В мировых столицах есть такой тренд: новые бизнес-центры появляются в старинных зданиях. Они занимают мануфактуры, фабрики, дворянские усадьбы, порой даже дворцы. С одной стороны это чисто прагматический расчет: такой подход позволяет сохранить историческую застройку, а компаниям — получить площади в центре мегаполисов. Однако ревитализация пространств не всегда работает так, как надо. И яркий пример тому — Челябинск: в старинных особняках, на которые свой отпечаток наложили лихие 90-е, квартируют офисы компаний, заведения общепита и студии. Зачастую с такими площадями больше проблем — начиная с изношенных коммуникаций, заканчивая низким трафиком потенциальных клиентов, а также нежеланием властей вести диалог. Мы собрали 5 историй о том, как старинные здания вписались в жизнь современного города. Впрочем, вписались или нет, судите сами.
Дом-усадьба купца Белорусова
Двухэтажный полукаменный (каменный низ, деревянный верх) дом был построен в 1912–1915 годах на ул. Казарменной (ныне ул. Российская) на участке, который принадлежал Д.П. Белорусову.
Сегодня здесь квартирует айти-компания «Энерготехника»: в здании, где раньше была лавка скобяных изделий, теперь работают программисты, действует цифровая типография.
— В этом году мы сделали покраску дерева, работы по камню — видите как на солнце блестит? Это специальный лак по камню, — подводит нас к фасаду совладелец «Энерготехники» Яков Каретный. — Здесь жил Белорусов — у него была лавка скобяных изделий. На первом этаже располагался магазин, на втором жила семья. Тогда это была окраина Челябинска. По сути дела, это был такой же отдаленный район, как сейчас «Парковый 2». На вокзал нужно было ехать через лес — буквально садиться на коня и скакать через лес.
Яков рассказывает, во дворе была сделана конюшня, поэтому раньше там реглярно находили гвозди и подковы. С гордостью констатирует, весь конструктив дома — не тронутый, фонари — оригинальные, даже стекло в одной раме сохранилось, правда, со временем «поползло»: сверху тонкое, к низу расширяется, как бы стекло со временем. Конечно, многое — решётки на окнах, забор, кирпичный пристрой — сделали уже в 90-х, но старались максимально стилизовать. Яков подводит нас к небольшой трещинке на каменной кладке, проводит пальцами: последствия недавних градостроительных ошибок.
— Два года назад у нас горе-соседи были — какая-то строительная компания. Начали рыть котлован и часть нашей стены из-за этого стала проседать, вот трещина пошла. Они вырыли котлован, построили нулевой этаж, больше ничего не сделали, бросили, впоследствии у них изъяли этот участок. Теперь здесь недострой, заброшка, а у нас на память остались разрушения, — с сожалением вспоминает Яков.
Этот дом достался семье Каретных случайно, объясняет Яков. Нужно было срочно привести в порядок неказистую постройку на гостевом маршруте. Власти вручили отцу Якова исторический особняк, однако практически сразу стало понятно: это скорее нелегкое бремя, чем подарок судьбы.
— В 1997 году в Челябинск приезжал Ельцин. Поскольку это самый центр, здесь гостевой маршрут, кортеж президента должен был ехать по улице Российской в сторону проспекта Ленина, а этот дом нужно было в порядок приводить. И тогда администрация Челябинска отдала дом нашей компании в собственность, — рассказывает предприниматель. — Это были руины, их нужно было восстановить, привести в нормальный внешний вид. По периметру стоял какой-то кладбищенский забор, стекла были выбиты, крыша текла, да еще к тому же тогда не было всех современных технологий, как сейчас.
Первый этаж здания украшает размашистая надпись «Дом не ломать». Ее сделали, когда сносили весь квартал, считает Яков: кто-то написал, чтобы бульдозерист не промахнулся. Очень символичный призыв владельцы решили не закрашивать, сохранили и периодически подновляют.
Сейчас в «Энерготехнике» затеяли ремонт: постепенно «расшивают» старинную кирпичную кладку, укрепляют перекрытия. Пока занялись одним помещением, но со временем планируют привести в порядок все кабинеты. Быстро это вряд ли получится.
— Чтобы тут сделать ремонт, нужно много разрешений, каждый шаг нужно согласовывать, заказывать экспертизы, нанимать проектантов, которые за бумажки берут больше, чем за материалы, — сокрушается Яков.
Его компаньон Дмитрий в сердцах добавляет:
— Власти придираются к тем, кто реально заботится о зданиях, а те постройки, что годами стоят бесхозные и разрушаются — это ничего, можно. Тех, кто 30 лет сохраняет дом, они кошмарят, потому что здесь собственник понятный. А вон у нас рядом земельный участок: его сначала одному дали в аренду, потом — другому, с кого спрашивать — непонятно, — рассуждает Дмитрий.
Провожая нас владельцы признаются: здание, пусть проблемное, но свое, обменять его на новый современный офис отказались бы. Слишком много вложено сил и души.
Дом купца Бусыгина
Жилой дом купца И. Бусыгина (ул. Маркса, 70) — выявленный объект культурного наследия (построен в начале 1870-х годов.). Возможно, является самым старым полукаменным двухэтажным зданием в Челябинске. Изначально дом купца 3-й гильдии Ивана Бусыгина. По состоянию на 1909 год в нем располагались зубная лечебница Израиля Ефимовича Рабиновича, техническая контора «Спицын и Кастальский» и несколько мелких лавок. Второй этаж сдавался «под нумера». А в 1916 году вся усадьба числилась уже за Петроградской биржевой Владимирской артелью.
В бывшем купеческом дом сегодня много разномастных магазинов, кафе и офисов. Один из колоритных обитателей особняка — чайная Ильи Котомскова «Пей чай» на втором этаже. На входе в нее встречает упитанная кошка Плюша, которая, пожалуй, на все 100% оправдывает свою кличку. Внутри царит вполне домашняя обстановка: огромная комната с бесконечно высоким потолком, большие окна с деревянными рамами, диваны, книжные полки, повсюду разные безделушки — статуэтки, посуда, музыкальные инструменты. Надеваем тапки — таковы правила заведения. Общая простота помещения только красит интерьер: побеленные стены, деревянная мебель и никакого евроремонта.
— Вообще, я здесь с 2015 года, — говорит владелец заведения. — Мне нравится, что здесь есть лепнина на потолке, она, может, не такая старая, как сам дом, но и не совсем уж новодельная, у меня видны настоящие деревянные балки, на которых держится дом. А благодаря высоким потолкам (3,5 метра) я практически сделал антресоли и получился второй этаж, теперь здесь более камерное пространство. Обставлял помещение в стиле «эклектика»: у меня большой стол из спила лиственницы, стеклянный винтажный стол из IKEA модели 1989 года (настоящие ценители за ними охотятся). Получилось так уютно, что у меня все спрашивают: «Ты живешь здесь?» Благодаря старине, здесь есть своя атмосфера, только поэтому я еще здесь.
Илья арендует это помещение, признается, цена не то, чтобы высокая, но и не низкая. Впрочем, если учитывать, что плату за него, не поднимали последние несколько лет, то вполне терпимо. Да и потом, для концептуальной чайной, где, как правило, собирается круг единомышленников, подходит практически идеально. Подводит разве что неуютный коридор с низкими подвесными потолками и линолеумом в духе офисов из 90-х.
— Постсоветский чайный магазин — это место, куда сложно добраться, даже если это близко к центру, где нет кричащей входной группы, куда идут целенаправленно и где нет «мимопроходилов» с улицы. Обычно это подвальное или полуподвальное помещение, где расставлены какие-нибудь китайские безделушки, где теплый красный свет, — считает чайный мастер. — Понимаете, это такой симулякр: мы никогда не видели настоящую чайную и сделали ее такой, как мы ее себе представляем.
Конечно, у комнат здесь есть свои нюансы, признается Илья: например, из деревянных оконных рам зимой дует, пол ходит ходуном, в доме водятся мыши, а тут еще недавно начала бежать крыша:
— В прошлом году на потолке появилось небольшое пятнышко, я думал, забелю. Хорошо что не забелил, потому что в этом году снова потекло, — говорит Илья. — Вообще поддерживать такое здание на плаву, я думаю, тяжело. Видимо, зимой чистят крышу, ходят по ней, она проминается, и появляются протечки. Хотя в целом меня все устраивает.
Эту чайную сложно назвать бизнесом в полном смысле слова, продолжает Илья, скорее, клуб для своих, который приносит скромный доход. Чай здесь только чистых сортов, без добавок и ароматизаторов, практически весь — из Китая. Товар для ценителей, а не для среднестатистических потребителей.
— Многие люди не понимают, как за чай можно столько платить. Ко мне приходят и говорят: «В смысле 3000 рублей за 100 граммов? Я беру коробку Липтона за 400 рублей пачку 200 граммов, а тут 3000», — смеется держатель лавки. — Я уже понимаю, что мне не надо всем все объяснять. Торговать хорошими сортами чая — дело приятное, но не всегда благодарное.
По соседству с чайной находится книжный магазин «Белая лампа», и это тоже не самый обычный отдел: на полках встречаются редкие книги, многие — на английском языке, которые заказывают из Европы. Томики посвящены художникам и архитекторам, есть познавательная детская литература. Хозяин магазинчика Олег Слепых восторженно делится:
— Я всегда мечтал работать в таком месте: вы только посмотрите, на потолке сохранилась оригинальная розетка под люстру начала прошлого века. Там же видны следы рук. Можно увидеть, как разные элементы примазывали, подгоняли, особенно заметно в центре: там сделаны круги руками, и они немного неказистые, неровные, но в этом вся ценность. Сейчас все из пластика, он идеально ровный, но абсолютно бездушный, — говорит Олег.
Дом на Ахматовской улице
Дом (улица Свободы, 12, ранее улица называлась Ахматовской) построен до 1902 года на участке А.В. Смирных, жены сотника. Был исключен из перечня выявленных объектов культурного наследия. Краеведы считают, что неподалеку отсюда в конце XVIII века обосновывается купец Сидор Ахматов. Он, а затем и его сын Максим скупили несколько расположенных по соседству дворов и организовали своеобразный «кондоминиум» — обширную усадьбу с жилым домом Ахматовых, надворными постройками, складами, жильем для дворовых людей, подсобными помещениями, огородами и садами.
Сейчас в старинной деревянной постройке располагается студия йоги «Ашрам» и одноименный салон красоты: в двухэтажном здании принимают косметолог, маникюрщицы, остеопаты и учителя йоги. Арендуют помещения в доме супруги-бизнесмены — Кристина и Алексей Усковы. Они открылись здесь всего три месяца назад. Первым делом ведут нас по крутой винтовой лестнице на второй этаж.
— Мы хотели реализовать свою идею: в здоровом теле здоровый дух и совместить два направления — развитие духа и бьюти-сферу. Если ты красивый изнутри, ты красивый и снаружи, — вводит сразу в курс дела Кристина. — Не все наши гости сразу приходят к духовным практикам, не понимают, зачем стоять на гвоздях и практикуют йогу, а на маникюр, реснички, бровки захаживают.
К деревянному дому примыкает кирпичный пристрой, отделанный сайдингом, с вставленными пластиковыми окнами и поликарбонатом на крыше. Внутри — набивший оскомину евроремонт: обои под покраску, настенные панели, ковролин, ламинат. Остались старинные дровяные печки с каминами, правда и те оформили современным кафелем. Молодая пара говорит, обстановку практически не меняли — работают с тем, что есть. Скрашивает смешанное впечатление оранжерея на втором этаже.
— Как только мы увидели этот зимний сад, мы решили: однозначно остаемся здесь, — вспоминает Алексей. — Здесь фикусы, энергетический цветок родендрон, инжир растет. К тому же поняли, что находимся на пересечении конфессий — тут рядом католическая церковь, рядом есть мусульмане, баптистская церковь, синагога, православный храм. Получается, что это перекресток вероисповеданий. Это очень сильное энергетическое место.
Алексей рассказывает, ранее деревянный дом считался выявленным объектом культурного наследия, но позже постройку исключили. О богатой истории места говорят не только отметки в документах, но еще и общая аура, заверяют Усковы.
— К нам приходят люди, которые работают с энергетикой. Они говорят, что местные обитатели — энергетические сущности — к нам хорошо относятся и готовы с нами сотрудничать, поэтому мы здесь. Сами мы, конечно, их не видим. К нам приходила ясновидящая, она сказала, что нужно задобрить тех духов, которые здесь проживают, и предложила такой способ: берется молоко и поливается по периметру здания, правда в нашем случае этого не недостаточно: духи слишком древние. Им молоко — как слону дробина, поэтому надо полить алкоголем, у него более сильная энергетика. Мы ждем полнолуния, чтобы провести такой ритуал.
Типография Егорова
Одноэтажный каменный дом типографии Егорова (по улице Пушкина, 5) — объект культурного наследия регионального значения. В конце XIX века принадлежал мещанину Федору Губину. Егоровы купили двор у Аксиньи Губиной в 1896 году. В 1908 году после перехода дома в собственность Егорову Еремею Егоровичу он купил оборудование бывшей типографии А.Н. Карпинского и организовал в доме собственную типографию. Е.Е. Егоров оснастил типографию новыми машинами и шрифтами и наладил печатное дело.
Сейчас в доме на Пушкина, 5 сдаются офисные помещения, пока они пустуют. Нас встречает владелица исторического особняка Альфия Хуснутдинова. Она рассказывает, каменное строение приобретала с компаньоном по бизнесу еще в 1995 году.
— Мы с компаньоном создали компанию ООО «Оптимум». В процессе становления и развития, мы приобрели этот дом, здесь была полная разруха. Мы сделали капитальный ремонт, подключили ко всем коммуникациям города, — вспоминает наша собеседница.
Альфия уточняет, изначально компания купила этот особняк с прицелом построить здесь новое 15-этажное офисное здание. Поэтому помимо самого исторического дома пришлось приобрести вдобавок три соседних бревенчатых постройки и расселить из них людей. Однако, несмотря на такие вложения, осуществить задуманное не удалось.
— В 2009 году у нас даже прошли публичные слушания, были проведены всевозможные экспертизы, мы заплатили за них большие деньги. В итоге разрешение на строительство нам не выдали: поменялись градостроительные нормы, — восстанавливает хронологию событий Альфия. — В 2017 году здание вошло в список объектов культурного наследия (это памятник истории и культуры) Челябинской области, поэтому появился большой перечень требований и ограничений по поддержанию здания и земельного участка.
Как выяснилось, сам особняк сносить нельзя, вдобавок в 50 метровой охранной зоне вокруг него запрещается забивать сваи.
Альфия любуется декором на фасаде, говорит, кирпичи для этой постройки везли сюда прямиком из Италии, на одном из них сохранился даже шильдик европейского завода. Оконные арки до сих пор смотрятся весьма оригинально, да и ритмичность зубчатого карниза порой заставляет редких прохожих задержаться у бывшей типографии. Правда, в 90-х предыдущие владельцы приставили к исторической части современную кирпичную коробку: видимо, тогда на многое закрывали глаза, разводит руками Альфия. Сейчас же — наоборот: согласовывать с комитетом охраны культурного наследия приходится чуть ли не каждый забитый гвоздь. Как итог — слишком много обязательств и мало возможностей.
— Исторические здания нужно и можно сохранять, но надо как-то их вписать в концепцию по застройке центра города, сделать их современными, нужными для людей, — рассуждает владелица. — Хотелось бы чтобы государство не только обязывало собственников охранять историческое здание, но и помогало бы им, хотя бы льготу по налогам на имущество дать, либо вообще освободить от него, либо дать какие-то преференции.
Сейчас общая площадь дома — 200 квадратных метров. Помещения внутри обустроены под офисы, сделан евроремонт — стены зашиты гипсокартоном, в проемы вставлены евроокна. Внутри есть деление на кабинеты, конференц-зал, кухню, санузлы.
— Я бы с удовольствием сюда пригласила какое-то кафе или ресторан, либо художественную студию, чтобы развивать это пространство. Я даже согласна помогать арендаторам, если это будут креативные люди, — задумчиво накидывает варианты Альфия.
Дом торговый (бывший магазин Зайкова)
Дом торговый Зайкова — выявленный объект культурного наследия (построен в 1887 году). На рубеже XIX–XX веков дом с надворными постройками был собственностью уфимского мещанина Василия Петровича Зайкова. В 1926 году бывший дом Зайкова, муниципализированный в 1923 году, арендовал Уралторг: площадь в 92 квадратных метра была занята под торговлю, 144 квадратных метра здания использовались под складские нужды. В 1935 году был издан первый телефонный справочник Челябинска. И было в этом справочнике всего два ресторана, один при центральной гостинице, а другой со скромным названием «ресторан №1» — здесь.
Сегодня в подвале торгового дома Зайкова находится фотоклуб «Каменный пояс».
— «Каменный пояс» была и остается народной фотостудией, — заявляет на входе администратор с гордостью. — Мы здесь предоставляем услуги населению, кстати, за совсем маленькую оплату — портреты от 800 рублей. Найдите такое попробуйте!
Сейчас большую площадь занимает сувенирная лавка с уральскими самоцветами. Говорят, здесь, продают авторские украшения от местных ювелиров. Чуть дальше — сама фотостудия, увешанная костюмами и уставленная реквизитом: здесь можно позировать в платье, стилизованном по 19 век, можно выбрать нейтральный дресс-код и фон. Есть фото на документы, есть художественная съемка.
— Приходят семьями, детей просят сфотографировать. Вчера мужчина с улицы зашел, сказал, хочет портрет. Я ему сделал без проблем. Бывает, делаем фото для избирательной кампании: это, как правило, весна-осень — депутаты активно идут. Это отдельная история: сами понимаете, там главное показать, что человек добронарвный, положительный со всех сторон. Порой просят схудить, порой наоборот — где-то что-то нарастить. Плохо только в последнее время, клиентов меньше стало: недавно потребовали убрать рекламный штендер с улицы, по новому дизайн-коду они запрещены. Нас стало хуже видно, уже торговля не так бойко идет.
Основатель студии, а теперь ещё и директор Исторического музея Владимир Богдановский вспоминает, когда присмотрели это помещение, оно мало напоминало современный офис.
— Когда мы туда заехали, это были примерно 1986–87 годы. Нашей фотостудии доверили искать самостоятельно помещение. Мы выбрали этот подвал, тогда он был наполовину затоплен: человеку где-то по пояс. А так как это была зима, то там был лед, даже скорее ледник. Дверь на входе в него кто-то до нас сломал пополам, поэтому можно было туда легко просочиться. Нам сказали: «сможете — делайте». Мы начали долбить лед и выносить его на улицу. Встроили там целую баррикаду, как на новогодней площади. Появилось хорошее помещение, убрали всю грязь — и стало легко дышать.
Начали понемногу осваивать, со временем организовали выставочный зал, сделали ремонт.
— Возможно в 19 веке это бильярдная была, возможно нет. Что там было, мы точно не знаем: до нас арендаторы менялись несколько раз. Но дух времени определенно есть, — считает Владимир Богдановский.
— Вот у нас на улице Цвиллинга стоят старинные дома — большая часть в руках разных предпринимателей. Они просто-напросто разрушаются, гниют. Когда хотят построить высотку на их месте, случаются пожары, якобы от бомжей. Но можно же как-то совмещать старинные здания и современные. Это даже видно: смотришь, стенка одна осталась от дома и стоит ветшает. Явно там потом новый дом вырастет: ждут, когда старинная постройка сама по себе разрушится, — переживает Богдановский.
Богдановский с грустью добавляет: исторических зданий в Челябинске хватает, но с каждым годом их меньше и меньше. Благо, если попадут в хорошие руки, но чаще происходит по-другому. Больно смотреть, как город теряет свой облик, говорит Владимир.