Плохая уборка тротуаров делает бесполезными усилия по реформе транспорта и созданию комфортной городской среды. В этом убежден член рабочей группы по маршрутной сети Челябинской агломерации при областном Миндортрансе Александр Агарков. Приводим его мнение от первого лица.
В День народного единства в Челябинске выпал снег — рядовое явление для поздней уральской осени. Как и то, что на следующий день этот снег растаял, а к вечеру опять замерз — уже не в снег, а в ледяную корочку. На дорогах, тротуарах, во дворах — везде. Но дороги подрядчики Комитета дорожного хозяйства администрации Челябинска оперативно обработали противогололедными реагентами, почистили механически — и проблем с проездом автотранспорта не наблюдалось. Обслуживание же дворов Жилищный кодекс накладывает на управляющие компании, ТСЖ и им подобные, так как двор считается не частью города, а имуществом жильцов, а значит конкретную «управляйку» должны контролировать жители конкретного двора. Другое дело — тротуары. Вот, например, тротуар на улице Чичерина по состоянию на вечер 6 ноября, то есть спустя как минимум сутки [после снегопада].
Ширина проезжей части на улице Чичерина — около 30 метров, ширина этого тротуара — в десять раз меньше. Так почему с проезжей частью справились в первые же часы, а на тротуар у КДХ не нашлось время даже спустя сутки? Я не настолько радикальный урбанист, чтобы требовать заниматься тротуарами раньше, чем дорогами, но почему бы не заниматься одновременно или хотя бы приводить в порядок тротуары сразу после проезжих частей?
Возникает ощущение, что за пределами центра тротуары вообще не включены в обслуживание, хотя Правила благоустройства города Челябинска требуют их тоже чистить и посыпать противогололедными смесями. В прошлые годы мы могли наблюдать, как корка из спрессованного снега, наледь не убирается с тротуаров буквально месяцами!
Не лучше, кстати, дело обстоит и с остановками общественного транспорта, вот пример с улицы Молодогвардейцев, тоже 6 ноября.
При этом город и регион тратят значительные средства на строительство удобных бульваров вдоль дорог по программе «Комфортная городская среда». Вкладываются большие деньги в обновление пассажирского транспорта. Декларируется, что город становится дружелюбным к людям без автомобиля, равным для всех. Но ведь сама основа, базис образа жизни без автомобиля — это движение пешком. От общественного транспорта, до него, просто без него. Современный автобус на выделенной полосе не станет привлекательнее автомобиля, если возможность дойти до него влечет как минимум дискомфорт, а как максимум риск для жизни и здоровья.
«А современный бульвар бесполезен, если по остальной части пешеходного маршрута идти просто страшно»
Требуется переосознать ценность пешеходных путей, понять, что они так же важны, как дороги, они должны быть целостными, связными, безопасными и комфортными, без препятствий, в любую погоду и любое время года и суток. От и до, в единой системе, по всему городу. И давно уже пора применять технологии по поддержанию тротуаров в надлежащем состоянии — без снега, льда, воды, грязи. Нужны стандарты, подобные аналогичным для проезжих частей. Не стоит надеяться, что пешком человек пройдет везде, — есть разные люди с разной степенью мобильности. А иначе единственной приемлемой концепцией жизни так и будет перемещение на автомобиле от дома до работы и обратно, без «выхода в город». И не помогут ни новые бульвары и скверы, ни новые автобусы и трамваи.
Согласны с автором?