Челябинский элеватор — 40-метровый призрак здания: с выбитыми стеклами, бетонным забором с колючей проволокой. Такая местная страшилка. Которая несмотря на разруху не потеряла шика. Давайте посмотрим, как элеватор выглядел сто лет назад, зачем его построили в центре города, почему в нем помимо хлеба хранили золото и какие планы на него сейчас.
Элеватор в стиле модерн находится в своеобразной «зоне отчуждения» среди складов и кустарных автомастерских, на улице Кирова, 130в/3. В 350 метрах от администрации города. И, конечно, когда мы говорим, что его возводили в центре — лукавим, ведь тогда пятачок рядом с нынешним садом Пушкина был окраиной.
Речь о строительстве зернохранилища пошла в 1911 году. Но началось всё еще за два десятилетия до этого. В 1886 году в Российской империи ввели железнодорожный тариф на провозку зерна и муки из Сибири в западную часть — дешевый хлеб с востока раскачивал экономику. Тогда Челябинск на Транссибирской магистрали стал перевалочным пунктом — «Воротами в Сибирь». Чтобы избежать своеобразной пошлины внутри страны, уральцы и сибиряки начали перемещать мукомольные предприятия в Челябинск. Город превратился в крупнейший центр хлеботорговли, а за бурный рост и атмосферу наживы его прозвали «Зауральским Чикаго». Благодаря этому и сельскохозяйственным реформам Петра Столыпина возникла товарная биржа, которая занимала среди городов Зауралья и Сибири первое место по обороту хлебных сделок: товар распределяли не только внутри страны, но и за границу.
Россия должна была стать «хлебной державой». Для этого в империи с 1911 года строили сеть крупных элеваторов: для сбора, хранения и транспортировки зерна. В 1914 году в Челябинске выделили три десятины земли (около 3,27 гектара) на окраине города. За год до этого город потерял статус единственных «ворот в Сибирь», потому что построили новую железнодорожную ветку из Екатеринбурга в Омск через Тюмень.
Элеватор решили строить по типовому проекту заволжского инженера Константина Жукова. Его пригласили в Челябинск. Он же в последствии следил за его оснащение передовым оборудованием.
За два года элеватор построили — он стал практически небоскребом для низкоэтажного Челябинска. Запустили его в 1919 году, после революции. Здесь было самое современное оборудование.
После революции элеватор национализировали, Наркомпрод использовал его как хранилище. Реально жернова заработали в 1924 году, после того как предприятие перешло в руки Государственного банка.
По словам краеведа Юрия Латышева, некоторое время в подвалах элеватора хранился золотой запас России, который вывезли из Самары в 1918 году. Кто-то это называет историями про золото Колчака.
Элеватор работал по своему прямому назначению до 90-х годов. С тех пор — больше 30 лет — стоит заброшенным.
В нулевых элеватор лишился «крыльев», сохранилась только центральная часть из железобетона. Его останки стали местом притяжения для фотографов и экстремалов.
В мае 2015 года элеватор занял вторую строчку рейтинга «Заброшенная Россия: топ-7 самых жутких мест», которую составили для иностранцев журналисты международного проекта «Российской газеты» Russia Beyond the Headlines (RBTH). А в августе того же года там произошел пожар — вспыхнул мусор от деревообрабатывающего производства, которое когда-то там работало. В декабре здание получило статус объекта культурного наследия.
За более чем 30 лет чего только не предложили сделать с элеватором. Например, сразу после пожара хотели там разместить торговый центр, даже эскиз нарисовали.
В 2021 году в Челябинске определили первые площадки для реновации — снос старых строений и возведение новых, облагораживание территории. В пилотный проект попал и участок с элеватором. По задумке мэрии, склады вокруг него нужно снести, элеватор реставрировать, а из территории сделать точку притяжения для горожан. Есть одно «но». Собственник.
Владеют зданием и большей частью прилегающей территории со складами компании «Мороз и К» и ООО «Треол». Редакции не удалось связаться с их директором и соучредителем Игорем Баймаковым, чтобы узнать планы на площадку в центре города. В приемной руководителя утверждают, что его нет на месте (никогда, кажется). Администрация за три с половиной года с мертвой точки тоже не сдвинулась — договор так и не заключили, хотя там уверены, что это получится сделать. Сроков не называют.
— В случае отсутствия согласия на заключение договора о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей хотя бы одного из собственников земельных участков и (или) объектов недвижимости, расположенных на них, данные земельные участки и объекты недвижимости будут изъяты для муниципальных нужд путем предоставления их собственникам компенсационной выплаты в денежной форме по результатам оценки, проведенной независимой оценочной организацией.
ООО «Мороз и К» и ООО «Треол» зарегистрированы в 2002 году в Челябинске. По данным сервиса «Контур.Фокус», директором обеих компаний является Игорь Баймаков, их учредители пересекаются: в «Мороз и К» — Галина Ленкевич (30 %), Александр Левит (30 %), Игорь Баймаков (30 %), Светлана Кузенкова (10 %); в «Треол» — Галина Ленкевич (50,7 %), Елена Баймакова (33,3 %), Александр Левит (16 %). В «Мороз и К» выручка на конец 2022 года составила 12,7 миллиона рублей, а чистая прибыль — 1,5 миллиона; в «Треол» выручка — 9,1 миллиона, чистая прибыль — 1,6 миллиона. За последние два года театр драмы Наума Орлова и театр кукол заплатили «Мороз и к» 1,16 миллиона рублей за аренду складов.