В реестре муниципального имущества значатся семь таких объектов, сообщили 74.RU в мэрии. Один уже ликвидирован, три на очереди, судьба остальных пока под вопросом.
Наследие ГАИ
Серые бетонные будки с заколоченными окнами и разрисованными стенами уже много лет мозолят глаза водителям. Ранее стационарные посты дорожно-патрульной службы использовались для борьбы с угонщиками — одновременно перекрывали все выезды из города. Но преступники быстро сориентировались и стали прятать угнанные машины в отстойниках, не выезжая из Челябинска. На стационарных постах ГАИ пресекали и другие нарушения, хотя к эффективности такой работы возникало много вопросов — только идиоты превышали скорость перед постами. По словам водителей, на таких постах чаще занимались поборами, чем борьбой с реальными нарушениями. К тому же сейчас активно используются камеры видеофиксации.
Закрывать стационарные посты на выездах из города начали больше 10 лет назад. Часть объектов передали городу, другая оставалась у федералов. При подготовке к саммитам ШОС и БРИКС власти вспомнили про закрытые посты ГАИ и ДПС. Три года назад в целях «улучшения архитектурного облика города и обеспечения безопасности в период проведения саммитов» заброшенные строения, а также землю, на которой они расположены, перевели из федеральной собственности в муниципальную. Мэрия должна была решить, что с ними делать: ремонтировать, как-то использовать или сносить.
Но летом 2019 года саммиты отменили, и все забыли про «домики» на дорогах.
Пост ценой 3,5 миллиона
Грандиозный скандал разразился спустя год, когда мэрия решила демонтировать первый пост — на выезде из города в сторону Кременкуля. На снос небольшого двухэтажного строения власти готовы были потратить 3,5 миллиона рублей (начальная цена торгов. — Прим. ред.). Сумма удивила депутатов и общественников — за такие деньги в то время можно было и новый дом построить. А некоторые челябинцы вообще вызвались бесплатно разобрать здание по кирпичикам, если им отдадут стройматериалы.
В итоге на аукцион по сносу здания площадью 118,3 кв. м поступило рекордное количество заявок — 36. Цена упала в 73 раза, победитель — компания «Империя» — согласилась демонтировать строение всего за 47,8 тысячи рублей.
Пост ГАИ на Кременкульском тракте действительно снесли еще в прошлом году, причем довольно оперативно. А что с землей на этом месте, спросили мы мэрию. Ведь ранее в городской администрации говорили, что после демонтажа объекта земельный участок выставят на аукцион для сдачи в аренду.
— Сейчас осуществляются мероприятия по снятию объекта с государственного кадастрового учета в целях дальнейшего исключения его из реестра муниципального имущества города Челябинска. Соответственно, рассмотрение вопроса использования земельных участков, в границах которых расположены обозначенные объекты недвижимости, возможно после их сноса и снятия с государственного кадастрового учета, — сообщили в Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям (КУИЗО) в ответ на запрос 74.RU.
В переводе на общепонятный язык это означает, что пока чиновники перекладывают и пересылают бумажки, земельный участок просто пустует и не приносит никакого дохода в бюджет.
А что с остальными?
Что касается других постов ГАИ, то власти уже определили судьбу трех из них.
— Инициированы мероприятия, направленные на снос нежилого здания (пусковой комплекс поста ГАИ) по Копейскому шоссе, 1л, нежилого здания (стационарный пост ДПС) на пересечении улиц Блюхера и Нефтебазовой и нежилого здания (КПМ) по Троицкому тракту, 7-й км, — сообщила в ответе на запрос 74.RU председатель КУИЗО Оксана Шейкина.
Аукционы на демонтаж двух объектов уже разыграны, выяснил 74.RU. В перечень работ входят разборка зданий методом обрушения, погрузка и перевозка груза, засыпка траншей и котлованов, планировка площадей бульдозерами.
Сразу семь участников торгов предложили свои услуги по сносу здания на Копейском шоссе. В итоге цену сбили более чем на 72% — с 582 760 рублей до 161 602 рублей. За эту сумму готов поработать победитель — индивидуальный предприниматель Кристина Бабаян. В начале августа с ней заключили контракт, срок исполнения — 20 дней.
Кристина Бабаян открыла ИП в мае этого года. За это время она поучаствовала в трех аукционах — на снос аварийных домов на ул. Волгодонской, 29 и ул. 2-й Стройгородок, 6, а также бывшего поста ГАИ на Копейском шоссе. Везде предлагала серьезное снижение цены — от 72 до 83 процентов. В итоге ИП Бабаян достались все три контракта на общую сумму 546 тысяч рублей.
Внимание участников привлекли и торги по демонтажу стационарного поста ДПС в районе АМЗ (пересечение улиц Блюхера и Нефтебазовой). На аукцион поступило шесть заявок. Цена упала на 35%. На торгах победила индивидуальный предприниматель Анна Бондаревская, предложившая выполнить работу за 147 730 рублей (начальная цена — 227 277 рублей). Контракт уже заключен, срок тот же — 20 дней.
ИП Анна Бондаревская зарегистрирована в Копейске, ведет деятельность с февраля 2019 года и активно участвует в госзакупках. Интересно, что основным видом у нее значится «деятельность парков отдыха и пляжей». За это время предприниматель приняла участие в 62 торгах, из них выиграла в 22.
По данным сервиса «Контур.Фокус», Анна Бондаревская демонтировала рекламные конструкции, сносила аварийные дома в поселке Старосмолинские каменные карьеры и в Челябинске (на ул. Воровского, 26 и 30а; ул. Парк Б, 1; ул. Якутской, 14; ул. 2-я Тихорецкой, 3; Копейском шоссе, 8а; ул. Стахановцев, 126), вывозила мусор во время субботников в Копейске, очищала парк «Северо-Западный» от валежника и так далее.
Самыми крупными торгами, которые ИП Бондаревская выиграла в этом году, стали закупки на очистку кладбищ от мусора. При начальной цене в 5,4 миллиона и 5,9 миллиона рублей она сбила стоимость на 70%. Но через две недели после заключения договора с МКУ «Служба городских кладбищ» Бондаревская отказалась от его исполнения в одностороннем порядке. В заявлении есть обтекаемая формулировка: «по техническим причинам».
Торги по сносу нежилого здания (КПМ) на Троицком тракте, 7-й км указаны в плане-графике КУИЗО на этот год, но пока не объявлены. Начальная стоимость аукциона уже известна — 220 932 рубля.
Зачем сразу сносить?
Еще в прошлом году многих челябинцев удивил сам подход к проблеме пустующих строений — всё сровнять с землей. Может, проще отдать их предпринимателям? Коммерсанты быстро придумают, как их использовать. В других регионах подобные закрытые посты ГАИ часто переоборудуют в заведения общепита, магазины и автосервисы. Все-таки отремонтировать законсервированное строение проще, чем строить новое. Например, в Новосибирске на этих местах появились шиномонтажка, АЗС и кафе.
Бывшие стационарные посты ГАИ могут заинтересовать предпринимателей, считают эксперты.
— Выезды из города — это точки трафика. Люди что-то забыли купить, направляясь в поездку, или, наоборот, решили приобрести по дороге, возвращаясь домой. Такие места шикарны для точек общепита. У нас в регионе, кстати, есть бывшие посты ГАИ, переоборудованные под общепит. Например, есть такое место напротив «Боярской станицы». И они пользуются популярностью, — отметил директор компании «IBC Недвижимость» Станислав Ахмедзянов. — Это самая удачная рекомендация. Сносить их бессмысленно. А переформатирование может дать новую жизнь таким объектам. Если ГАИ эти строения больше не нужны, почему бы не отдать их предпринимателям, например сдать в аренду.
Согласен с этим и директор автономной некоммерческой организации «Центр развития промышленных инноваций» Станислав Твердохлеб. По его словам, бизнес может нащупать здесь свободную нишу.
— Государство потратило деньги, построив этот объект. Сейчас государство потратит деньги, чтобы его снести. А на самом деле даже такие заброшки могут пригодиться для ведения какого-либо бизнеса. Допустим, сделать шашлычную или мини-магазин. Предприниматели умеют подстраиваться под быстро меняющуюся реальность. Зашли одни, не получилось — придут другие. Надо давать свободу рынку. Есть объект, которым не пользуются, — давайте проведем его реновацию, дадим бизнесу. Если точка не раскрутится, ничего из нее не получается — еще посмотрим. И только потом уже примем решение о сносе, — размышляет Станислав Твердохлеб. — Самая главная проблема (и этим страдает как раз Челябинск) в том, что нет преемственности власти, решений госорганов. Приходит один руководитель, говорит: «Давайте снесем». Приходит другой: «Давайте забор сделаем». Третьему заборы не нужны. В итоге много потерянного времени и трата бюджетных средств.
В качестве примера эксперт привел ситуацию с нашумевшей реконструкцией Комсомольского проспекта.
— Там были парковки, которые предприниматели строили за свой счет. Сейчас их огородили бордюрами, лишив бизнес трафика. Вроде бы мелочь, а предприниматели в шоке, — говорит Станислав Твердохлеб. — Чуть тоньше надо к этим вещам относиться. А мы иногда только дерево посадили, а уже пытаемся из него карандашей наточить.
Судьба еще двух объектов — бывших постов ГАИ на Бродокалмакском и Свердловском трактах — еще решается. Мэрия заключила контракт со специализированной организацией, которая должна проанализировать техническое состояние строений. Затем власти примут решение о дальнейшем использовании этих объектов.