RU74
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Челябинске
Погода

переменная облачность, без осадков

ощущается как -3

0 м/c,

747мм 74%
Подробнее
5 Пробки
USD 100,22
EUR 105,81
Город Культура Новый облик Челябинска хроника От небоскреба до руин: как челябинский элеватор вошел в топ самых жутких мест России

От небоскреба до руин: как челябинский элеватор вошел в топ самых жутких мест России

Рассказываем историю мрачноватого, но невероятно стильного здания в центре города

Элеватор — мрачное сооружение в центре Челябинска. Но таким он был не всегда

Челябинский элеватор — 40-метровый призрак здания: с выбитыми стеклами, бетонным забором с колючей проволокой. Такая местная страшилка. Которая несмотря на разруху не потеряла шика. Давайте посмотрим, как элеватор выглядел сто лет назад, зачем его построили в центре города, почему в нем помимо хлеба хранили золото и какие планы на него сейчас.

Элеватор в стиле модерн находится в своеобразной «зоне отчуждения» среди складов и кустарных автомастерских, на улице Кирова, 130в/3. В 350 метрах от администрации города. И, конечно, когда мы говорим, что его возводили в центре — лукавим, ведь тогда пятачок рядом с нынешним садом Пушкина был окраиной.

Это сейчас элеватор находится в центре города (среди гаражей и складов)

Речь о строительстве зернохранилища пошла в 1911 году. Но началось всё еще за два десятилетия до этого. В 1886 году в Российской империи ввели железнодорожный тариф на провозку зерна и муки из Сибири в западную часть — дешевый хлеб с востока раскачивал экономику. Тогда Челябинск на Транссибирской магистрали стал перевалочным пунктом — «Воротами в Сибирь». Чтобы избежать своеобразной пошлины внутри страны, уральцы и сибиряки начали перемещать мукомольные предприятия в Челябинск. Город превратился в крупнейший центр хлеботорговли, а за бурный рост и атмосферу наживы его прозвали «Заураль­ским Чикаго». Благодаря этому и сельскохозяйственным реформам Петра Столыпина возникла товарная биржа, которая занимала среди городов Зауралья и Сибири первое место по обороту хлебных сделок: товар распределяли не только внутри страны, но и за границу.

Это фрагмент плана Челябинска 1910 года. Для строительства элеватора выделили участок на три десятины — примерно 3,3 гектара

Россия должна была стать «хлебной державой». Для этого в империи с 1911 года строили сеть крупных элеваторов: для сбора, хранения и транспортировки зерна. В 1914 году в Челябинске выделили три десятины земли (около 3,27 гектара) на окраине города. За год до этого город потерял статус единственных «ворот в Сибирь», потому что построили новую железнодорожную ветку из Екатеринбурга в Омск через Тюмень.

Элеватор решили строить по типовому проекту заволжского инженера Константина Жукова. Его пригласили в Челябинск. Он же в последствии следил за его оснащение передовым оборудованием.

Константин Жуков был одним из основных специалистов по строительству элеваторов в начале прошлого века

За два года элеватор построили — он стал практически небоскребом для низкоэтажного Челябинска. Запустили его в 1919 году, после революции. Здесь было самое современное оборудование.

Внутри элеватора шесть этажей, еще один — под землей. Проектная мощность — 500 тысяч пудов (примерно 8,2 тысячи тонн)
Так элеватор выглядел в 1917 году, еще до запуска. Зернохранилища, похожие на крылья, были деревянные, а центральная часть — железобетонная

После революции элеватор национализировали, Наркомпрод использовал его как хранилище. Реально жернова заработали в 1924 году, после того как предприятие перешло в руки Государственного банка.

Зерно принимали не только с телег, но и с вагонов. Они проезжали здание насквозь — в первом этаже были предусмотрены для этого арки

По словам краеведа Юрия Латышева, некоторое время в подвалах элеватора хранился золотой запас России, который вывезли из Самары в 1918 году. Кто-то это называет историями про золото Колчака.

Так выглядел южный фасад элеватора в 1925 году
Это красный обоз Канашевского сельсовета Миасского районного исполнительного комитета у челябинского элеватора в 1929 году. На плакате: «Весь хлеб на госзаготовитель. Пункты ни одного фунта кулаку-спекулянту» и «Мы трудовое казачество канашевского с/с за индустриализацию СССР. И за укрепление боеспособности нашей советской страны. Да здравствует союз трудового казачества с рабочим классом».
Элеватор мог выгружать до 4000 пудов в час (65,5 тонны), а загружать по 2000 пудов с подвод и вагонов. Фото 1929 года
Хлеб доставляли на обозах. Постепенно рядом со зданием элеватора появился рынок и поселок, в котором жили работники предприятия. Фото сделано в 1933 году
40-метровый элеватор в начале XX века был самым высоким зданием города

Элеватор работал по своему прямому назначению до 90-х годов. С тех пор — больше 30 лет — стоит заброшенным.

После того как элеватор перестал работать, еще какое-то время у него сохранялись деревянные «крылья»-хранилища. На этом фото он уже соседствует с драмтеатром
На снимке 2000 года один флигель еще был на месте

В нулевых элеватор лишился «крыльев», сохранилась только центральная часть из железобетона. Его останки стали местом притяжения для фотографов и экстремалов.

В мае 2015 года элеватор занял вторую строчку рейтинга «Заброшенная Россия: топ-7 самых жутких мест», которую составили для иностранцев журналисты международного проекта «Российской газеты» Russia Beyond the Headlines (RBTH). А в августе того же года там произошел пожар — вспыхнул мусор от деревообрабатывающего производства, которое когда-то там работало. В декабре здание получило статус объекта культурного наследия.

Очевидцы рассказывают, что пламя было очень мощным

За более чем 30 лет чего только не предложили сделать с элеватором. Например, сразу после пожара хотели там разместить торговый центр, даже эскиз нарисовали.

В 2015 году, после пожара, элеватор предлагали привести в порядок и разместить в нем торговый центр

В 2021 году в Челябинске определили первые площадки для реновации — снос старых строений и возведение новых, облагораживание территории. В пилотный проект попал и участок с элеватором. По задумке мэрии, склады вокруг него нужно снести, элеватор реставрировать, а из территории сделать точку притяжения для горожан. Есть одно «но». Собственник.

Владеют зданием и большей частью прилегающей территории со складами компании «Мороз и К» и ООО «Треол». Редакции не удалось связаться с их директором и соучредителем Игорем Баймаковым, чтобы узнать планы на площадку в центре города. В приемной руководителя утверждают, что его нет на месте (никогда, кажется). Администрация за три с половиной года с мертвой точки тоже не сдвинулась — договор так и не заключили, хотя там уверены, что это получится сделать. Сроков не называют.

— В случае отсутствия согласия на заключение договора о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей хотя бы одного из собственников земельных участков и (или) объектов недвижимости, расположенных на них, данные земельные участки и объекты недвижимости будут изъяты для муниципальных нужд путем предоставления их собственникам компенсационной выплаты в денежной форме по результатам оценки, проведенной независимой оценочной организацией.

В 2009 году внутри элеватор выглядел так
Вид с высоты должен быть невероятный (если смотреть не в сторону складов)

ООО «Мороз и К» и ООО «Треол» зарегистрированы в 2002 году в Челябинске. По данным сервиса «Контур.Фокус», директором обеих компаний является Игорь Баймаков, их учредители пересекаются: в «Мороз и К» — Галина Ленкевич (30 %), Александр Левит (30 %), Игорь Баймаков (30 %), Светлана Кузенкова (10 %); в «Треол» — Галина Ленкевич (50,7 %), Елена Баймакова (33,3 %), Александр Левит (16 %). В «Мороз и К» выручка на конец 2022 года составила 12,7 миллиона рублей, а чистая прибыль — 1,5 миллиона; в «Треол» выручка — 9,1 миллиона, чистая прибыль — 1,6 миллиона. За последние два года театр драмы Наума Орлова и театр кукол заплатили «Мороз и к» 1,16 миллиона рублей за аренду складов.

В январе 2024 года элеватор выглядит так
Это главный — северный — фасад, который смотрит на север, в сторону площади Революции и администрации города
На самом верху еще сохранилась надпись «Челябинский элеваторъ государственнаго банка»
Из акта государственной историко-культурной экспертизы: «Ограждение балкона, выполненное в бетоне, состоит из деталей, представляющих декоративный растительный орнамент в стилевых формах модерна»
Здесь отчетливо сохранились следы копоти после пожара
В верхние этажи элеваторы попадает много света
Наверху — башенки с окнами. Они выполнены в стилевых формах модерна, «обладают изяществом конструкций»
На месте флигелей-зернохранилищ остались лишь ячейки
На крыше элеватора за годы запустения поднялась поросль
Боковые фасады усложнены ризалитами — вертикальными «колоннами»
Сейчас территория закрыта. Здесь паркуют машины
Челябинские краеведы в марте 2022 года успели снять элеватор с квадрокоптера (сейчас такие устройства нельзя поднимать в воздух)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
130
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Так извратить поручение президента надо уметь»: эксперт — о списке «отечественных» машин для чиновников
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления