В челябинском поселке Аэропорт бродячие собаки утром 31 января напали на школьника. Животные окружили ребенка и не давали ему пройти. Отогнать стаю удалось только остановившимся автомобилистам, рассказали очевидцы происшествия. Куда обращаться с жалобами на агрессивных псов, и что с ними происходит дальше — в материале 74.RU.
«…набрасываются на детей и взрослых…»
— В поселке Аэропорт собаки бегают стаями, набрасываются на детей и взрослых. На видео собаки обступили мальчика, который идет в школу, помогли только водители авто, — рассказала читательница 74.RU Мария. — На видео видно трех собак, и прогнали еще четырех. Инцидент произошел около дома № 12 сегодня утром.
Собаки, по словам жителей, бегают по всему поселку не первый месяц.
— Собаки перемещаются по поселку большими стаями, кормятся они на ближайшей помойке, — уточнила Мария. — Случай не единичный. Жители жалуются периодически, в последнее время случаи участились.
Куда обращаться с жалобой на бездомных собак
Бродячими животными в Челябинске с нового года занимаются два подрядчика. Контракт на отлов выиграло ООО «РемКом», содержанием бездомных собак занимается приют «Наш дом». Чтобы решить проблему с четвероногими, нужно подать заявку по телефону или электронной почте.
Заявки ООО «РемКом» принимает в рабочие дни с 09:00 до 17:00 по телефону 8 902 615-86-20 или электронной почте (в рабочие и выходные дни). Информацию о местонахождении безнадзорного животного также можно направить в управление экологии по телефонам 729-33-66, 729-34-07 или по электронной почте (в рабочие дни).
ООО «Ремком» существует с 2014 года, относится к микропредприятиям — согласно данным сервиса «Контур.Фокус», в нем работают 5 человек. Но участвовать в аукционах и отрабатывать госконтракты это не мешает. В 2019-м организация занималась отловом и содержанием животных в Еманжелинском районе. В 2018-м работала с МУП «Горэкоцентром», но по другому направлению — доставка и расстановка мусорных контейнеров. По итогам 2020-го выручка фирмы составила 4 миллиона рублей, чистый убыток — 3,5 миллиона. Учредитель и директор — Рафаил Абдрахманов. Человек не публичный, упоминается в основном в контексте бизнеса. Помимо «Ремкома» ему принадлежит доля в ООО «Антей», которое занимается перевозками.
В компании «РемКом» уточнили, что заявка от жителей поселка Аэропорт к ним пока не поступала. Между тем работы по отлову организация уже начала. В приют «Наш дом» с 26 января успели передать около 30 собак.
— Подрядчик их гуманно отлавливает наркозом, в течение трех часов доставляет нам. Далее их осматривает ветеринарный врач, происходят все необходимые процедуры по обработке, вакцинации, электронному чипированию, стерилизации, — перечислила руководитель ООО «Наш дом» Полина Прийменко. — Далее с собаками общаются сотрудники, кинолог. Если собака подходит под возврат в прежнюю среду обитания, то ей ставится бирка, и она возвращается подрядчику для возврата. Если собака слишком заинтересована в человеке, пытается с ним подружиться, мы максимально стараемся найти нового хозяина. Если такого не удается, то она тоже может попасть на возврат, потому что опасности не представляет, это для нее печальная ситуация. При повышенной агрессии собаки могут подвергаться эвтаназии, но мы оставляем их себе. Лично себе, не в организации.
ООО «Наш Дом» существует с 2014 года. Относится к микропредприятиям, по данным сервиса «Контур Фокус», в штате числятся 3 человека. Гендиректор и владелица — Полина Прийменко. Выручка компании на конец 2020 года составляла 2,1 миллиона, чистая прибыль — 318 тысяч рублей.
«Мы сейчас работаем на износ...»
По контракту на все процедуры должен уходить 21 день, и в этот период работы оплачиваются из бюджета — по 6000 рублей на животное. Если же собаку решили оставить, то в дальнейшем расходы берут на себя сотрудники «Нашего дома». Трех недель обычно достаточно, чтобы оценить психическое и физическое состояние животных. В целом январь и февраль — пиковые месяцы, уточнила Полина Прийменко, и тому несколько причин.
— В декабре контракт заканчивается, а в январе он начинается в конце месяца, — объяснила зоозащитница. — За месяц копится нереальное количество заявок. Мы сейчас работаем на износ. Работаем на то, чтобы разобрать проблему, которую создали за месяц. Плюс мы вынуждены были в конце прошлого года несколько сократить усилия в отлове из-за дефицита бюджета. И из-за этого получается наплыв.
Есть у роста заявок и физиологические причины.
— Январь-февраль — время собачьих свадеб, собачьих репродуктивных периодов. Оно бывает раз в полгода — начало зимы, начало лета. Зимний период самый острый, — рассказала Полина Прийменко. — И сейчас мы видим наплыв стай, гормоны зашкаливают и затмевают разум у них сейчас. Их нужно было стерилизовать до. Почему не стерилизовали? «Подрядчик плохо работает», — скажут подписчики. К сожалению, нет. Когда «РемКом» выезжает на такие стаи, они сталкиваются с одной проблемой — 80–90% стаи в ошейниках. И когда происходит первый выстрел наркоза, собаки разлетаются по своим домам, обратно. Люди сами создают проблему, а потом кричат, что у них проблема.
Эта ситуация типична для частного сектора.
— Безусловно, уличные собаки тоже присутствуют, но их намного меньше. В первом доме собака потекла, сорвалась с цепи, еще у 10 домов кобели сорвались с цепи, и вот они бегают по частному сектору, — объяснила Полина Прийменко. — Мы в таких случаях пытаемся установить хозяина. Если не можем установить хозяина и вернуть ему собаку, то также стерилизуем ее.
«Проблема исходит от людей — от хозяев, от застройщиков...»
Стерилизация и чипирование дают результат, заверила хозяйка приюта «Наш дом». До 2017 года в Челябинской области было разрешено отстреливать бездомных животных, сейчас это запрещено.
— Ситуация улучшается, — заверила Полина Прийменко. — В 2017 году у нас закончили убивать животных, запретили. До 2017-го убивали 5–7 тысяч животных в год. В том году мы произвели отлов 1012 животных. Если бы нам не сократили бюджет, максимум, до чего бы мы дошли, — 1500. Где пять тысяч, а где полторы? А если бы нам вообще развязали руки, думаю, мы бы за три года решили проблему.
Эффект можно оценить не только по количеству отловленных животных, уверена зоозащитница, но и по составу.
— Раньше был отлов 80% щенков, 20% взрослых собак. Плодежка шла бесконечная, — объяснила Полина Прийменко. — Сейчас 11% щенков. У нас меняется ситуация. Но проблема исходит от людей — от хозяев, от застройщиков. Строят у нас новые микрорайоны, собак наберут, наплодят. Свернулись, уехали, а люди заезжают в новые дома и понимают, что там стая. Понятно, что так не должно быть. Но вина-то тут не животного и не зоозащитника. Почему застройщик 2000 рублей не потратил в свое время?
Новости о нападении бродячих животных на людей регулярно приходят из регионов России. В Забайкалье в январе этого года собаки загрызли девочку. Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин распорядился проработать предложения по усовершенствованию законодательства, чтобы такие случаи не повторялись.
Почитайте мнение об этой проблеме уполномоченного по правам человека в Челябинской области Юлии Сударенко.