Легендарный Торговый центр, который вместе с «Ариантом» и ЧЭМК в этом году изъяли у олигархов, перешел в собственность Челябинской области. Власти заявили о желании перепрофилировать один из символов города в общественно-выставочное пространство. Мы выяснили, кто теперь управляет комплексом площадью в 30 тысяч квадратных метров. А также прогулялись под сводами гигантского парящего купола, посмотрели, что стало с первым челябинским гипермаркетом и узнали, как сами арендаторы относятся к грандиозным планам. Спойлер: мы нашли продавца, который работает в «торгаше» уже 48 (!) лет. Подробности — в репортаже 74.RU.
«Торговый центр — всё?»
Во времена СССР и постсоветские 90-е годы Торговый центр был самым посещаемым магазином Челябинска, да и всей области. Уникальный объект называли архитектурно-инженерным шедевром. И неспроста — знаете ли, что это первый в мире торговый центр со столь гигантским парящим куполом? Огромный универмаг, построенный без малого полвека назад, стал узнаваемым символом города.
Конечно, успех был предопределен эпохой вечного дефицита. Но и магазин сделали по самым передовым технологиям того времени: мрамор и гранит, мозаичные полы, фонтан в центре зала, тоннель, по которому грузовики заезжали прямо на склад и даже бесплатный туалет.
В 90-е годы именно в Торговом центре появились первые товары от челночников, ездивших за ними в Польшу и Турцию. Предприниматели начали брать прилавки в аренду, позже в комплекс зашли представители федеральных сетей и крупных брендов. В те годы хозяевами крупнейшего челябинского гипермаркета стали известные бизнесмены Александр Аристов и Юрий Антипов (об этом мы рассказывали в статье о судьбе Торгового центра). Казалось, что Торговый центр всегда будет лидером продаж. Но все изменилось, когда в Челябинске начали строить ТРК в других районах города — более крупные и современные, оттянувшие покупателей на себя.
Уже несколько лет шли слухи о продаже или смене формата Торгового центра. В этом году, после громких исков Генпрокуратуры к владельцам крупных предприятий и последующего изъятия активов, ситуация сложилась по-другому. В феврале во время визита в Челябинск президент Владимир Путин поручил перенести часть вредных производств ЧЭМК за черту города, а социальные объекты предприятия (бассейн и Торговый центр числились на балансе Промышленной группы ЧЭМК. — Прим. ред.) передать областным властям. Весной завершились суды, ферросплавные заводы и все имеющие к ним отношение объекты изъяли в пользу государства, управление поручили Росимуществу. Фактически же несколько месяцев Торговый центр был в подвешенном состоянии — старых хозяев отстранили, новые еще не пришли.
На этой неделе власти официально объявили о том, что передача имущественного комплекса Торгового центра в собственность региона завершена. По словам вице-губернатора Ивана Куцевляка, планируется разработать проект по перепрофилированию ТЦ в общественно-выставочное пространство.
— В ближайшее время будут перезаключены договоры со всеми арендаторами, которые сейчас работают на его площадях, — добавил вице-губернатор.
По данным сервиса «Контур. Фокус», здание торгового центра на Каслинской, 64 перешло в собственность Челябинской области 19 декабря 2024 года — по договору дарения. В этот же день здание передано в оперативное управление государственному бюджетному учреждению Челябинской области «Инновационный бизнес-инкубатор».
ГБУ «Инновационный бизнес-инкубатор» создано в 2006 году. Учредитель — Челябинская область, руководитель — Ольга Скобкарева (с марта 2022 года). Сведений о финансовой отчетности в открытом доступе нет.
В задачи бизнес-инкубатора входит поддержка инновационных проектов на всех этапах развития: от старта до выведения продукта на рынок. Бизнес-инкубатор предоставляет предпринимателям в аренду на льготных условиях свои площади, обеспечивает оргтехникой, оказывает информационную и технологическую помощь.
«Мы работать хотим»
В Торговый центр мы приехали в будний день и попали в какую-то умиротворенную, совсем не свойственную таким комплексам атмосферу.
Идем мимо пустых площадок, читаем надписи на прозрачных перегородках и закрытых рольставнях — предприниматели указывают номера телефонов или названия отделов, где их найти.
Разглядываем разноцветные искусственные ёлки, костюмы, платья и обувь. Вспоминаем, когда были здесь последний раз. Нельзя сказать, что покупателей совсем нет. Вот женщина выбирает обувь, мужчина заглянул в отдел рубашек и костюмов. Куда-то бредет пожилая пара, нас обгоняет спешащая девушка.
Столпотворения и очередей, конечно, нет. Кстати, по словам продавцов, это одно из преимуществ для мужчин, которые ненавидят ходить по магазинам, но им нужно что-то купить.
Ищем хоть какую-то точку питания, но, увы. Есть только автоматы с газировкой и кофе. «Пельмешка», действовавшая еще три года назад, больше не работает. По словам продавцов из соседних отделов, кафе закрылось в прошлом году.
Сворачиваем в очередной проход, но, увидев закрытые витрины, возвращаемся назад.
Большинство арендаторов, которые еще остались в Торговом центре, работают здесь по 20 с лишним лет. Говорят, что прикипели к этому месту, с ностальгией вспоминают лучшие годы ТЦ. Поэтому новость о том, что Торговый центр перестанет быть торговым, восприняли с недоумением и сожалением.
— Мы работать хотим. У меня было несколько магазинов, в ТЦ два огромных отдела. Все закрыла, только здесь отдел остался. Люди-то едут со всей области, вот только что постоянные покупатели были. В Торговом центре всем нравилось. А какой там шикарный хозяйственный комплекс был! Все заходят и возмущаются: «Что же сделали с таким объектом, во что превратили!» — эмоционально высказывается директор салона мужской одежды Onegin Татьяна Чистякова. — Я за то, чтобы оставили торговлю. Не только я, люди хотят. Только надо так, чтобы и для детей было, куда сходить, и покушать. Думаю, надо пригласить предпринимателей, снизить аренду, ввести сюда продукты. Мы даже в 1998-ом выжили, зачем же сейчас закрывать? Вот сейчас думаю, а куда всё это девать [если торговлю уберут]?
По словам арендаторов, кому-то уже сказали, что договоры с ними будут прекращены до нового года. Другие узнали про реконструкцию и будущее общественно-выставочное пространство на месте Торгового центра только из СМИ.
На втором этаже из действующих остался один отдел, торгующий верхней одеждой больших размеров. Мы подошли к продавцам, складывающим товар в большую коробку. Оказалось, что они съезжают на первый этаж.
— Люди хотят сюда приходить, но тут определенный контингент. К нам, например, за большими размерами идут те, кому 40-50 плюс. У нас мужская одежда. Мы, конечно, и через интернет работаем. Много отправляю. Но здесь наработанный покупатель — не хотелось бы съезжать, — разводит руками владелец отдела Олег. — [На втором этаже] я один остался. Вот сейчас пока на первый этаж [перееду], а там видно будет. Вообще хочу в Екатеринбурге точку открыть.
Предприниматель работает в Торговом центре 20 лет и в принципе согласен, что надо что-то менять.
— Но надо оставить, допустим, часть торговых площадей, а часть пусть выставка. Потому что сильно жирно будет — под одну выставку такой магазин, — делится Олег своим мнением.
«Пришла девчонкой в 1976 году»
Главное, чего боятся предприниматели, много лет работающие в Торговом центре, — оттока клиентов.
— Переехать на другое место — это потерять оставшихся покупателей, — единодушно заявили сразу несколько продавцов.
Впрочем, постоянные клиенты уже начали, на всякий случай, записывать телефоны любимых отделов — чтобы быть в курсе, где их потом искать.
Самые опытные предприниматели говорят, что за новостями следят, но повода для расстройства пока не видят.
— Уж сколько мы на своем веку слышали таких разговоров, — улыбается хозяйка одного из отделов. — Проекта ещё нет, так что до этого (переезда. — Прим. ред.) далеко ещё. Это единственное, что успокоило во всей этой новости. Мы, конечно, маленькие люди. Скажут подвинуться — мы подвинемся, скажут — стоим, будем работать.
Анна торгует обувью 27 лет, признается, что несмотря на все сложности, съезжать ей бы не хотелось.
— Я полжизни здесь провела. Мне очень будет больно расставаться, уходить отсюда. Здесь остались те, кто любит этот магазин. Да, покупательская способность упала. Но наши люди сюда идут. Я работаю с женской обувью от 33 до 43 размера, с мужской обувью — от 36 по 50-ый. Мой клиент не ездит по городу, ничего не ищет. Он встаёт утром, умывается, одевается, пьёт кофе и едет в Торговый центр. Потому что знает, что здесь возьмёт [нужную вещь], — объясняет Анна. — Семьями приезжают, не только из Челябинска, но и из Еманжелинска, Озерска, Троицка. Здесь парковка шикарная, подъездные пути удобные. Главное — правильно все организовать, чтобы ни магазину, ни арендатору в убыток не было.
В целом предприниматели не против выставочного центра. Но признаются, что не понимают, что там можно выставлять, чтобы занять всю площадку.
— Пусть будет выставка плюс торговые места и общепит какой-нибудь, и аптеку еще обязательно. Почему нет? Выставочный центр опять же народ посещает. Просто так на эту выставку человек не пойдет, надо совместить, — рассуждает одна из продавцов. — Говорят, что лучший вариант — именно выставочный зал. Но на сколько он будет прибыльным? Здание же нужно ремонтировать, вон, как только весна начинается, крыша протекает.
В магазине на цокольном этаже мы разговорились с одним из продавцов. Оказалось, Антонина работает в Торговом центре уже 48 (!) лет. Если учесть, что магазин открылся в конце декабря, то можно считать, что перед нами — настоящий ветеран Торгового центра.
— Я работала в детской обуви, в платьях, в женской одежде. А с 1997 года — на посуде. Когда началось все это предпринимательство, с тех пор здесь, — добавила Антонина. — После последних новостей [о смене профиля Торгового центра] мне все звонят, спрашивают: «Ах, вы съезжать будете? Как жалко».
По мнению Антонины, для выставочного зала подойдут первый и второй этажи, а цоколь лучше оставить торговым.
Разговоры о том, что надо вдохнуть новую жизнь в памятник советской архитектуры, каким является Торговый центр, идут уже давно. Здесь предлагали разместить концертную площадку, выставочный центр, развлекательный комплекс, музей, галерею современного искусства и даже аквапарк. Что же в итоге выйдет — время покажет.