Рынок «Восточный город» в центре Челябинска минувшей зимой пережил крупный пожар. Огонь уничтожил часть торговых рядов и крышу. Прошло полгода, но, кажется, к восстановлению площадки даже не приступали. Во всяком случае, крыши до сих пор нет. Зато торговля идет полным ходом. Товар завезен, а покупателей заманивают всеми способами — предлагают и «западные» бренды, и «моментальные» скидки на них. Открыты на рынке и к приходу новых арендаторов (мы под видом продавца узнали все условия). Чем живет «Восточный город» и почему не видит причин уступать более цивилизованным конкурентам — в репортаже 74.RU.
«Везем из Свердловска, Москвы». Что предлагают покупателю
Со стороны улицы Братьев Кашириных рынок выглядит, мягко говоря, непримечательно. Обгоревший «скелет» крыши до сих пор ничем не прикрыт и виден издалека.
Довольно большая часть рынка, пострадавшая от пожара, пустует. Она огорожена, но пройти туда можно без проблем. Правда, вряд ли нужно — на площадке остались лишь горы арматуры, старые покрышки и мусор.
Ряды, до которых огонь не дошел, работают так, будто ничего не было. Кажется, самый популярный товар — кроссовки. С логотипами известных брендов, разумеется. Вот разговор с одним из продавцов, назовем его Рустам. Типичный диалог для любого рынка, на самом деле.
— Смотри, брат, «Ассиксы», «Найки»… Тебе какие нравятся?
— А они оригинальные?
— Нет, брат. Но качество-то хорошее. Оригинал — 7–8 тысяч стоит, а эти за 2,5 тысячи отдам.
— А они хорошо проклеены? Следы клея вот тут видно.
— Отвечаю, качественные. Я сам ношу! Смотрю, ты сам хорошие кроссовки носишь. Эти еще лучше.
С Рустамом удалось поговорить и на отвлеченные темы. Например, про последствия пожара. По его словам, владельцам сгоревших точек хозяева рынка обещали возместить стоимость уничтоженного товара. Но этого до сих пор не произошло.
— Там минимум 30 точек сгорело. Им говорили, что будут оплачивать 100 процентов сгоревших вещей. Ну, вот ждут. У меня-то точку бог сохранил, — говорит торговец.
Зато, по словам Рустама, погорельцам предложили 50-процентную скидку на аренду.
В уцелевших лавках после пожара ситуация тоже ухудшились, делится продавец: во время дождей вода из-за оголившейся крыши попадает на неповрежденную часть рынка. Администрация обещала провести ремонт, но пока подвижек нет.
Только выходим от Рустама — тут же подбегает другой продавец и предлагает кроссовки «намного круче» и по цене на 500 рублей ниже. Но скидка действует только если покупаешь прямо сейчас. «Еще похожу, посмотрю» тут не работает — такие законы рынка. Производства какой страны эта обувь — неизвестно:
— Бог его знает, братишка. Мы сами их везем из Свердловска, Москвы… Может, китайские, а, может, тут где-то в подвалах делают.
В общем, пользуясь такими ситуативными скидками в нескольких следующих лавках, получилось дойти до цены в тысячу рублей за пару кроссовок. Да еще и с 14-дневной гарантией, заверенной словами: «Честное слово, братан».
Помимо кроссовок, ходовой товар — футболки и спортивные штаны. Система скидок от точки к точке аналогичная. Футболки с надписями, которые, кажется, потрескаются после первой стирки, стоят в среднем 700 рублей. Спортивки — чуть больше тысячи.
Когда ходишь между рядов, возникает странное ощущение. Вещами забит каждый угол, арендованы почти все точки, но покупателей при этом почти нет. Продавцы говорят, что так только в будни, по выходным народу больше.
К слову, «внутреннюю кухню» торговцы раскрывать не стесняются. Говорят, аренда стоит примерно 20 тысяч рублей в месяц. Но за подробностями отправляют в администрацию рынка. Зная, что в «Восточном городе» не сильно любят общаться с журналистами, мы представились начинающими перекупщиками китайской одежды и узнали условия, на которых пускают продавцов.
«Если бы не было выгодно, они бы торговали?» Что предлагают арендаторам
Попасть в администрацию рынка оказалось на удивление просто — кабинет находится на первом этаже в здании гостиницы «Мираж». Это напротив органного зала «Родина». Так же легко можно напроситься на экскурсию по «Восточному городу» — достаточно сказать, что хочешь взять в аренду точку.
Представитель администрации подтвердил, что зона, где был пожар, сейчас недоступна. Говоря об остальных боксах, он предупредил о непростых условиях: «Работать придется на улице — сами понимаете».
В другие детали он вдаваться не стал и передал нас Екатерине — помощнику директора, отвечающей за работу с арендаторами.
Екатерина уточнила, что сейчас заняты почти все имеющиеся места. Несколько свободных осталось между лавками местных старожилов.
— Примерно 37 тысяч — это была базовая стоимость точки за месяц. Она такая была 10 лет назад. Поскольку торговля сейчас хуже и народу меньше, мы от этой стоимости всем считаем скидку 40–50 процентов. То есть, итоговая цена — около 20 тысяч, — рассказала Екатерина.
Нам, как новичкам, предложили дополнительную скидку — первые несколько месяцев цена аренды может быть меньше 18 тысяч. А за первые пару недель, пока точка будет обустраиваться, денег вообще не возьмут.
Чтобы обставить лавку — сделать стеллажи, установить двери и прочее — нужно разом вложить около 20 тысяч, считает Екатерина. В дальнейшем, помимо платы за аренду, расходы будут минимальные — только оплата электроэнергии по счетчикам. Как правило, выходит не больше 1 тысячи за точку.
Если арендатор решил взять одно место, а потом захотел расширяться, то на второе место дают скидку 50 процентов.
— Арендаторы обычно берут два контейнера. У них же скидка за второй. Им это выгодно, — поделилась Екатерина.
Она достаточно откровенно говорит о прибыльности работы на рынке:
— У кого-то вообще все хорошо, у кого-то — плохо. Но вы же молодые — можете загружать свои товары нам на страницу во «ВКонтакте», мы вам дадим пароль. Денег за это не берем. Вон, на входе точка у отца и двоих его сыновей. Там парнишки молодые, они себе типа интернет-магазина сделали. У них все шикарно.
Пока мы общались, мимо не прошло ни одного посетителя. Екатерина заверила, что по вечерам и особенно в выходные люди приходят. Но тут же с грустью в голосе добавила:
— Сейчас везде так. Вы думаете, где-то лучше? Но у нас-то аренда вменяемая. Вот на «Зеленом рынке» вообще торговли нет. А в торговых комплексах аренда бешеная — тысяч по 50, а, может, и больше.
В целом, по словам помощника директора, при желании можно до сих пор неплохо зарабатывать, торгуя на рынке. Все местные продавцы — тому подтверждение.
— Если бы не было выгодно, думаете, они бы торговали тут? Вы же понимаете, что не бывает такого, чтобы работники торговли трудились себе в убыток. Это же смешно, — считает Екатерина.
Неожиданно она поделилась планами по развитию рынка. Заверила, что сгоревшую часть сейчас использовать нельзя. «Скелет», на котором крепилась крыша, хоть и сохранился, но может быть критически поврежден.
Крышу планируют починить, но конкретных сроков нет. Торговцам, у которых были точки в ныне заблокированной зоне, обещают вернуть прежние места.
Летом 2022 года мы уже делали репортаж из «Восточного города». Если вы посмотрите те фотографии, то увидите, что изменений по сравнению с сегодняшними снимками почти нет. Подобные рынки с китайской одеждой и самодельными ширмами вместо примерочных кажутся пережитками прошлого. Особенно странно видеть такой рынок в центре города. Но, похоже, «Восточному городу» не страшны ни годы, ни страшные происшествия.
Напомним, пожар на рынке начался вечером 19 января и развивался очень стремительно. По данным МЧС, изначально площадь пожара оценивали в 200 квадратов, затем — в 1200. Возгорание локализовали к 20:42. Мы подробно рассказали об этом ЧП в онлайн-репортаже. Двум работникам рынка потребовалась помощь врачей.
Так выглядел «Восточный город» на следующее утро после пожара, а вот что нам рассказали торговцы, которые понесли колоссальные убытки.