В четверг, 12 мая, в Доме архитектора представили будущий дизайн-код Челябинска, а точнее его промежуточную версию. Встреча была организована в формате паблик-тока (не путать с публичными слушаниями) — это не официальное протокольное мероприятие, а скорее неформальное обсуждение планов властей с жителями. Если старый дизайн-код касался только центральных улиц, то новый будет регламентировать все остальные, то есть по факту просто дополнит предыдущий. Притом речь идет только о вывесках. Разработкой концепции за полмиллиона рублей занималась компания «Элефант», владелец которой, Михаил Смирнов, проходит фигурантом по коррупционному уголовному делу. Разбираемся, чем отличаются новые требования к фасадам домов от старых и когда их начнут применять на практике.
Дизайн-код города — это набор правил, которые определяют, как должен выглядеть город — его вывески, фасады, входные группы, рекламные конструкции, киоски, дорожные знаки, уличная мебель, окна, кондиционеры, освещение и прочее. В Челябинске на сегодня нет единого документа, который бы регламентировал эти параметры городской среды. Они обрывочно представлены в разрозненных рекомендациях, постановлениях и решениях. Основной блок правил был принят в 2017 году в рамках подготовки к саммитам ШОС и БРИКС, он действовал на гостевых маршрутах. Штрафы за несоблюдение дизайн-кода Челябинска: 5000 рублей для физлиц, до 50 000 для должностных и до полумиллиона для юрлиц.
Смысл нового дизайн-кода объяснила замначальника управления архитектуры Ольга Никитина: в 2017 году был разработан и принят первый челябинский свод правил, который касался облика центральных улиц. Новый документ его не отменяет, а просто расширяет его географию.
— Существующий дизайн-код действует только на гостевых маршрутах, утвержденных администрацией города, он остается без изменений, новый документ его не затрагивает. Сейчас ведется разработка дизайн-кода для всех остальных улиц города, — объяснила Ольга Никитина. — То есть в Челябинске будут гостевые маршруты с повышенными требованиями к эстетике и дизайн-код на все остальные улицы с чуть менее строгими требованиями, потому что все хотят жить в городе без информационного шума. Сейчас у нас есть предварительный проект, мы будем его дорабатывать, что-то менять, что-то оставлять. Наша задача — предложить документ, который мы представим городской думе.
Вывески, находящиеся в центре города и согласованные ранее с администрацией, менять на новые не будут. Но в других районах многим предпринимателям придется переделывать входные группы. Новый дизайн-код не будет касаться шрифтов, размера букв, цвета или дизайна, он лишь обозначит зоны, где можно размещать надписи, а где нельзя. Например, нарушением будет считаться, если вывеска закроет окна чьей-то квартиры или нарушит архитектуру здания. Разработка этих правил обошлась городскому бюджету в полмиллиона рублей.
— Это был муниципальный контракт с открытым конкурсом, победителем стала фирма «Элефант», сумма контракта — порядка 500 тысяч рублей, — уточнила Никитина.
Автор нового дизайн-кода Челябинска — производственно-рекламная группа «Элефант». По данным сервиса «Контур.Фокус», это малое предприятие, зарегистрированное в 1997 году, его директор и единственный владелец — Михаил Смирнов. На конец 2021 года убыток компании 5,4 миллиона рублей. «Элефант» — активный участник госзакупок, выигрывал торги на общую сумму 47,4 миллиона рублей (последний контракт заключен в 2018 году). Так, «Элефант» неоднократно становился подрядчиком при оформлении мероприятий губернатора Челябинской области, при украшении площади Революции к Новому году. Кроме того, рекламная фирма выиграла тендер на проведение в 2017 году Российско-казахстанского форума, который в дальнейшем обернулся для Михаила Смирнова и бывшего замминистра экономразвития Антона Бахаева уголовным делом о мошенничестве и взятке. Сейчас его рассматривает суд.
На презентации дизайн-кода директор «Элефанта» Михаил Смирнов бегло пролистывал презентацию. В ней — деление улиц на те, что пошире и те, что поуже, а также типология домов (панельки, дома до 1961 года, новые монолитные высотки и отдельно стоящие коммерческие здания). Именно от этого будут зависеть границы дозволенного — где можно разместить вывеску. Из запретов — не занимать балконы и лоджии, не использовать баннерную ткань, размещать надписи друг под другом и так далее. Впрочем, всё это уже было перечислено в действующем дизайн-коде.
— Некоторые правила базовые должны быть, — говорит Смирнов. — Это важно в первую очередь для новых микрорайонов, которые появились не 20 лет назад, а появляются прямо сейчас. Мы создали пошаговую систему, которая позволяет понять, где и как можно размещать вывески, чтобы было понятно не только специалистам-рекламщикам, но и владелице небольшой кофейни.
Ранее для предпринимателей в Челябинске действовал сайт дизайнкодчелябинск.рф, где была размещена инструкция, как сделать правильные вывески. Однако сейчас он не работает. На интернет-ресурсе управления по архитектурно-градостроительному проектированию города Челябинска есть раздел «дизайн городской среды». Там разрозненные документы: как должны выглядеть вывески, киоски, автостоянки, остановки общественного транспорта, освещение, автомойки, площадки для выгула собак и даже велопарковки. Но чаще всего каждую новую входную группу согласуют с городской администрацией в частном порядке.
Одна из слушательниц — руководитель сети магазинов — на обсуждении встала и эмоционально заявила: она не раз проходила все эти бюрократические препоны и в итоге теряла деньги. А правила игры снова меняются.
— У нас сеть магазинов. Мы на протяжении двух лет терпим убытки. Например, нам не разрешали делать вывески на подложках, требовали световые буквы, которые в разы дороже, — эмоционально перечислила она. — К нам как-то приехали и потребовали убрать баннер, в который мы вложили 16 тысяч рублей. Пришлось убирать. В одном из комплексов мы два месяца вообще были без вывески, потому что дизайн-код долгое время не согласовывали в мэрии. А штрафы доходят до 500 тысяч, мы не можем рисковать. Магазин потерял трафик, люди думали, что мы съехали. Нам обидно из-за потерянных денег. Почему все эксперименты производятся за наш счет?! Это неприятно!
На крик души предпринимательницы Ольга Никитина ответила: новый дизайн-код может быть принят нескоро, возможно, даже не в этом году. К тому же, не исключено, что он будет носить рекомендательный характер.
Людей интересовали цвета вывесок и их шрифты, а также кто будет платить за демонтаж несоответствующих названий магазинов. Спикеры успокаивали: встреча — промежуточный этап, власти соберут предложения, вопросы и замечания горожан, далее продолжат работу над дизайн-кодом, резюмировала замначальника управления архитектуры, завершая обсуждение.
В 2017 году в Челябинске приняли первый дизайн-код. Тогда предприниматели выступали против его создания. Сразу после принятия документа Челябинск активно чистили от неформатной рекламы и неправильных вывесок, не обходилось без скандалов. Однако позже работа сошла на нет. Спустя время появились отдельные требования к внешнему виду киосков и остановок общественного транспорта.