Журналист 74.RU Ульяна Зайкова продала машину и стала пешеходом. Но прогулки по Челябинску скорее разочаровали ее, чем порадовали: куда не кинь взгляд — забитые автомобилями парковки и дороги. Как это исправить? Наш автор рассуждает в рубрике «Мнение».
Я люблю водить машину, очень надеюсь, что делаю это неплохо, и до недавнего времени, каюсь, была убежденной автомобилисткой. Если рассудить, это чистый кайф: в слякоть и снегопад, в жару и ветер садишься в чистый, приятно пахнущий салон, настраиваешь комфортную температуру, включаешь любимую музыку, ездишь своими излюбленными дорогами. Всё это еще приятнее, если живешь далеко от работы. Но недавно я стала пешеходом: продала автомобиль и теперь в основном передвигаюсь пешком (поверьте, решиться на это было непросто). Правда, Челябинск открылся для меня с новой, весьма неприятной стороны. Расскажу всё по порядку.
Даже будучи «автоледи» всегда считала, что машина — это что-то из разряда привилегии, за которую надо платить и даже больше — страдать. Раз ты отравляешь воздух выхлопными газами, раз являешься потенциальной угрозой, вот тебе налоги, вот неудобные парковки, штрафы, непредвиденные траты, поломки, сложности с ОСАГО и всегда такие несвоевременные ДТП.
«По-хорошему, водители должны быть изгоями в городе»
Когда начала ежедневно ходить по центру Челябинска, я вконец возненавидела автомобили. Где бы ты не шел, повсюду тебя окружают машины: вездесущие парковки заставлены в несколько рядов, тут же гудит восьмиполосный проспект Ленина, с ревом раненой медведицы набирает скорость маршрутка, так еще время от времени пешеходов с ног до головы обдает вонючим облаком отработанных газов вперемешку с пылью и частичками резины. Счастье, если тротуар вообще есть: местами он исчезает и приходится идти вдоль обледенелой обочины дороги, рискуя при любом неловком движении угодить под колеса.
Чаще всего стоянки в несколько раз больше пешеходных дорожек, и те, как на беду, выглядят точкой притяжения грязных, проржавевших, помятых корыт, безвозвратно уродующих виды города. С любой, пусть даже центральной улицы, хочется побыстрее сбежать и спрятаться в каком-нибудь безопасном уголке вместо того, чтоб смаковать прогулку, наслаждаться красивой архитектурой, устроить пробежку с утра или неспешно пить капучино где-нибудь на скамейке с подружкой. Но в Челябинске не гуляют, здесь устраивают чемпионаты по спортивной ходьбе! Кстати, может быть, именно из-за машин у нас нет красивых летников, как в Европе, когда просто посреди улицы аккуратно расставлены столики и стулья. У нас же вкапывают крытые веранды, почти не уступающие по монументальности обычным зданиям.
Я не набиваюсь в урбанисты, но скажу крамольную вещь, которую поняла, став пешеходом: въезд в центр надо ограничить — сделать платным, парковки сократить до минимума, наконец поставить паркоматы, дороги максимально сузить, на главных улицах оставить только такси и общественный транспорт (да-да, знаю, что пока с ним всё не очень хорошо, но так хоть стимул появится доводить его до идеала). Понятно, что это требует серьезных перемен — создание выделенок на каждой магистрали, обустройство велодорожек и приятных тротуаров, организация перехватывающих парковок и еще много чего. Конечно, всё это будет очень болезненно, и недовольные автомобилисты будут кричать на каждом углу о своих страданиях. Кому-то, возможно, даже придется переехать поближе к работе. Но в итоге всем станет хорошо.
Представьте, что вы выбрали офис рядом с домом (или дом рядом с офисом) и ходите туда пешком по широким благоустроенным тротуарам, вам не надо стоять в нескончаемых пробках и злиться на подрезающих вас лихачей. Вы не дышите выхлопными газами, рядом с домом у вас все необходимое: магазины, кофейни, спортзалы и так далее. Автомобиль остался только для загородных поездок. Поменяется стиль жизни. И, в конце концов, пешеходной в Челябинске будет не одна улица Кирова, а весь город.
Согласны с автором?