Город За ЧЕртежом успеха спецпроект Торговля под куполом: до чего дожил первый челябинский гипермаркет, на открытии которого сломали двери

Торговля под куполом: до чего дожил первый челябинский гипермаркет, на открытии которого сломали двери

История Торгового центра в фактах, цифрах и лицах — в новом выпуске проекта «За ЧЕртежом успеха»

Торговый центр в свое время был для челябинцев гостем из будущего 
Источник:

Мы продолжаем спецпроект «За ЧЕртежом успеха». Он посвящен культовым зданиям, площадкам и локациям нашего города — тем, которые делают Челябинск Челябинском. Все они начинались очень амбициозно, профессионально, с грандиозными планами на будущее. При виде одних у вас защемит сердце от ностальгии, состояние других вызовет недоумение. Какие-то объекты получили новую жизнь, другие… Впрочем, смотрите сами. Проект выходит раз в неделю по четвергам.

И сегодня рассказываем о знаменитом Торговом центре. Почему его открыли почти через год после строительства, сколько легендарный универмаг зарабатывал за день в советские годы, зачем товары для женщин загнали на второй этаж, реальны ли слухи про «склад, где всё есть», кто из известных челябинцев работал в Торговом центре и как олигархи Аристов с Антиповым стали владельцами этого архитектурно-инженерного шедевра? Читайте в новом выпуске проекта «За ЧЕртежом успеха».

Парящая легенда


Белеющий под снегом огромный купол Торгового центра виден издалека. Будний день, морозное февральское утро. В гордом одиночестве иду со стороны Свердловского проспекта, пытаюсь вспомнить, когда была здесь последний раз, и, честно говоря, теряюсь. Мы с фотокорреспондентом Ильей Бархатовым договорились встретиться у дверей одного из самых узнаваемых символов города. Кроме нас и дворника, метущего дорожку на втором уровне комплекса, никого нет.

Источник:

Илья ловит в объектив удачный кадр — отражение реки на стеклянной стене. Я разглядываю огромную крышу некогда самого посещаемого магазина Челябинска, да и всей области. В очередной раз поражаюсь, как грациозно многотонная сферическая оболочка обнимает комплекс и приземляется на четырех уголках.

ТЦ до сих пор притягивает фотографов
Источник:
За 45 лет изменился пейзаж вокруг первого челябинского гипермаркета 
Источник:

Железобетонный купол действительно будто парит в воздухе. Колонн внутри нет, а углы, на которые опирается крыша, установлены на специальных катках и могут двигаться. Сейчас один из углов огорожен решеткой, а второй — специальными лентами. Интересно зачем? Чтобы на ногу покупателям не наехали?

А уголки решили на всякий случай огородить 
Источник:

Кстати, конструкция размером в гектар может «дышать». По словам специалистов, она опускается или поднимается в зависимости от перепадов температуры.

Рендер Торгового центра показали в кино за 9 лет до открытия магазина
Источник:

Уникальное не только по советским, но и по мировым меркам здание открыли в Челябинске в 1975 году. От решения до воплощения прошло 15 лет. Торговый центр даже мелькнул в известном фильме «Дайте жалобную книгу», который вышел в прокат в 1964 году. Самые внимательные зрители могут разглядеть наш «Торгаш» в сцене совещания в Министерстве торговли. Эскиз здания висит на стене за спиной героя, которого играет Николай Крючков.

Строительство растянулось на 15 лет 
Источник:

Поначалу крупнейший областной универмаг хотели построить на перекрестке проспекта Ленина и улицы Российской. Сейчас там высится жилой дом из трех секций. Потом выбрали площадку на берегу реки Миасс. Архитектурно-инженерный шедевр появился в нашем городе благодаря московскому институту «Гипроторг» (проект здания) и Ленинградскому проектному институту № 1 (железобетонная оболочка).

Советские инженеры гордились челябинским сооружением 
Источник:

Позже макет челябинского Торгового центра будут с гордостью демонстрировать за рубежом — в Нью-Йорке, Хельсинки и Лондоне. Дело в том, что в те времена аналогов подобному техническому решению — купольное здание без несущих стен — просто не существовало.

Источник:

Фактически это был эксперимент. Неслучайно сооружение с уже готовым в 1974 году куполом оставили перезимовать. Железобетонную оболочку облепили приборами — специалисты следили за температурой, влажностью, объемом снега и деформациями. Нужна была твердая уверенность, что здание устоит на четырех опорах. Настал момент, когда рабочие с замиранием сердца убрали подпорки — купол стоял, как влитой.

Крутой советский гипермаркет


Торговый центр сооружали с учетом рельефа местности и советским размахом. Входы сделали со всех четырех сторон света, с набережной — даже в двух уровнях. А машины с грузами заезжали через тоннель прямо на склад.

В универмаг можно было зайти с любой из четырех сторон 
Источник:

Открытие нового магазина назначили на понедельник. Несмотря на будний день, народу собралось, как на демонстрацию. В какой-то момент огромная толпа просто выдавила стеклянные двери и хлынула в новый магазин. Отделка мрамором и гранитом, мозаичные полы, экспериментальные светильники с отраженным светом, фонтан в центре зала, бар с разноцветным освещением и даже бесплатный туалет прямо в магазине — всё было в новинку для челябинцев.

На открытии горожане сломали стеклянные двери 
Источник:

— Жителей промышленного города трудно назвать избалованными покупателями. А тут на открытие привезли и японские шелка, и кубинские ликеры, и какие-то деликатесы! — рассказал один из бывших работников ТЦ.

За покупками в Торговый центр ехали со всей области 
Источник:

В универмаге организовали 8 комплексов — товары для детей, мужчин, женщин, для быта и дома, для шитья и рукоделия, культтовары, спорттовары, универсам. Уставших от примерок и очередей ждали кафе и бар. А ресторан на 150 мест разместили в пристрое, который крытой галереей соединялся с основным торговым залом.

От ресторана, кафетерия и бара сейчас осталось одно кафе «Пельмешка» 
Источник:

В те годы цены на товары не росли такими темпами, как сейчас. Они вообще были низкими и фиксированными. Но обратной стороной этого приятного, на первый взгляд, явления стал постоянный дефицит товаров. В первые же дни с этой проблемой столкнулись и в самом большом магазине Челябинска.

Зачастую полки были заставлены однотипным товаром 
Источник:

— Нечем было заполнить! И я вынужден был собрать товары со всех других универмагов, положить на полки хотя бы по одному наименованию, чтобы не было пусто, — вспоминает первый директор Торгового центра Виктор Сидой в своей книге «История торговли Челябинска. Идеи и воплощения». — Но в первый же день покупатели всё смели…

Секции самообслуживания соседствовали с обычными прилавками
Источник:

Новый комплекс позиционировался как универмаг полного ассортимента. Здесь продавали практически всё — от продуктов, одежды и обуви до крупногабаритной техники и ковров. В 70–80-е годы в Торговом центре работало 2000–2500 сотрудников. Можно сказать, целый завод!

Магазин поразил челябинцев своим масштабом
Источник:

— Секции размещали, учитывая психологию покупателя. Цоколь — хозтовары, первый этаж — одежда и обувь для детей и мужчин, второй целиком отдали женщинам. Там же, на втором этаже, были отделы парфюмерии и косметики, — вспоминает начальник организационного отдела Торгового центра, в свое время тоже трудившаяся продавцом, Наталья Исаева. — Почему отделы для дам дальше всех? Всё просто — если женщине что-то надо, она хоть куда дойдет.

А перед входом, оказывается, был фонтан 
Источник:

В Торговом центре работали парикмахерская, ателье, фотосалон, радиоузел, бюро добрых услуг, зубной кабинет, столовая для сотрудников. Напротив лестницы в цокольное помещение находился демонстрационный зал — там устраивали показы мод.

— Работа продавцом в нашем магазине считалась престижной, попасть туда было не так-то просто, — продолжает Наталья Исаева. — Сам Торговый центр действительно был кузницей кадров. Неслучайно многие наши работники потом открыли свои фирмы, работавшие в том числе на площадях Торгового центра.

Ресторан на 150 мест занимал отдельное помещение — сейчас там обувной магазин
Источник:
Здание ресторана, где когда-то впервые в Челябинске станцевали стриптиз, занял обувной салон
Источник:

В советские времена челябинский Торговый центр каждый день посещало до 150 тысяч покупателей. Ежедневная выручка достигала полумиллиона рублей, годовой товарооборот оценивался в 100 миллионов рублей.

Конечно, времена дефицита накладывали отпечаток на ассортимент. Но в любом случае Торговый центр снабжался лучше, чем другие универмаги. Именно там чаще всего можно было услышать странно звучащую сегодня фразу: «Там джинсы/туфли/сумки выкинули!» То есть выставили на прилавок по госцене товары, пользующиеся большим спросом. Поэтому Торговый центр на долгие годы стал местом паломничества челябинцев и жителей области.

Где-то здесь размещался «склад, на котором всё есть»
Источник:

А еще здесь имелся склад, где, как в Греции, «всё есть». По словам Виктора Сидого, его часто просили «прилично одеть» тех, кто уезжал на съезды, смотры, соревнования или представлял нашу страну за границей.

— Чтобы не водить людей по всем секциям, мы собрали товары, прежде всего одежду, в один склад. Да, там я обслуживал и жен начальников. Так сложилось и так повелось. И отказаться от этого я не мог, — признавал первый директор Торгового центра. — А что я имел с того? Больше возможностей решать вопросы торговли.

Раньше цокольный этаж был одним большим складом 
Источник:

Впрочем, Виктор Сидой явно скромничал, говоря о своей влиятельности. В условиях советской распределительной системы директор главного регионального универмага был покруче секретарей обкома партии. Поэтому таким громким стал скандал, в который попал Виктор Сидой на заре перестройки. В 1984 году старший следователь городского УВД Раиса Подвигина возбудила в отношении директора Торгового центра уголовное дело о хищении госимущества. Повод — ему бесплатно заменили сгоревший кинескоп в телевизоре, хотя сроки гарантии давно вышли. Но неприятности начались не у подозреваемого, а у следователя. Начальство требовало от нее закрыть дело по-хорошему.

— «Ты на кого замахнулась? — говорили мне. — Он же в одном подъезде с секретарем обкома живет!», — делилась подробностями с автором книги «Челябинск. XX век» Раиса Подвигина.

Следователя даже успели уволить, но тут начались гласность и перестройка. Подвигину поддержала общественность, ее выбрали депутатом областного Совета. А 13-томное дело Сидого ушло в Генпрокуратуру, где-то там и растворилось.

Знакомые всё лица


В начале 90-х годов прошлого века в экономике страны начались тектонические сдвиги. На помощь пустым прилавкам пришла лихая свобода предпринимательской деятельности. Плюсы и минусы ломки системы ярче всего проявлялись в сфере торговли. Поднимать цены теперь можно было хоть каждый день. В продаже появились первые товары от челночников, ездивших за ними в Польшу и Турцию. Предприниматели один за другим начали брать прилавки в аренду. Вслед за импортной одеждой и обувью на прилавки хлынули диковинные фрукты и овощи, а также заморский алкоголь.

Карьера Василия Кичеджи началась с Торгового центра 
Источник:

Судьбы сразу нескольких известных челябинцев пересекались в это время с Торговым центром. Так, с 1988 по 1995 год заместителем гендиректора комбината питания в ТЦ работал Василий Кичеджи. Комбинат питания объединял кафе, бар и ресторан. Говорят, что именно в здешнем заведении челябинцы впервые увидели стриптиз. После акционирования Кичеджи скупил акции и приватизировал ресторан. Позже он руководил ЧТЗ, переименовывал его в «Уралтрак», а также банкротил тракторный гигант. В дальнейшем Василий Кичеджи возглавлял департамент транспорта Москвы и был вице-губернатором Санкт-Петербурга. Сейчас наш земляк трудится гендиректором компании «Мельница», принадлежащей его жене. В прошлом году эта фирма купила бывший офис «Балтийского банка» в Питере и начала переделывать его в отель.

С небольшого отдела в Торговом центре начинала и компания «Мавт», ныне один из крупных дистрибьюторов алкоголя в Челябинской области. В 90-х годах прошлого века бывшие инженеры Александр Сафронов и Андрей Зуев взяли в аренду секцию в Торговом центре и начали продавать алкоголь. В то время уставшая от дефицита и талонов страна пробовала на вкус спирт Royal, водку Rasputin и ликер Amaretto неизвестного происхождения. Челябинские технари решили сделать ставку на импорт. Повезли на Южный Урал загадочные спиртные напитки, о которых раньше читали только в книгах, — ром, виски, текилу, кальвадос и прочие.

Сеть «Мавт» тоже многим обязана Торговому центру 
Источник:

— Мой товарищ был коммерческим директором Торгового центра. Я к нему пришел в гости и обратил внимание, что во всем магазине пусто и только у одного отдела столпотворение. Там торговали импортным спиртным. Меня это заинтересовало, решили попробовать. Заняли деньги, арендовали отдел в Торговом центре, закупили спиртное, — рассказывал в интервью 74.RU один из основателей компании «Мавт» Александр Сафронов.

Компания разрослась до четырех отделов всё в том же Торговом центре. Потом «Мавт» купил первый магазин на улице Российской, занялся оптовой торговлей и расширением своей сети.

Летом 1992 года челябинский Торговый центр стал акционерным обществом. Такое решение приняла конференция трудового коллектива. Работникам раздали акции. Смысла в этих бумагах люди не видели и при первой же возможности старались их продать. Так хозяевами крупнейшего челябинского гипермаркета стали известные бизнесмены Александр Аристов и Юрий Антипов.

В прошлом году Александр Аристов и Юрий Антипов разделили империю 
Источник:

— Был ваучерный аукцион, на котором продавалось 30 процентов акций Торгового центра. Кто больше принесет ваучеров, тот и победил. Мы пошли на Зелёный рынок, скупили сколько могли ваучеров, приняли участие в аукционе и получили акции, — объяснял ранее в интервью 74.RU Александр Аристов. — В Торговом центре тогда полки были практически пустые, централизованное распределение товаров по фондам закончилось, а по-новому руководство работать еще не умело. Мы и организовали нормальную работу: закупил товар — поставил в отдел — продал — получил прибыль. Пошло дело — начались разногласия с прежним руководством, не желавшим расстаться с социалистическим подходом. Решили получить контрольный пакет, докупили еще ваучеров, выкупили акции у трудового коллектива. Тогда же никто не верил, что акция — это ценная бумага, дающая гарантию на часть собственности. К ним, если честно, относились легкомысленно.

Работники магазина быстро расстались со своими акциями 
Источник:

Среди других акционеров челябинского Торгового центра были еще два известных предпринимателя — Семён Мительман и Виталий Рыльских. В качестве одного из основателей компании «Профинвестсервис», специализирующейся на приватизации предприятий, Семён Мительман занимался как раз приватизацией Торгового центра. Долей в знаменитом магазине Мительман с Рыльских владели на паритетных началах до 2008 года. Потом Александр Аристов и Юрий Антипов выкупили у них оставшиеся акции.

Торговый центр начал обрастать различными постройками — полтора года назад рядом примостилось кафе башкирской кухни
Источник:

В прошлом году тандем челябинских олигархов из списка Forbes распался. Александр Аристов и Юрий Антипов, которые совместно вели дела с 90-х годов прошлого века, разделили крупнейшую бизнес-империю. Предприятия металлургии перешли в собственность Юрия Антипова, а компании винно-пищевых отраслей — к Александру Аристову. В октябре дошла очередь до второстепенных активов — бассейн, дворец спорта и детский лагерь «Акакуль» достались Юрию Антипову. А вот судьба крупного торгового объекта оставалась неясной.

Предприниматели стараются занять площадку поменьше
Источник:

Формально Челябинский торговый центр является филиалом АО «Кузнецкие ферросплавы». Металлургическое предприятие входит в Урало-Сибирскую металлургическую компанию, принадлежащую семье Антипова. В то же время всем известно, что в офисной части Торгового центра располагается резиденция Александра Аристова. По данным источников 74.RU, бизнесмены договорились, что Торговый центр останется у Аристова. А вот надолго ли? Большой вопрос. Известно, что приобретением гипермаркета интересовались несколько структур. Возможно, в скором времени Торговый центр сменит собственника.

Каждому времени — свой стиль торговли?


Сейчас в Торговом центре непривычно тихо. В будний день покупателей можно пересчитать по пальцам. В центре зала много пустующих площадей. То тут, то там встречаются надписи: «По вопросам работы звонить туда-то» или «Искать в таком-то отделе». На первом этаже еще в 2009 году сделали реконструкцию — торговый зал поделили на салоны, арендаторам выдали бесплатное оборудование.

В ТЦ всё больше мужской одежды — сильный пол не любит шума и суеты 
Источник:

— Сегодня востребованы площади маленького размера — до 50 метров. Это связано с законодательством, с возможностью работать на патентной системе. При этом законодатели постоянно меняли критерии. Сначала говорили про 50 метров, в конце ноября выяснилось, что патентная система разрешена до 150 метров, правда, коэффициент там разный, — объясняет Наталья Исаева. — Понятно, что люди, пережив ковидный год, не готовы платить много. Предприниматели пытаются подстроиться под новые правила игры и переезжают на меньшие площади. Мы со своей стороны идем на уступки, стараемся помочь постоянным арендаторам.

Цокольный этаж пустеет на глазах
Источник:

А вот один из основных арендаторов — компания «М.Видео» — уже 14 лет стоит на том же месте. Это был первый магазин сети в нашем городе, не самый большой по площади, но, видимо, удобный любителям техники.

Больше всего народу приходит на базарные распродажи 
Источник:

Наибольшее оживление покупателей мы замечаем на ярмарке «Ивановский текстиль». Товары здесь просто разложены на столах. Всё это напоминает распродажи, которые часто проводятся во дворцах культуры. Оказалось, торговцы постельным бельем и прочими принадлежностями заехали сюда на месяц. Пытаюсь вспомнить, что же располагалось в этом отделе раньше. Ба, да тут же были меховые салоны!

Мехов здесь больше не найти, одни пуховики 
Источник:
В опустевших коридорах можно потеряться 
Источник:

— Да, несколько лет назад здесь действовал турецкий Mondial, — подтверждает представитель Торгового центра. — Магазин работал даже в момент обострения российско-турецких отношений, когда сбили наш самолет. Но не пережил чипирование мехов — помните, это был первый опыт маркировки товаров? В Торговом центре раньше было много меховых салонов, сейчас они закрыты. Но не потому, что в шубах сейчас ходить не модно. Это опять проблемы нашего бизнеса и экономики.

Летом 1999 года на площадке у Торгового центра открылся второй в России кинотеатр под открытым небом. На сеанс могли заехать более 200 машин
Источник:

На втором этаже оставили систему рынка. Часть предпринимателей привыкла работать в таком режиме, говорят представители Торгового центра. У многих отделы там стоят по 20 лет, и предприниматели просто боятся, что потеряют покупателей, если куда-то переедут.

На втором этаже — Клондайк праздничных нарядов 
Источник:
Ирина Соколова одевает челябинцев и гостей города на протяжении 20 лет 
Источник:

Собственник бутика женской и мужской одежды Into Chic Ирина Соколова работает в Торговом центре больше 20 лет. Начинала с поставок турецкой одежды и обуви, теперь сконцентрировалась на платьях и верхней одежде.

— Раньше чаще покупали юбки, блузки, кофточки, футболочки. Сейчас этот сегмент у нас ушел, им занимаются федералы. Молодежь одевается в масс-маркете, а у нас женщины после 30 — состоятельные, ценящие качество. Они могут позволить себе купить пять платьев и менять их каждый день. Сейчас востребована универсальная нарядная одежда, в которой можно сходить на праздник, а потом носить ее в повседневной жизни, — уточняет Ирина Соколова. — Ассортимент разный — Италия, Турция, есть дизайнерская одежда российских производителей. Одеваем людей так, чтобы они видели, как они могут выглядеть, помогаем собрать образ. А дальше им самим решать — брать эту вещь или нет. У нас нет молодежной тусовки, которым главное — «дешево-дешево».

Продавцы говорят, что сюда приходят постоянные покупатели
Источник:

По словам нескольких арендаторов ТЦ, они ориентируются на покупателей из области и тех, для кого Торговый центр с давних времен является знаком качества.

Коронавирусный год с его ограничениями, конечно, подкосил арендаторов Торгового центра. С конца марта до середины июля комплекс практически не работал.

Коронакризисный год добил многих арендаторов
Источник:

— У предпринимателей остановились денежный и товарный потоки, многие и сами болели, и продавцы. Опять же система налогообложения меняется, много непонятного, вводят маркировку — всё это лишние расходы. Некоторые арендаторы приостановили деятельность, не желая рисковать товарными запасами и оборотными средствами. Дождутся сезона, может быть, восстановятся, — отмечает Наталья Исаева. — Особенность нашего бизнеса — мы работаем с малыми и средними индивидуальными предпринимателями, которые начинали бизнес в 90-х годах. Они сейчас в солидном возрасте — по 60–70 лет. Прошли все перипетии: то онлайн-кассы, то патенты, то маркировки. Многим уже тяжело со всем этим справляться, проще закрыть бизнес.

Бывший ресторан несколько раз становился универсамом 
Источник:

Представители руководства Торгового центра признают, что некогда самый передовой в области объект переживает не лучшие времена. Но, по их словам, ТЦ не брошен на произвол судьбы.

— Постоянно ведутся технические работы: меняем освещение, систему пожаротушения, кондиционирования и так далее. Этих вложений, на первый взгляд, не видно, но, поверьте, они очень значительны, — указали в Торговом центре.

Шик, блеск, красота — еще бы покупатели пришли! 
Источник:

Дважды проводилась реконструкция цокольного этажа. Изначально там находились складские помещения, всё это было мрачновато и тесно. С годами их востребованность упала, решили отдать их под торговлю. Первый раз, в 90-е годы, сломали перегородки и поставили общее оборудование. Во второй раз заменили пол и потолок, установили современные прозрачные секции.

Среди арендаторов сейчас не хватает детской одежды, спортивных товаров и сувениров, сетуют представители Торгового центра. С распростертыми объятиями ждут мебельщиков — места хватит для любых коллекций.

В поисках новой уникальности


Торговый центр настолько выделялся среди других советских магазинов в 70–80-е годы прошлого века, что даже стал героем анекдота. Впрочем, вполне приличного. Один горожанин показывал другому фигушку, накрытую сверху изогнутой, как купол, ладонью руки.

— Что это? — спрашивал собеседник.

— Челябинский торговый центр, — отвечал рассказчик.

Торговый центр до сих пор вызывает ностальгические чувства у доброй половины челябинцев 
Источник:

Сегодня старожилу челябинской торговли сложно показать кому-то фигу — в борьбе за покупателя он проигрывает новомодным ТРК. По современной классификации Торговый центр с площадью 18 тысяч квадратов можно отнести к окружным или суперокружным.

— Его аналоги по формату — ТК «Урал» и «Башня». На фоне региональных и суперрегиональных торговых комплексов — «Горки», «Фокус», «Родник», «Алмаз» и планируемая «Аллея» — Торговый центр слишком мал. Он уже не может брать огромным форматом, поэтому ему нужна уникальная ниша или концепт, — объясняет директор компании Yellowstone development Денис Ни.

Сильный пол всегда в цене — здесь почему-то много отделов мужской обуви
Источник:

Сегодня все ТК объективно испытывают трудности с заполнением, всячески пытаются удержать арендаторов. К тому же Торговый центр — это не обыкновенный комплекс, а спецсооружение, требующее внимательной эксплуатации. А значит, и не самый лучший вариант для быстрых инвестиций.

Пиццерия у главного входа пользовалась популярностью 
Источник:

Как выяснил 74.RU, сейчас обсуждается возможность размещения в Торговом центре галереи современного искусства. Речь идет не обо всём комплексе, а о площадке размером примерно 2000 квадратных метров. Аналогом нового проекта называют музей «Эрарта» в Санкт-Петербурге, проекты «Винзавод», «Артплей» и «Гараж» в Москве.

Продавцов нынче придется вызванивать 
Источник:
Или искать в других местах 
Источник:

— Торговый центр — это памятник советской архитектуры. Среди плюсов для галереи — близость набережной, смотровые площадки, великолепная транспортная доступность, прилегающая территория, которую можно использовать для наружной экспозиции, огромная парковка, — объясняет один из основателей проекта YAMA Gallery Денис Ни. — А с точки зрения собственника Торгового центра галерея современного искусства может стать основой или первым этапом перезагрузки всего пространства. Речь не идет о каком-то спонсорстве или меценатстве. Мы изначально позиционировали галерею как некий драйвер, катализатор изменений для какого-либо объекта недвижимости, требующего редевелопмента. И тут всё сошлось.

Эксперты считают, что гипермаркет застыл во времени 
Источник:
На склад по-прежнему можно заехать по тоннелю 
Источник:

По словам экспертов, галерея станет ядром, генерирующим трафик, а прибыль инвестор получит за счет аренды окружающих площадей под торговлю и различные сервисы.

Торговый центр стоит перед выбором дальнейшего пути 
Источник:

Легендарному челябинскому гипермаркету нужна свежая идея, которая вдохнет в него жизнь, сходятся во мнениях эксперты. Ранее здесь уже предлагали разместить концертную площадку, выставочный центр, развлекательный комплекс, музей и даже аквапарк. Челябинцам остается наблюдать за тем, какой вариант выберет собственник.

У вас есть фотографии Торгового центра разных лет? Хотите поделиться историей, связанной с этим и другими знаковыми объектами? Присылайте нам сообщения и фото.
Звоните8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
373
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления