
Сейчас набережная популярна у челябинцев, но если ее не продлить, пространство может «заплесневеть», полагает урбанист
Фото: Илья Бархатов
Поделиться
Набережную за челябинской филармонией официально и с помпой открыли 18 сентября. Но сразу же вскрылись недочеты: подходы к новому общественному пространству — сущее испытание. Есть и проблемы посерьезнее, полагает урбанист и преподаватель МГУ Святослав Мурунов. Например, проблемы с концепцией: строили набережную, а получилась площадь, считает эксперт. И прогнозирует: рано или поздно это приведет к засилью вандализма. Его мнение приводим ниже.
Хорошо, что такой проект появился, потому что он показывает: общественные пространства нужны в центре города, горожане имеют право в центре города не только на посещение магазинов или на транзитное перемещение, но и на такую форму отдыха. И это главный плюс: такое пространство появилось.

Святослав Мурунов — урбанист, изучает города по всей России. В Челябинск приехал, чтобы читать открытые лекции по городской среде в Доме архитектора
Фото: Святослав Мурунов
Поделиться
Теперь минусы. Первый: не учитывается окружающая застройка, то есть проект вырван из архитектурного контекста сам по себе. Рядом там стоит большой бизнес-центр, располагается старая электростанция, здание несостоявшегося конгресс-холла к саммитам ШОС и БРИКС — все они непонятны, они не включены в общую концепцию. У набережной тактический эффект (тактический урбанизм — это подход к изменению городской среды через краткосрочные недорогие и чаще всего временные изменения. — Прим. ред.), нет стратегического видения, куда она хочет привести человека в итоге.

Недостроенный конгресс-холл, как, впрочем, и историческое здание электростанции, не вписали в концепт набережной
Фото: Леонид Меньшенин
Поделиться
Второй минус: я заметил, когда гулял, что там современная детская площадка (сама по себе она — супер), но родители вынуждены стоять. Лавочки со спинками далеко, а рядом с игровой площадкой стоят так называемые транзитные скамейки без спинок. Это ошибка, которую можно было бы легко исправить. Кроме того, о взрослых никто не подумал: чем им там заниматься? А если человек — интроверт, и он хочет рисовать? Даже обустроив небольшое место для городского пленэра напротив красивой городской архитектуры у того же здания старой электростанции, можно было создать сценарии для художников. Потом набережную начнут критиковать, потому что там совершенно нечего делать пенсионерам.

Детская площадка понравилась московскому урбанисту, но его возмутило, что взрослым здесь нечем заняться, даже присесть негде
Фото: Илья Бархатов
Поделиться
Третий минус. Если говорить в целом, то новая прогулочная зона за филармонией напоминает больше какую-то площадь, а не набережную. Всё дело в концепции: по набережной обычно гуляют, ее сценарий — это променад. А здесь я пришел в тупик и просто провожу время в одной точке (это концепт площадей). Но для площади хорошо сделано, для набережной — плохо: нет потока людей, некуда его выводить, он останавливается, замирает. Это как река с запрудой, которая начинается застаиваться и потом плесневеть, так и здесь: появятся неприятные явления — например, начнется вандализм, потому что людям там сейчас становится скучно.

Сейчас набережная никуда не ведет, и это ее главная проблема, уверен эксперт
Фото: Леонид Меньшенин
Поделиться
Четвертый минус: можно было поработать с озеленением так, чтобы со временем там сформировалась тенистая аллея, некий экологический каркас. А сейчас там нет ощущения зелени, создается впечатление опять же площади, которая со всех сторон просматривается и где нет потока. Выходит, люди приезжают специально побыть на ней. Пожалуй, неплохо, но это не набережная.

Вместо стекол с изображением зелени можно было высадить реальные деревья, считает Святослав Мурунов
Фото: Илья Бархатов
Поделиться
Пройдет переживание первой эйфории от того, что она появилась в городе, и начнется раздумывание: «А что это за набережная? А зачем она нужна?» Никто не заложил в нее сложный сценарий: для начала, может, это и хорошо, но никто не подумал, куда дальше развить эту улицу. Это выливается в риски для проектировщиков, для администрации, для горожан, для бизнеса, который находится рядом.