» Сумин отказался от идеи уничтожить здание, но не из-за того, что он всё осознал, а потому что ему так приказали. И сейчас ставить памятник в защитной зоне дома Шиховых (Покровских) — это просто сверхцинизм.
Краевед уточнил, что здание является объектом культурного наследия регионального значения. В его защитной зоне запрещено не только любое строительство, но даже размещение рекламы. Меж тем в документе, опубликованном на сайте госкомитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области, говорится о том, что возведение памятника Сумину никак не повредит дому Шиховых.
По мнению Юрия Латышева, Пётр Сумин был губернатором в «самые жирные годы» для России, в том числе для Челябинской области. Краевед уверен, что бывший глава региона не сделал ничего такого, ради чего ему стоило бы ставить памятник.
— С 1998 года по 2008 год вся страна жила шикарно, — считает координатор группы «Архистраж». — ВВП рос на 7–8 процентов, нефть ой-ой-ой сколько стоила. В отличие от Соловьева, Юревича или Дубровского — тем досталось более тяжелое положение, когда экономика начала падать, — Сумин руководил областью в хорошее время.
Установкой бюста занимается благотворительный фонд «Бирюзовый», который основали врачи Антон Рыжий и Кирилл Чиглинцев. Они рассказали 74.RU, что памятник давно готов, и теперь ожидается, пока все формальности будут утрясены. Во сколько обошлась бронзовая фигура Сумина и гранитный постамент, не разглашают, но при этом подчеркивают, что все средства — это благотворительные пожертвования.
— Были и простые люди, которые перечислили кто по 100, кто по 500 рублей, и крупные благотворители, перечислившие несколько миллионов, — сообщил Кирилл Чиглинцев. — Нужную сумму собрали весьма оперативно, порядка трех месяцев. Мы выпустили сюжет о нашей инициативе, и после этого ролика реально простые люди начали перечислять деньги. Думаю, это из-за того, что личность Петра Ивановича ни у кого не вызывает двояких ощущений.
По словам Кирилла Чиглинцева, изначально установить памятник планировали в июне, к 75-летию Петра Сумина, но это не получилось «по техническим причинам». Затем провести открытие памятника хотели в день рождения Исторического музея Южного Урала — 1 июля.
— Мы понимали, что к этой дате всё успеем, но, к сожалению, возникла путаница с документами, — уточнил инициатор установки бюста. — Сейчас мы восстановим бумаги, чтобы всё было идеально со всех сторон, и до 10 июля определим новую дату.
Никакое другое место для бюста, кроме площадки около музея, сейчас не рассматривают. Пожелание установить памятник именно там исходило от вдовы Петра Сумина.
— Во-первых, это исторический центр города, во-вторых — Краеведческий музей — это дело Петра Ивановича, от начала и до конца, — объяснил Кирилл Чиглинцев. — Сама идея принадлежит ему, и реализация проходила в те годы, когда он занимал пост губернатора. И открытие производил он лично.
Как объяснил основатель благотворительного фонда «Бирюзовый», памятник создавали именно под площадку перед музеем. Кроме того, подчеркнул он, проект уже прошел все этапы согласования.
— Слушайте, ну позади огромный путь, поэтому пока мы об этом [переносе бюста] не думаем, — сказал наш собеседник. — Прошли общественные слушания. «За» было человек 30–40, «против» — два голоса, если мне память не изменяет. В последующем сделана экспертиза, всё согласовано с управлением архитектуры, получено разрешение Министерства имущества и Минкульта, одобрение музея. Пусть он, [Юрий Латышев], настаивает на чем угодно, у нас есть экспертиза, абсолютно официальная, которая позволяет нам ставить именно в этом месте.
Если с разрешениями от различных ведомств всё понятно, то к публичным слушаниям у жителей Челябинска возникли вопросы. Хотя официальная информация о них была опубликована на сайте городской администрации (постановление о проведении слушаний выложили за шесть дней до самого мероприятия — 10 июня), активисты считают, что обсуждения были чуть ли не тайными.
— Грифа секретности на эти слушания не налагалось, они проводились в соответствии с регламентом в Доме архитектора, и на них, по нашим подсчетам, присутствовало не меньше 60 человек, — рассказал еще один руководитель фонда Антон Рыжий (при этом, по данным мэрии, обсуждения в последнее время проводятся только в заочной форме. — Прим. ред.). — Пришли те, кто хотел. Я не знаю этих людей. Если бы их приглашали пофамильно, была бы другая ситуация.
Антон Рыжий не сомневается, что памятник Сумину ставить надо. Он считает, что бывший губернатор много сделал как для города, так и для области.
— Речь идет о благотворительной деятельности. С тех, кто не согласен, денег никто не берет. Это частная инициатива тех людей, кто работал с Петром Ивановичем и уважал его, тех, кому он помог, — прокомментировал представитель фонда. — Уверяю вас, те, кто сейчас возмущается, при Петре Ивановиче наслаждались всеми благами, которые были в Челябинской области. Он отдал свою жизнь: в последнее время болел и всё равно работал. Когда возникают негативные инфоповоды на фоне чистого образа Петра Ивановича, мне вот лично и обидно, и стыдно за тех, кто инициирует их.
Сейчас бюст находится в Смоленске, где он отливался, и ждет отправки. Его высота вместе с постаментом — около трех метров. Скульпторами стали братья Плохоцкие. Они же, кстати, делали памятник Петру Столыпину, который в 2017 году поставили возле концертного зала «Родина».
Пётр Сумин руководил регионом 14 лет, с 1996 до 2010 года. 21 июня Петру Сумину исполнилось бы 75 лет. Ко дню его рождения мы собрали удивительные истории из его работы.