
Верховный суд встал на сторону 95-летней жительницы Челябинска Надежды Татаренко, которая треть жизни проработала на заводе по обогащению урана в Таджикской ССР, а после переезда на Южный Урал осталась без пенсии. Судебная коллегия отменила предыдущие несправедливые решения, оставив в силе решение областного суда — он требовал от Социального фонда начислить необходимые выплаты.
Проблемы возникли из-за законодательных коллизий. Надежда Татаренко родилась в России, но попала в Таджикистан по распределению и трудилась там лаборантом — контролировала на комбинате качество произведенного урана. За свою работу на вредном производстве была награждена медалью из Москвы, признана ветераном труда СССР. В какой-то момент в Таджикистане она осталась одна — все дети и внуки жили в России, и пенсионерка перебралась в Челябинск. От выплат в Таджикистане она отказалась, а в пенсии в России ей отказали, сославшись на договор 2021 года между республикой и Россией. В Верховном суде это посчитали несправедливым.
— Трудовой стаж Татаренко Н.С, необходимый ей для возникновения права на страховую пенсию по старости, имел место на территории Таджикской ССР с 1952 года по 1984 год и приобретен ею до вступления в законную силу договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 года, — говорится в решении.
Начислить пенсию Надежде Сергеевне должны с даты обращения — с 16 ноября 2022 года.
Напомним, тяжбы длились больше года — в августе 2023 года Центральный суд отказал в начислении пенсии, и помочь ей уполномоченный по правам человека в регионе не смог. В областном правительстве начислили лишь материальную помощь в 15 тысяч рублей и предложили социального работника. Затем областной суд встал на ее сторону, но выплаты так и не начались. Зимой кассационный суд посчитал, что начисления невозможны.