В Челябинской области с начала года резко увеличилось число нападений собак, чаще всего жертвами бродячих псов становятся дети. Самым шокирующим случаем стала трагедия в Коркино, где животные едва не растерзали 11-летнюю девочку, у нее искусано 70% тела. Многие связывают обострившуюся проблему с несовершенством нового закона об ответственном обращении с животными, автором которого является депутат Государственной думы Владимир Бурматов. Согласно ему, собак отлавливают, стерилизуют, чипируют и возвращают на улицы. Со всей страны слышатся предложения пересмотреть законодательство и вернуть отстрел или усыпление бездомных собак. Но депутат против. Почему на Южном Урале люди стали заложниками сбившихся в стаи псов — публикуем мнение Бурматова от первого лица.
С чего началась эта история? От безответственности, давайте уж положа руку на сердце.
После публикации на 74.RU о нападении хаски на мальчика в поселке Федоровка мы нашли это животное и забрали его у хозяев. Вчера собаке провели операцию, чтобы не было потомства, сейчас с ней кинолог занимается. У этого пса было несколько хозяев, но всем было на него плевать. За собакой не следили, не имели ни малейшего представления, где она находится. В итоге животное оголодало, замерзло и напало. Вообще это можно было предположить, ну а как по-другому? Хаски фактически выброшена своими владельцами, вот она и натворила дел. Кому сейчас вопросы задавать? Собаке, которая стала заложником ситуации, или этим безголовым хозяевам, которые собаку, нуждающуюся в особом внимании и уходе, потому что порода этого требует, держали в таких условиях? Не повезло псу с человеком, сейчас там уголовное дело.
Это одна история. Другая — то, что в Коркино происходит. Там тоже безответственность, не надо было возвращать на улицы этих собак. Их надо оставлять в приюте, потому что у нас по закону собак, которые могут проявлять немотивированную агрессию и вообще склонны к тому, чтобы сбиваться в стаи и нападать, из приютов выпускать нельзя.
Есть специальные методы оценки так называемой немотивированной агрессивности животного. Ветеринар должен проводить тесты, чтобы оценить, насколько адекватно себя ведет животное и нет ли у него склонности к нападению. Оцениваются много критериев: реакция на еду, которое получает животное, реакция на взаимодействие с другими животными в приютах, реакция на человека, который в приюте подходит, и так далее. Это такая работа, которую чаще всего в этих приютах просто не делают, в том числе в Челябинской области. А еще что: не видели этих беременных собак, бегающих с бирками на ушах? Я видел. Это о чём говорит? Значит, деньги осваиваются, но никто собаками не занимается, их просто выкидывают на улицу, прикрепив на ухо бирку.
«Я вынужден констатировать, что закон исполняется плохо и часто нарушается, а деньги при этом списывают»
В Коркино тоже сейчас расследуют уголовное дело, но только разбираться будут с отловщиками, с приютом и так далее. Кто принимал решение о выпуске этих животных? В порядке обращения с безнадзорными животными четко оговорено, что это решение ветеринара. И у нас есть регионы, которые вообще не выпускают животных, их отлавливают и оставляют в приюте на дожитие. Только что такое решение Бурятия приняла, потому что у них эта проблема остро встала.
В некоторых регионах проблема уже решена благодаря буквальному соблюдению законодательства, где не убивают животных, где защищены люди. А если одни зарабатывают деньги, вторые — самоустранились от этого, я имею в виду должностных лиц, то заложниками становятся граждане, и это мы видим сейчас в отдельных наших муниципалитетах. Деньги выделяются, они каким-то образом осваиваются, а результат? А результат — девочка пострадала, полицейский выстрелил в собаку.
Почему так происходит — будут разбираться правоохранительные органы. Это тоже безответственность, но уже другого плана — не хозяев, а тех, кто на этом зарабатывает.
Чтобы больше такого не было, первое, что надо делать, это повышать ответственность. У нас уже готовы поправки, я думаю, что буквально в течение ближайших недель мы их реализуем.
Повышать ответственность граждан. За выброшенных животных будут установлены большие штрафы. Когда твоя собака кого-то погрызла — выписывать до 200 тысяч рублей, а если причинен вред, человек понесет уголовную ответственность.
Для чиновников ответственность будет повышена, их тоже ждут штрафы до 200 тысяч, если по недосмотру произойдет то, что случилось в Коркино. А если безнадзорные животные причинили кому-то вред — предусмотрена уголовная ответственность.
«Раньше штрафов никаких не было, как и этих составов преступления. Это мои поправки в Кодекс об административных правонарушениях»
Но это еще не всё. Мы сейчас отдельно прописываем в законодательстве возможность пожизненного содержания этих животных, потому что у нас, к сожалению, не все регионы пользуются такой возможностью. Будет полностью запрещен выпуск в такие места, где есть социальные учреждения: школы, детские сады, больницы. Запрещен самовыгул — когда животные бродят сами по себе, а то у нас, знаете, в Челябинской области все сёла и районы так и живут. Утром вышла собака за ворота, покормить ее, как правило, забывают при этом, и дальше она целый день бродит, питается на помойках и сбивается в стаю.
Регионам и муниципалитетам должны быть предоставлены дополнительные финансовые инструменты по строительству приютов из федерального бюджета, но есть и непрямые механизмы поддержки. В частности, я сейчас внес проект закона о государственно-частном партнерстве — это возможность предоставлять бесплатно землю и подводить коммуникации при строительстве приютов.
По-хорошему, у нас бездомных собак на улице быть не должно. В моем понимании (а я — человек, забравший собаку из приюта), когда собака приют покидает, отправляясь в дом, к хозяину, — это нормально. Когда ее из приюта забирают волонтеры и дальше она находится в частном приюте, ее там лечат, о ней заботятся — это нормально. Когда собака остается на дожитие в приюте — это нормально.
Но когда у нас некоторые трактуют закон, что они деньги сейчас получат из бюджета, бирку на ухо прикрепят и выкинут собаку за ворота — это, извините, не исполнение закона, а это нецелевое расходование бюджетных средств и угроза для граждан.
Задача наша — защитить людей от нападения безнадзорных животных, а самих животных — от жестокого обращения. Сейчас на фоне этих историй у нас в территориях начали раскидывать отраву. Закончится это чем? Начнут массово гибнуть домашние животные, которые с хозяевами на прогулку вышли. А только снежок чуть-чуть сойдет, кто в песочнице вместе с песком этим наестся? Можем мы предположить, какие трагедии могут случиться? Можем, к сожалению.
Согласны с автором?