В трех кварталах на северо-западе Челябинска должникам по коммунальным платежам начнут отключать горячую воду. Это может коснуться жителей домов в микрорайонах 49Б, 49В и 45, которые находятся на балансе теплоснабжающей организации «ТСИ». Причина ограничений — долги населения, накопленные за один отопительный сезон, который завершился в мае 2023 года. На сегодняшний день общая сумма неуплаты составила 5 миллионов рублей.
Как ведется борьба с должниками? И правда ли низкая платежная дисциплина может повлиять на рост тарифов ЖКХ? Выяснили у директора теплоснабжающей компании «ТСИ» Артёма Третьякова.
«Долги есть в каждой десятой квартире»
Поставщики тепла предупреждают жителей Северо-Запада о том, что будут вынуждены приступить к отключению горячей воды в квартирах злостных должников. Процедура для неплательщика неприятная и плюс ко всему дорогостоящая. Для возобновления подачи ГВС нужно будет погасить задолженность, компенсировать ресурсоснабжающей организации затраты на монтаж и демонтаж заглушки. Средняя цена работ по отключению составляет 1000 рублей, и, соответственно, стоимость работ по возобновлению подачи ГВС — также около 1000 рублей. Кроме того, при проведении таких мероприятий без воды остается не только сам должник, но и все жители по стояку, по которому проходит отключение. Время работ занимает не менее получаса.
На сегодняшний день собственники каждой десятой квартиры в домах микрорайонов 49Б, 49В и 45 имеют просроченную задолженность, взысканную в судебном порядке. То есть на руках у тепловиков есть судебный приказ или исполнительный лист. Прежде чем идти на крайние меры, «ТСИ» пытается урегулировать вопрос путем переговоров. Как именно ведется работа с должниками в течение отопительного сезона?
Если рассылка СМС ни к чему не приводит
— Начнем с того, что в соответствии с действующим законодательством потребитель должен оплатить поставленное тепло до 10 числа месяца, следующего за месяцем оказания услуги. Если у потребителя есть долг за один месяц, мы напоминаем ему об этом через СМС-оповещение, — комментирует директор теплоснабжающей организации ООО «ТСИ» Артём Третьяков. — Если у потребителя накопилась задолженность от одного до двух месяцев, к СМС-информированию подключаются наши экономисты. Они связываются с должниками и выясняют причины игнорирования квитанций, а также предупреждают о последствиях несвоевременной оплаты коммунальных услуг. Причины просрочки выясняем для того, чтобы мы могли пойти навстречу людям в сложных ситуациях. Если у потребителя временные трудности, при этом он сам проявляет инициативу и обращается к нам с соответствующим заявлением о рассрочке платежа, подтверждая сложные обстоятельства, мы всегда готовы найти компромисс.
Порой жильцы уходят в минус по неуважительным причинам, говорят поставщики тепла. Иногда за пожилых собственников не платят их дети или внуки, хотя пенсионеры переводят им деньги на коммунальные расходы. Также с приближением праздничных дат наблюдается накопление задолженности. Долги за горячую воду и отопление могут копить арендаторы съемного жилья, когда собственник не контролирует платежи за содержание недвижимости и потребленные ресурсы.
Если экономисту «ТСИ» не удалось связаться с неплательщиком по телефону для выяснения причин, компания направляет письменное уведомление о задолженности. При критическом сроке свыше трех месяцев поставщик обращается в суд.
— Конечно, это процедура небыстрая. В общем она занимает 2–3 месяца. Зато довольно эффективная. Опять же, жаль, что потребитель зачастую просто не понимает, что при принудительном взыскании к сумме долга за коммунальные услуги добавится компенсация государственной пошлины и исполнительский сбор судебных приставов, — объясняет Артём Третьяков. — Судебные приставы производят аресты транспортных средств, недвижимого имущества, списывают денежные средства с банковских счетов и карт, удерживают денежные средства из зарплаты и пенсии должников, устанавливают запрет на выезд с территории РФ. Есть, конечно, и такие потребители, которые уже имеют целый список исполнительных производств. В отношении таких граждан в ближайшее время мы будем инициировать объединение всех исполнительных производств в одно сводное — для того, чтобы иметь возможность реализовывать имущество должника.
Долги выше — тарифы растут?
Поставщики ресурсов объясняют, что действия должников могут привести и к росту тарифов на поставляемое тепло. Из-за задолженности потребителей теплоснабжающая организация вынуждена брать кредиты для оплаты природного газа и электроэнергии, проведения планового обслуживания и ремонта оборудования. Следовательно, проценты за пользование кредитными средствами компании приходится включать в затратную часть тарифа согласно закону.
— Добавлю, что в силу действующего законодательства теплоснабжающая организация вправе включить в затратную часть тарифа свою дебиторскую задолженность — долги потребителей — в размере 2% от годовой выручки. То есть за счет неплательщиков может увеличиться сам тариф. Вот почему рост задолженности за тепло — это плохая тенденция и для теплоснабжающих организаций, и для их потребителей, — резюмирует директор ООО «ТСИ» Артём Третьяков.
Жителям Челябинска рекомендуют проверить свои счета, чтобы не остаться без горячей воды. Следить за новостями теплоснабжающей организации «ТСИ» можно на сайте www.tsi174.ru или в соцсетях, где регулярно публикуется свежая информация для потребителей. Телефон по вопросам начисления и оплаты услуг: 8 351 214-17-10.
ООО «ТСИ». www.tsi174.ru.