Как только человек приезжает в Челябинск, ему говорят: «Иди на Кировку». Только не все знают, что на площади Революции улица не заканчивается, а неожиданно возникает уже за драмтеатром. В той части ее населяют не милые исторические особнячки, а кустарные автомастерские, склады, гаражи, хлам и объект культурного наследия — заброшенный элеватор. Уже давно чиновники говорят о планах превратить трущобы в центре города в место притяжения горожан. Были эскизы, слушания, заявления, но воз и ныне там. Мы отправились к элеватору, чтобы понять, что там происходит сейчас.
Эта территория существует как зона отчуждения: многие знают про элеватор, даже как-то туда забредали ради фоток. И всё. Будто нет 15 гектаров со стоянками, складами, помойками под боком у министерств и мэрии.
При въезде в «зону» с улицы Елькина вас встречают автомойка, шиномонтажка, тут же какой-то авторазбор. По обочинам заасфальтированной дороги растут репьи, кривые сорные клены. Сначала встречаются ржавые переполненные мусорные баки. А дальше и их нет — бутылки из-под пива, покрышки, строительный мусор валяются прямо у стен неказистых строений.
Здание элеватора частично огорожено двухметровым бетонным забором. Поверху — колючая проволока. Обычно при попытке пролезть к объекту культурного наследия выбегает охранник. Зная это, мы выбрали другой путь, чтобы посмотреть, что там сейчас внутри.
Возле больших боксов стоит трактор. Рядом с ним на корточках мужчина с кряхтением разбирает щетку. Это Фаил, он по заявкам выезжает на подметание городских парков.
— Я тут кто? Никто, простой рабочий, мое слово маленькое. Хорошо было б, если парк построили для детей, чтобы они тут играли, развлекались. Историческую эту сохранить надо (мотает головой на элеватор. — Прим. ред.). Главное, чтобы тут не дома, не стоянки строили. Вот бы посадили что — саженцев в городе маловато, где гулять — тоже маловато, — Фаил не отрывается от работы. — Элеватор не надо рушить. Раньше же не было компьютеров, думали мозгами. Деды думали, строили, а сейчас не уважают этого и рушат. Может, из него музей бы сделать... Не рушить, восстановить. Но мы никто, кто ж нас спросит? Если захотят сделать — сделают.
Днем тут пустынно — все сидят в гаражах, работают. Продавец магазина автодеталей крякает, с вопросами о грядущей реновации советует обратиться к арендодателю и уходит. «Зона» пестрит большими выцветшими баннерами: «ремонт», «запчасти», «заправка кондиционеров».
Идем дальше. Шлагбаум. Пустая собачья будка, пустая миска, грязный коврик. Сторожка, собранная из профнастила. Из нее выходит крепкий мужчина в очках. Это Виталий, он здесь работает охранником уже много лет. Говорит, что не будет переживать, если тут всё прикроют: его на работу уже никто не возьмет, но пару лет постоит на бирже труда, а потом со спокойной душой — на пенсию.
— Котова подписала же (имеет в виду решение о реновации «зоны». — Прим. ред.), а тут СВО! Силы какие надо бросить, чтобы воевать: один раптор — миллион! Не знаю [реновируют ли]... Москвичи приезжали года три назад, элеватор смотрели. Посмотрели, вроде всё окей, окей. Они тут в белых галстуках прошлись, уехали в аэропорт и улетели, — рассказывает Виталий. — Разговаривают-то с директорами, а мы — маленькие люди, нам сказали — сидим и охраняем. Говорили вроде, что переезжать будем, а всё работаем.
Обещали-обещали, а ничего не сделали, говорит Виталий.
— Недалеко был склад, его снесли, дом поставили — на этом реновация и закончилась. А, и дальше строили — танковое училище снесли. Вот тут еще склад был двухэтажный, из подвала, когда сносили, крысы пошли, собакам спать не давали, — кивает в сторону новых домов охранник.
Виталий вспомнил, как в 2015 году элеватор горел — он тогда на дежурстве был. Огонь с удовольствием пожирал зерновую шелуху и хлам — пламя до самого верха было. Считает, что здание, конечно, трухлявое, но сносить его нельзя — надо восстанавливать:
— По идее, здесь должны что-то сделать: расширение Парка Пушкина, тропинки, велосипедные дорожки. Деревья, но не такие, — показывает он на старый клен.
Коллега-охранник ловко подтянул какую-то веревочку, что-то щелкнуло — шлагбаум поднялся: скоро люди по домам поедут. И поддакнул:
— Вот сделали бы тут музей. Или кафе с ресторанами. Смотровую площадку… Я бы с внуками ходил. Можно же что-то придумать. Но это надо всё очистить — в такой-то сарай никто не поедет, — уточнил мужчина.
Оказалось, в «зоне» есть и кафе — там обедают работники складов и гаражей. Управляющая Ольга поначалу напряглась, мол, если территорию реновируют, то и заведения не будет, а оно ей надо? Но по элеватору мнение однозначное:
— Его надо сохранить! Сюда много людей приезжает сфотографироваться. Если его реставрируют и сделают красоту, то это будет хорошо. Его нельзя убирать ни в коем случае! — уверена Ольга.
В гараже — салоне тюнинга — стоит блестящая, как в рекламе, машина. Два голых по пояс парня рассказывают, что на фоне элеватора иногда и правда снимают тачки для рекламных роликов: заброшенная зона выгодно подчеркивает их работу. По мнению ребят, элеватор тут не нужен — трухлявый, дороже будет восстанавливать; разве что окна ему красным подсветить: «Прикольно». Считают, что тут давно всё пора снести и нормальное что-то построить, а они на Северо-запад переедут — там клиентов больше.
Среди длинных рядов складов ходят люди в ярких жилетках. Группа из семи человек сидит в самодельной беседке, курят. Отвечают хамовато:
— Первый день тут. Все вопросы к арендодателю. Контакт его? Ага, а номер президента не надо?
Там же, на неприглядной части улицы Кирова, в тени огромных елей можно найти памятник работникам элеватора, погибшим в Великой Отечественной войне. У плиты с фамилиями покачиваются тряпичные нарциссы.
В «зоне» время остановилось, тут годами ничего не меняется. Единственное, стало чуть светлее — льется свет из окон ЖК «Пушкинский». Сколько здесь еще простоят бетонные заборы и приземистые склады, никто не знает.
В администрации Челябинска уточнили, что договор о комплексном развитии территории ни с кем не заключали.
— В настоящий момент рассматривается вопрос об увеличении границ КРТ и ведется работа по установлению всех объектов недвижимости и их правообладателей на вышеуказанной территории, — прокомментировали в мэрии.
Всего на этой территории около 50 собственников. Самой большой долей владеет директор ООО «Треол» Игорь Баймаков. Мы пытались с ним связаться, чтобы узнать, какие предложения поступали ему от администрации города. Однако он был, по словам секретаря, «в командировке до конца недели», а на следующей снова куда-то уехал.
В мэрии сообщили, что, когда уладят все дела с собственниками, в договор о КРТ обязательно внесут пункт о сохранении элеватора — согласно закону. Договор на семь лет подпишут с компанией, которая победит в торгах.