До недавнего времени серый двухэтажный корпус на улице Героев Танкограда (до проспекта Ленина от него рукой подать) ничем не привлекал к себе внимания. Он смотрел на дорогу своими огромными пыльными окнами, что в нем внутри — с ходу было сложно понять. С одинаковой долей вероятности в таком помещении мог находиться и промышленный цех, и заводская контора, и много чего еще. В последние годы фасад совсем потускнел, от него веяло ощущением пустоты и заброшенности. Казалось, вот-вот снесут, построив на привлекательном месте новый дом или ТРК. Но неожиданно здание получило «ПроПуск», который дал ему дорогу в новую жизнь. Автор проекта Станислав Твердохлеб сумел создать в типовом производственном здании своеобразную ИКЕА, в которой теперь собираются промышленники, музыканты, урбанисты, гости из других городов и стран. Площадке, у которой практически не было шансов, теперь прочат большое будущее. Смотрим, как вдохнули душу в устаревшую советскую постройку и наполнили ее современными смыслами.
С 1940 года строение (официальный адрес: 40-летия Октября, 21) занимала мастерская старейшего учебного заведения города — училища № 1, организованного при Челябинском тракторном заводе. В 90-х, как это случилось со многими ПТУ, его профиль вывели за пределы подготовки кадров для промышленного предприятия, а потом и вовсе провели реорганизацию. Сейчас учебное заведение работает под другим названием и базируется на других площадях.
Когда переезд училища был делом решенным, освободившиеся помещения предложили рассмотреть Станиславу Твердохлебу, который в тот момент активно искал площадку для необычного выставочного пространства «ПроПуск».
Последние полгода площадка под названием «ПроПуск» стала все чаще звучать в городской повестке — то крупный урбанистический форум там проводят, то танцевальный баттл, то музыкальный концерт. Это всё помогает раскручивать локацию, делать ее популярной и притягательной. Способствует этому и острый дефицит в городе креативных площадок. Но первоначальный смысл «ПроПуска» в другом.
— В 2013 году я был председателем комитета ЮУТПП по промышленному развитию и высоким технологиям, и у меня было много встреч с представителями промышленных предприятий. Я удивлялся, насколько они бесценны, но никто друг про друга не знает. Через забор — и то не видят, что происходит, — говорит автор проекта Станислав Твердохлеб. — На Западе работает кооперация, у них выгодно объединяться, а у нас никто не хочет этого делать. При этом все производственники региона жалуются, что в родной области у них самые низкие продажи. А ведь нам есть чем похвастать и чем гордиться!
Тогда Станислав поставил перед собой мегазадачу — сделать некую промышленную «ИКЕЮ». В привычном нам магазине дорожка ведет через спальню, прихожую и другие выставочные комнаты с соответствующими товарами, а здесь — по разным цехам: металлургия, машиностроение, станки, инструменты, роботы, сварка, строительный материал.
Станислав хотел построить пространство-мозаику, где всё до последнего гвоздя сделано силами южноуральских предприятий и из их продукции. А чтобы выставка жила, проводить там лекции, практики, фесты и разные общественные мероприятия, доступные каждому.
Когда Станислав начал искать поддержку для своей идеи, все двери были закрыты, никто его и слушать не хотел. Но он не привык сдаваться. Называет себя прожженным оптимистом, который умеет решать нерешаемые задачи. И на этот раз у него тоже всё получилось.
— Я стал думать: мы ведь с чиновниками когда-то ходили в одни садики и школы, на их должности не могут выбирать селекционно только тех, кому всё равно. Я изучил, кто и за что у нас отвечает, какие поручения давал губернатор (тогда главой региона был Борис Дубровский. — Прим. ред.), и попытался начать разговаривать на их языке. И вдруг случилось чудо: триггеры начали срабатывать, и все двери открылись, — улыбается Станислав Твердохлеб. — У представителей власти до 11 вечера отчеты, о будущем думать некогда. Меня поддержали потому, что я пришел с готовым решением, при котором область ничего не теряет. Выставочный центр мы строим на мои личные средства и средства участников.
Помещение, находящееся в собственности областного Минимущества, предоставили проекту «ПроПуск» в безвозмездное пользование на несколько лет. Арендатор платит только за его содержание и коммунальные услуги.
— Я видел этот корпус еще наполненным старым советским оборудованием. Там были учебные классы, какие-то подиумы сварены, старые плакаты висели по сварочному делу. Всё было какое-то кондовое, — вспоминает Станислав Твердохлеб. — Но здание мне сразу понравилось. Во-первых, оно находится практически в центре. Во-вторых, на гостевой трассе. В-третьих, на колоннах: там нет несущих стен и можно пространство свободно планировать самим. Плюс очень много окон и света, нам даже пришлось формировать стены для того, чтобы добавить хоть чуть-чуть места для размещения оборудования.
Все коммуникации и перегородки разобрали, вывезли больше 120 грузовиков строительного мусора. Вход, который раньше был со двора, перенесли на гостевую улицу. И теперь, чтобы попасть в здание, не надо идти лабиринтами старых производственных помещений и мастерских, дверь открыта со стороны Героев Танкограда.
— Были и минусы, но мы их обратили в плюсы. Например, там во всю длину помещения на первом этаже идет технологический приямок. Мы думали, что с ним делать, засыпать, что ли? Как это — в помещении будет канава? Но потом решили облагородить его и сделать выставочным образцом, — говорит автор проекта. — Проложили трубы магистральной холодной воды и отопления. Те вещи, которые обычно прячут в подвале, сейчас у нас под стеклом — мы показываем, как выглядят современные трубы, как они размечены, чем покрашены, как укреплены.
Даже тротуар перед корпусом хотят сделать под стать ему самому — покрыть разными материалами для городской среды. Также есть идея создать умную стоянку (возможно, многоярусную) с зарядкой для электромобилей.
— Чтобы любой житель, урбанист, чиновник мог приехать и посмотреть: «А что, так можно было?» Чем более вызывающе мы оформлены, тем интереснее, — считает Станислав. — А еще мы хотели бы множество разных архитектурных решений в одном фасаде применить. Управление архитектуры уже объявило конкурс. Некоторые нам говорят: «Вы нам скажите, мы вам сделаем отделку сереньким гранитом». Но я настаиваю: надо показать и серенький гранит, и дерево, и натуральный камень. «А так никто не делал!» — слышу я и отвечаю: «В этом и есть наша задача!»
И сейчас оконные компании вставляют окна, «Символ бетон» заливает бетон, Knauf делает стены и так далее. Свои ресурсы в «ПроПуск» вложили уже 82 предприятия. В планах же набрать несколько сотен компаний.
— Кто-то приходит, не понимает, зачем тут что-то делать. Это как в Африке, когда один коммивояжер приехал: «Тут рынка нет, тут все ходят босиком», а другой приехал и говорит: «Здесь колоссальный рынок, здесь все ходят босиком», — смеется наш собеседник. — Мы понимаем, что ментальность быстро не поменять, поэтому, если провели 20 переговоров и один партнер нашелся, это уже хорошо.
Станислав показывает на дорожный знак.
— Корейские компании, узнав, что у нас такая выставка готовится, сделали образцы и прислали. Это оптоволокно. Там всего два светодиода, они практически не потребляют электроэнергию.
— А это не противоречит вашей концепции? Вы же собираете под одной крышей южноуральские предприятия.
— Не противоречит. Если мы говорим, что закладываем сюда всё — от проектирования, строительства, инженерного обеспечения до всего остального, то этому есть объяснение. Ни один город не делает всего. Получается межрегиональная кооперация, — объясняет Станислав Твердохлеб. — Вот мы делаем тепловой узел. Он будет стоять по центру. Снизу будут заходить трубы от компании «Фортум», тепло будет поставлять «УСТЭК-Челябинск», учитывать потребление — «Уралэнергосбыт», трубы даст Челябинский трубопрокатный завод, краны — компания LD, теплообменники — «Регион-строй». И так далее. На этом примере легче всего объяснить нашу концепцию.
Или вот другая история — пример того, как предприятия объединились в реальности и работают уже вне стен «ПроПуска». Фабрика шнуров (вьет веревки совсем рядом — на Рождественского, 13). Из ее продукции компания «Строй-мастер» изготавливает текстильные стропы, а из продукции Магнитогорского металлургического комбината — металлические канаты.
— А до этого они вместе не работали. Мы их соединяем для того, чтобы создать цепочку добавленной стоимости, — говорит Станислав Твердохлеб. — Почему Китай стал Китаем? Он умудряется из экспортного доллара получить 9 долларов ВВП. А нам в 90-е сказали, что ничего не надо. Но это не так! Само ничего не происходит, надо крутить педали. И получается, что тот же рубль, который фабрика шнуров или «Строй-мастер» отправили бы в другой город, остается здесь. Наши люди получают заработную плату, здесь платятся налоги. Мы становимся на 2 рубля богаче. Я имею в виду Челябинскую область. Если сложить эту капитализацию, мы понимаем, что можем влиять даже на внутренний региональный продукт, чтобы всем потихоньку становилось лучше.
Автор проекта вспоминает свой разговор с владельцем сети ООО «Маркер-игрушка» Олегом Витковским. Оборот торговой компании — 3 миллиарда в год. А товар — почти весь импортный.
— Он говорит, что в России никто не производит игрушки. Коляски вообще не производят, кукол — один завод, санки — два завода и так далее. То есть это ничего, а потребляется игрушек на триллионы рублей в год, — восклицает наш собеседник. — Я предложил в интерактивном режиме создать 3D-модель коляски и выставить ее в «ПроПуске». Промышленникам, которые к нам придут, будем предлагать: если вы делаете резину, тыкните на колесо и скажите, что готовы делать колесо. Кто-то, может, готов шить, делать болты. И если мы коляску на 80–90 процентов локализовали, собираем всех здесь и говорим: «Вот вам потребитель, он закупает коляски на 20 миллионов в месяц. Вам это интересно?» Меня это заводит. Я вижу разбросанные ресурсы, инвесторов, поставщиков, чиновников. Для того чтобы импортозамещение состоялось, всё есть, нет связующего хаба. Катализатора нет, который даст возможность случайностям случиться. Быть таким катализатором — вот наша роль.
Заходя на площадку, предприятия платят один раз вступительный взнос. Для инноваторов, у которых интересная продукция, участие бесплатное. Крупный бизнес вносит 450 тысяч один раз и на 10 лет.
— Это дешевле, чем поучаствовать в выставке, — сравнивает Станислав Твердохлеб. — Но мы с предприятиями еще подписываем соглашения, по которым могут быть какие-то дополнительные платные мероприятия, агентские и еще что-то. Потому что, если мы не выстроим монетизацию, всё загнется. А должно быть так, чтобы предприятие отсюда получало клиентов, окупало деньги. Мы развиваем эту базу, и ею могут пользоваться общественники, музыканты, урбанисты. За счет того, что предприятия ее содержат. Вообще, с каждой компанией мы договариваемся индивидуально. Кто-то говорит, что готов, но нет денег. Хорошо, тогда сделайте стены, залейте бетон. Мы с каждым находим общий язык. Зачастую речь не про деньги. Компетенции интереснее.
Но даже в таких условиях очереди на вход в «ПроПуск» пока нет. Автор проекта связывает это с инертностью предприятий. Он называет такую позицию челябинским нигилизмом.
— Я даже шучу, что у нас ночью с вертолета порошок с нигилизмом рассыпают. Иногда с кем-то договоришься, он говорит: «Круто, да!» А наутро раз — и начинает сомневаться, что получится: «Я лучше посмотрю, никто же такого не делал. Докажите, что это работает». А я отвечаю, что когда будет всё готово, тут уже места не будет. Второй раз бетон не зальешь и вторую стенку не поставишь. Сомневаются чаще люди взрослые, пережившие 90-е. Молодежь легче идет.
Переходим к стенду умельца из Сатки, который создал бетонный дорожный ограничитель с имплантированным оптоволокном, как у корейцев.
— Он инноватор, стоит бесплатно. Сейчас пробует делать знаки, и корейцы не будут нужны, — улыбается Станислав Твердохлеб. — Но не привезли бы мы корейцев — и мысли бы такой у него не возникло. Я ему советую оставаться инженером, не надо парню в производственники. Мы его сведем с крупными промышленными предприятиями и создадим с юристами такую схему, что он с каждой продажи будет получать деньги. Чем больше партнеров, тем больше продаж, тем больше он зарабатывает. «А что, так можно было?» — спрашивает он меня. Можно. Только на Западе это норма, а мы еще пока не цивилизованные капиталисты. Мы только учимся.
Не скрывая гордости за каждого участника своего проекта, Станислав продолжает экскурсию по «ПроПуску» и знакомит нас с представителем компании «Инно-тех».
— Челябинск — один из столпов производства учебной техники. Когда мы начали смотреть и вникать в то, что ребята делают, стало понятно, что им точно нужно к нам. То, что они делают, жизненно необходимо нашим предприятиям, чтобы закрывать свои потребности в кадрах и переобучении их, — убежден наш герой.
На площадке поставили тренажер в виде реальной кабины настоящего крана, который делает Челябинский механический завод.
— Крановщиков не хватает. А как, например, тому же ребенку понять, что он хочет быть крановщиком? Без этой штуки никак, — рассуждает Станислав. — А здесь куча эмоций, он всем расскажет и эту фирму крановую хвалить будет, и ребят, создателей тренажера, тоже. Куча плюсов. Сейчас экономика впечатлений. И у нас собираются такие компании, которые ничего не боятся, готовы менять мир и имеют амбиции.
— Мы давно слышали про проект «ПроПуск», но всё никак не могли найти точку старта, — признается коммерческий директор «Инно-теха» Никита Голубчиков. — Весной здесь проводили урбанистический форум, и тогда появился повод сюда съездить, посмотреть площадку, познакомиться.
По условиям договора, каждый участник обязан на этой площадке провести по одному мероприятию в квартал. Станислав Твердохлеб рассчитывает, что когда «ПроПуск» выйдет на проектную мощность, здесь будет проходить от 1,5 до 2 тысяч мероприятий в год.
— Эта площадка, помимо всего прочего, будет еще и профориентационной для детей и взрослых. Тут мы делаем университет рабочих специальностей. Здесь всё будет в инструменте, — показывает экскурсовод на стену. — В Челябинске есть предприятие «Стройбаза № 1». Оно выпускает краску, пену монтажную. Мне раньше казалось, что такое высокотехнологичное производство не может быть в Челябинске, и я сильно удивился, когда узнал о нем. Мы познакомились и уже договорились, что у нас будет учебный класс. Отделаем его тремя реальными фасадами домов, поставим дверь, окна, проведем внутреннюю отделку. И ко всему будет открытый доступ, чтобы можно было посмотреть, из чего сделана стена, почему так, почему она обработана. Здесь будет интерактив, который позволит обучать посетителей, не обучая. А потом, выходя отсюда, человек будет становиться амбассадором каких-то марок, ведь он же останется под впечатлением: «Это наши делают? Круто! Молодцы!»
В классе будет несколько рабочих мест по электрике, сантехнике, сварке, сбору и монтажу дверей, монтажу оконных конструкций.
— Для всех участников здесь будет график, когда они проводят обучение. Они могут или своих работников приглашать повышать квалификацию, или кого-то новых. Или мы можем для своих посетителей организовать такие мастер-классы, — рассказывает автор проекта. — Почему Knauf десятилетиями продает свою продукцию, обучая, как делать сухое строительство. Ведь интернет появился, зачем продолжать собирать людей? Оказывается, если человек руками попробовал, перевел это в навык — всё. Он будет до последнего с этой маркой. Наши компании на годы отстают от этого. Я могу взять и склеить эти годы для нашего бизнеса.
Кроме того, «ПроПуск» ищет партнера с образовательной лицензией, который сможет проводить занятия для тех, кто в поиске работы и себя. Станислав Твердохлеб уже встретился со службой занятости и провел переговоры с Министерством социальных отношений региона. На осень его команда готовит презентацию проекта.
Как у любого современного пространства, здесь есть и лекторий, и интерактивный класс.
— На ограниченной территории все предприятия не поставишь, это нереально. Но через интерактив, через современные технологии мы можем посмотреть, например, что такое стан 5000 в Магнитке. Увидеть отрасли, предприятия, рабочие места, технологии, потребности, возможности, инновации, — перечисляет Станислав. — Мы сейчас договариваемся с предприятиями, чтобы мы могли получать трансляцию с их камер видеонаблюдения. У наших гостей будет выбор: посмотреть ролик о предприятии или что сейчас там происходит — зону сборки, зону отгрузки. Можем организовывать тут выставочные дни, например, посвященные металлургии. И целый день рассказывать только про металлургию на основе имеющихся экспонатов. Видим роботов — объясняем, из какой стали они сделаны, какие композиты заменяют металлургию или работают совместно. Можно проводить день машиностроения, день IT, не меняя выставки, можно менять углы зрения и смыслы. Приходят люди смотреть строительные материалы, но по дороге смотрят и систему безопасности, и многое другое. Это как промышленный супермаркет, где ты пришел за одним товаром, а ушел с полной корзиной.
Площадка работает, но еще нуждается в доделке, в том числе в полном обустройстве второго этажа. Полноценно ее хотели открыть еще в 2016 году, но сроки затянулись. По словам Станислава Твердохлеба, это связано с чередой разных событий.
— Сначала нам обещали помещение на 10 лет, а дали на три года. Но из них два года — это только проектирование, ремонт и запуск. А дальше что? Поэтому первые три года мы просто занимались проектированием и добивались заключения длинного контракта, — объясняет он. — На сегодняшний день в строительство пространства вложено уже 26 миллионов, плюс 300 миллионов — стоимость оборудования, установленного предприятиями. Я не могу сказать, что у нас получится абсолютно всё, потому что мы вплетаем сюда очень много смыслов. Но это очень интересно. Уже 8 регионов заявили, что хотят у себя реализовать такие же проекты.