У каждого города свой запах. Говорят, Москва пахнет метро и фастфудом, Калининград — марципаном и янтарем, Тула — пряниками и порохом, а Суздаль — яблоками и медом. Чем пахнет Челябинск? Парфюмерный стилист Елизавета Ворожбитова разложила столицу Южного Урала на неожиданные ароматы и показала самые «душистые» места для прогулок, где отдыхаешь носом, релаксируешь и ностальгируешь.
Елизавета Ворожбитова — новый герой сенсорного урбан-проекта Tele2. Мобильный оператор запустил серию летних репортажей о красоте Челябинска и восприятии мегаполиса через шесть органов чувств. Неотъемлемым шестым чувством в нашей реальности стала сотовая связь, а телефон сегодня также необходим, как зрение или слух. Мы уже гуляли по центру с визуалом Тимуром Бразилом, бродили по улицам на ощупь со студентом Глебом Широковым. Сегодня идем на запах и удивляемся, как аромат становится невидимой достопримечательностью города.
Один из главных запахов, который первым врывается в южноуральскую столицу после скудной на ароматы зимы, — это благоухание влажных тополиных почек, потом — дурманящие нотки цветущей черемухи и яблони, дальше — рябины, сирени и, наконец, липы. Но для Елизаветы вся эта сладость — больше про деревню. У Челябинска совершенно иной букет.
— Елизавета, в двух словах, как создается парфюмерный гардероб? И может ли он быть у города?
— Если говорить о жителях города, на выбор аромата для каждого из нас влияет много факторов. Все мы очень разные: есть фотографы, есть мамы в декрете, есть адвокаты, есть воспитатели детского сада. Аромат, как и одежду, носят по случаю. Вы же не пойдете в платье с декольте в песочницу, а в шортах и топе — на деловую встречу. Мужчины-бизнесмены носят древесно-кожаные плотные ароматы, но представьте себе в этом же комбо тренера фитнес-клуба. Парфюмерный гардероб — это что-то базовое, повседневное, как джинсы и рубашка. Плюс что-то более событийное, вечернее, для таких моментов, когда мы надеваем шпильки.
Город, как и человек, имеет свои запахи. Любой среднестатистический нетренированный нос может различить в воздухе до 20 ароматов одномоментно. У каждого из нас есть альфа-активная, или вкусовая, память. Когда мы вдыхаем тот или иной аромат, наш мозг рисует свои картинки, вызывает персональные ассоциации.
— Чем пахнет Челябинск для вас?
— Для меня город — это в первую очередь мокрый асфальт. Обожаю невесомые оттенки свежести, прибитой пыли и озона в сочетании с колоритным запахом подвальности, который свойственен Питеру. В парфюмерии есть такой ингредиент — пачули, он отвечает за сырое звучание. Его много в воздухе Челябинска. Город — это еще и прохладный ветер, плюс запах камня и бетона. Цветение же — это больше про деревню, и это очень короткий промежуток времени в году. А город для меня — это динамика, скорость, харизма, мощь.
— Где любите гулять и почему? Какие ассоциации возникают благодаря обонянию?
— Лето — время путешествий, и кто же не любит запах поездов и железнодорожных путей. Для меня первая ассоциация с городом — это вокзал. Ключевое, технологичное место. Я жила в поселке Увельский, а когда поступила в университет, переехала в Челябинск. По выходным, будучи студенткой, ездила домой к родителям. Здесь мы встречались, провожались, разъезжались по общежитиям. Индустриальный запах вокзала — это эмоция «ты в динамике, в бесконечной электричке».
«Да, он мрачноватый и промышленный. Но я его люблю таким, какой он есть. И даже на Екатеринбург я бы Челябинск не променяла. Он большой и душевный»
Второе ностальгическое место — это главный корпус ЮУрГУ. Это родной запах книг, прохладных аудиторий и бетона. Ассоциация — тусовка, свидания и прогулки. Запах солнца и беззаботной молодости характерен скверу у краеведческого музея.
По-особому пахнет на Северо-Западе, где находится моя парфюмерная студия. Отель «Виктория» — место, где я провожу большую часть дня. Мегаполис — это микс ароматов бензина и кофе. Когда стою в пробках — спасают капучино и мобильный телефон.
— Роль мобильной связи для жителя большого города?
— Будни мегаполиса немыслимы без телефона — нужно быть с семьей на связи. У меня есть бабушка, которой 95 лет. Она активный пользователь мобильного интернета. Мы можем раз в несколько дней созвониться, чтобы услышать родной голос. Телефон — это ведь не просто связь, это эмоции. Произошло кое-то событие, что мы делаем? Берем телефон, звоним и пишем близким, выкладываем фото в семейный чат, обсуждаем.
Мобильный интернет — это про развитие. Я покупаю много образовательных курсов. А сейчас на пороге выпуска собственного вебинара для тех, кто хочет вникнуть в парфюмерную культуру. Я много путешествую и бываю в командировках — качество сигнала для меня очень важно. Чтобы видео уходило быстро, голосовые загружались мгновенно. Соцсети — это продвижение моего продукта, без которого, конечно, можно жить, но который дает людям эмоцию и развивает воображение.
Вы убедитесь сами, если попробуете разобраться, чем пахнет ваш город. Наверняка в этом флакончике с Челябинском найдется место скошенной траве, тенистой парковой прохладе, свежезакатанному асфальту, запаху резиновых шин, отутюженной белой рубашке, фруктово-цветочным оттенкам, как будто посреди бетонных джунглей приветливо распахнуло двери старое кафе возле цветочной лавки.
Это была третья серия сенсорного проекта Tele2, придуманного, чтобы вытащить нас из дома на прогулку по городу: увидеть, услышать и вдохнуть его красоту, попробовать Челябинск на вкус и на ощупь, взять в руки мобильный телефон и запостить фото самых красивых мест южноуральской столицы.
Для того чтобы жителям города было комфортно в любой точке региона, за прошлый год и с начала 2022-го компания Tele2 реализовала значимые инфраструктурные проекты в Челябинске и Челябинской области. На 15% увеличила количество базовых станций, модернизировала 37% действующих объектов связи. В результате на 41% выросло потребление мобильного интернета.
Хотите больше материалов о Челябинске — читайте публикации в рамках фотопроекта «Включаем шестое чувство».