Сегодня мы начинаем новый проект о городе — «Изнанка Челябинска». В нём покажем оборотную сторону известных, культовых домов. Гуляем по дворам, скрытым от глаз прохожих, и смотрим, достойна ли изнанка парадных фасадов. Начать решили со здания на площади Революции, которое часто называют «дом-корабль». Все его видели, но мало кто бывал во дворе этого фундаментального сооружения. Предлагаем вам небольшую виртуальную экскурсию.
История дома
У знаменитого дома на площади много имен: «дом-корабль», «дом-квартал», «дом железной дороги». Квартиры в нём выдавали начальникам управления железной дороги, партийным работникам, представителям интеллигенции — ученым, врачам, писателям. Знаменитый дом строили с 1951 по 1956 год. Авторами проекта были Евгений Александров и Яков Израилев. Изначально центральный корпус здания предполагался двенадцатиэтажным с боковыми семиэтажными секциями. Однако развернувшаяся в середине 1950-х борьба с архитектурным излишествами заставила скорректировать проект «дома-корабля». Фасад здания урезали — убрали шпиль, башенки, лепнину и три этажа. В итоге получился единый архитектурный комплекс, напоминающий крепость, со зданием управления местной железной дороги.
В 1990-е мэр Челябинска Вячеслав Тарасов пытался возродить идею достроить «дому-кораблю» три этажа. Сохранились чертежи, и еще был жив архитектор Евгений Александров. Все условия позволяли реанимировать когда-то загубленный проект 1950-х годов. Фундамент дома заложили для первоначального проекта. Первый и второй этажи здания выполнены из мощных бетонных блоков, и толщина их стен — около метра, но в последний момент жители дома отказались. Их можно понять, мало кому захочется, чтобы над их головой развернулось масштабное строительство.
Сейчас «дом-корабль» состоит из трех секций. Вместе с соседними зданиями внутри они образуют двор-колодец. Квартиры в легендарном доме с красивым адресом: площадь Революции, 1 просторные, средняя площадь — 80 квадратных метров, с высокими потолками. В советское время получить жилплощадь в этом доме считалось очень престижно, впрочем, как и сейчас.
Патриоты, гаражи и котики
Проходы во двор со всех сторон закрыты железными воротами. Попасть в него можно, только если тут живет ваш знакомый, ну еще можно бегом за проезжающей машиной или в открытую жильцом калитку. Мы воспользовались последним вариантом. Первое, на что обращаешь внимание, это лепнина на арке, будто корабельные канаты и трюмы. Кажется, далеко не все «буржуазные излишества» удалось вычистить коммунистам середины 1950-х.
В самом центре двора находится причудливое двухэтажное строение с мостиком-переходом в «дом-корабль». В нём еще с советских времен находится собственная котельная, а на нулевом этаже — подземные гаражи. Правда, стоянка там далеко не для всех жильцов, а только для «избранных».
Игровая площадка усеяна детскими игрушками. Местные привыкли, что посторонние люди здесь редкость, ничего не убирают и не прячут. А еще во дворе много кошек. Всё как-то очень по-домашнему.
Внутренний фасад «дома-корабля» на удивление тоже аккуратно отреставрирован, а вот его ближайшим соседям — «сталинкам» — повезло гораздо меньше. В одном дворе — яркие контрасты.
Со стороны улицы Цвиллинга в «доме-корабле» расположены кафе и рестораны. В теплые дни прогулки по двору позволяют увидеть изнанку ресторанного бизнеса. Двери запасного выхода здесь зачастую открыты, а сотрудники коротают свое обеденное время во дворе.
«Весь двор держит в порядке»
На наших глазах двое пьяных парней с полторашкой пива проходят через середину двора и присаживаются у подъезда на лавочку. Начинаются неторопливое распитие и пьяные разговоры. Через минуту их уже обступают местные жители и начинают прогонять.
— Вы здесь пить не будете, уходите, — заявляет громким голосом женщина с собакой. — Мы вам пить здесь не дадим. Встали и вышли отсюда!
Выпивохи, осознав, что расслабиться им тут не дадут, решили не связываться и нехотя побрели со двора.
— Это наша старшая по дому, с собачкой, — объяснила нам 88-летняя жительница дома-корабля Галина Ефремовна. — Она весь двор держит в порядке. Благодаря ей у нас здесь такой порядок и чистота. Спасибо ей большое.
Галина Ефремовна живет в «корабле» с 1973 года. Еще 16-летней девушкой она приехала работать в вагонное депо из деревни Чернявская. Работа ее была крайне ответственной и тяжелой. Хрупкая девушка в послевоенные годы проверяла состояние поездов, меняла воздухораспределители. В разных структурах железной дороги женщина отработала 50 лет. Квартиру в «доме-корабле» выдали ее мужу, тоже сотруднику железной дороги, с которым Галина Ефремовна познакомилась, когда тот приехал на практику в Челябинск.
— Приехал из Белоруссии студент на практику, — рассказывает Галина Ефремовна. — Приглядел меня, всё ходил за мной. Я в деревне была воспитана, мы мужчин боялись. Как-то следом за мной шел, завязал разговор и уехал к себе в Белоруссию. Потом звонит мне по телефону и спрашивает: «Ты согласна выйти за меня замуж?» Я-то думала, он шутит, и ответила: «Согласна». А он и приехал!
Галина Ефремовна поехала за советом к маме в деревню. Мама ответила, что нужно соглашаться.
— «Ах, какой парень, да я и корову продам, но свадьбу сделаю!» — сказала мама, — вспоминает Галина Ефремовна. — Через трое суток нас зарегистрировали. А потом по его просьбе мужа отправили на работу в Челябинск.
Муж Галины Ефремовны начинал в Челябинске с дежурного по станции, а потом дорос до заместителя по безопасности движения поездов. В 1973 году ему дали здесь квартиру. У них родилось двое детей. В 69 лет муж скончался, а Галина Ефремовна продолжает гулять во дворе «корабля».
«Товарищ бизнесмен купил»
До того как поставили калитку, еще 15 лет назад, двор «дома-корабля» был похож на общественный туалет и место для уличных драк.
— Пили, гуляли, дрались — всё было здесь, — говорит пенсионерка Галина Ефремовна. — Тут был проходной двор. Приходили на демонстрации и устраивали у нас во дворе туалет. Двор здесь открытый невозможно оставить.
По словам пенсионерки, за квартиры в их доме идет жесткая конкуренция. Каждый хочет купить освободившуюся жилплощадь.
— Подо мной освободилась одна квартира, и тут же товарищ бизнесмен купил ее и объединил со своей, — рассказывает Галина Ефремовна. — Получилось у него, что купил половину площадки этажа. Каждая квартира в районе 80 квадратных метров. Хорошая жилплощадь — 140–160 метров. И без конца ходят и спрашивают, не продает ли здесь кто квартиру.
Жители «дома-корабля» благодарны городским властям за благоустройство сквера на площади Революции. По их словам, в последние годы тут навели порядок.
— Когда пришла мэр Котова, в сквере наконец-то навели порядок, — утверждает Галина Ефремовна. — Раньше там чего только не было — драки, пьянки, мусор. Но теперь утром как не зайдешь, постоянно убирают всё, а по вечерам там часто дежурит полиция. Нам тут стало спокойней.
Напомним, капремонт этого монументального здания, «дома-корабля», вызывал немало вопросов у горожан.