Мы продолжаем спецпроект «За ЧЕртежом успеха». Он посвящен культовым зданиям, площадкам и локациям нашего города — тем, которые делают Челябинск Челябинском. Все они начинались очень амбициозно, профессионально, с грандиозными планами на будущее. При виде одних у вас защемит сердце от ностальгии, состояние других вызовет недоумение. Какие-то объекты получили новую жизнь, другие… Впрочем, смотрите сами. Проект выходит раз в неделю по четвергам.
И сегодня рассказываем о знаменитом Торговом центре. Почему его открыли почти через год после строительства, сколько легендарный универмаг зарабатывал за день в советские годы, зачем товары для женщин загнали на второй этаж, реальны ли слухи про «склад, где всё есть», кто из известных челябинцев работал в Торговом центре и как олигархи Аристов с Антиповым стали владельцами этого архитектурно-инженерного шедевра? Читайте в новом выпуске проекта «За ЧЕртежом успеха».
Парящая легенда
Белеющий под снегом огромный купол Торгового центра виден издалека. Будний день, морозное февральское утро. В гордом одиночестве иду со стороны Свердловского проспекта, пытаюсь вспомнить, когда была здесь последний раз, и, честно говоря, теряюсь. Мы с фотокорреспондентом Ильей Бархатовым договорились встретиться у дверей одного из самых узнаваемых символов города. Кроме нас и дворника, метущего дорожку на втором уровне комплекса, никого нет.
Илья ловит в объектив удачный кадр — отражение реки на стеклянной стене. Я разглядываю огромную крышу некогда самого посещаемого магазина Челябинска, да и всей области. В очередной раз поражаюсь, как грациозно многотонная сферическая оболочка обнимает комплекс и приземляется на четырех уголках.
Железобетонный купол действительно будто парит в воздухе. Колонн внутри нет, а углы, на которые опирается крыша, установлены на специальных катках и могут двигаться. Сейчас один из углов огорожен решеткой, а второй — специальными лентами. Интересно зачем? Чтобы на ногу покупателям не наехали?
Кстати, конструкция размером в гектар может «дышать». По словам специалистов, она опускается или поднимается в зависимости от перепадов температуры.
Уникальное не только по советским, но и по мировым меркам здание открыли в Челябинске
Поначалу крупнейший областной универмаг хотели построить на перекрестке проспекта Ленина и улицы Российской. Сейчас там высится жилой дом из трех секций. Потом выбрали площадку на берегу реки Миасс. Архитектурно-инженерный шедевр появился в нашем городе благодаря московскому институту «Гипроторг» (проект здания) и Ленинградскому проектному
Позже макет челябинского Торгового центра будут с гордостью демонстрировать за рубежом — в Нью-Йорке, Хельсинки и Лондоне. Дело в том, что в те времена аналогов подобному техническому решению — купольное здание без несущих стен — просто не существовало.
Фактически это был эксперимент. Неслучайно сооружение с уже готовым в 1974 году куполом оставили перезимовать. Железобетонную оболочку облепили приборами — специалисты следили за температурой, влажностью, объемом снега и деформациями. Нужна была твердая уверенность, что здание устоит на четырех опорах. Настал момент, когда рабочие с замиранием сердца убрали подпорки — купол стоял, как влитой.
Крутой советский гипермаркет
Торговый центр сооружали с учетом рельефа местности и советским размахом. Входы сделали со всех четырех сторон света, с набережной — даже в двух уровнях. А машины с грузами заезжали через тоннель прямо на склад.
Открытие нового магазина назначили на понедельник. Несмотря на будний день, народу собралось, как на демонстрацию. В какой-то момент огромная толпа просто выдавила стеклянные двери и хлынула в новый магазин. Отделка мрамором и гранитом, мозаичные полы, экспериментальные светильники с отраженным светом, фонтан в центре зала, бар с разноцветным освещением и даже бесплатный туалет прямо в магазине — всё было в новинку для челябинцев.
— Жителей промышленного города трудно назвать избалованными покупателями. А тут на открытие привезли и японские шелка, и кубинские ликеры, и какие-то деликатесы! — рассказал один из бывших работников ТЦ.
В универмаге организовали 8 комплексов — товары для детей, мужчин, женщин, для быта и дома, для шитья и рукоделия, культтовары, спорттовары, универсам. Уставших от примерок и очередей ждали кафе и бар. А ресторан
В те годы цены на товары не росли такими темпами, как сейчас. Они вообще были низкими и фиксированными. Но обратной стороной этого приятного, на первый взгляд, явления стал постоянный дефицит товаров. В первые же дни с этой проблемой столкнулись и в самом большом магазине Челябинска.
— Нечем было заполнить! И я вынужден был собрать товары со всех других универмагов, положить на полки хотя бы по одному наименованию, чтобы не было пусто, — вспоминает первый директор Торгового центра Виктор Сидой в своей книге «История торговли Челябинска. Идеи и воплощения». — Но в первый же день покупатели всё смели…
Новый комплекс позиционировался как универмаг полного ассортимента. Здесь продавали практически всё — от продуктов, одежды и обуви до крупногабаритной техники и ковров.
— Секции размещали, учитывая психологию покупателя. Цоколь — хозтовары, первый этаж — одежда и обувь для детей и мужчин, второй целиком отдали женщинам. Там же, на втором этаже, были отделы парфюмерии и косметики, — вспоминает начальник организационного отдела Торгового центра, в свое время тоже трудившаяся продавцом, Наталья Исаева. — Почему отделы для дам дальше всех? Всё просто — если женщине что-то надо, она хоть куда дойдет.
В Торговом центре работали парикмахерская, ателье, фотосалон, радиоузел, бюро добрых услуг, зубной кабинет, столовая для сотрудников. Напротив лестницы в цокольное помещение находился демонстрационный зал — там устраивали показы мод.
— Работа продавцом в нашем магазине считалась престижной, попасть туда было не так-то просто, — продолжает Наталья Исаева. — Сам Торговый центр действительно был кузницей кадров. Неслучайно многие наши работники потом открыли свои фирмы, работавшие в том числе на площадях Торгового центра.
В советские времена челябинский Торговый центр каждый день посещало
Конечно, времена дефицита накладывали отпечаток на ассортимент. Но в любом случае Торговый центр снабжался лучше, чем другие универмаги. Именно там чаще всего можно было услышать странно звучащую сегодня фразу: «Там джинсы/туфли/сумки выкинули!» То есть выставили на прилавок по госцене товары, пользующиеся большим спросом. Поэтому Торговый центр на долгие годы стал местом паломничества челябинцев и жителей области.
А еще здесь имелся склад, где, как в Греции, «всё есть». По словам Виктора Сидого, его часто просили «прилично одеть» тех, кто уезжал на съезды, смотры, соревнования или представлял нашу страну за границей.
— Чтобы не водить людей по всем секциям, мы собрали товары, прежде всего одежду, в один склад. Да, там я обслуживал и жен начальников. Так сложилось и так повелось. И отказаться от этого я не мог, — признавал первый директор Торгового центра. — А что я имел с того? Больше возможностей решать вопросы торговли.
Впрочем, Виктор Сидой явно скромничал, говоря о своей влиятельности. В условиях советской распределительной системы директор главного регионального универмага был покруче секретарей обкома партии. Поэтому таким громким стал скандал, в который попал Виктор Сидой на заре перестройки.
— «Ты на кого замахнулась? — говорили мне. — Он же в одном подъезде с секретарем обкома живет!», — делилась подробностями с автором книги «Челябинск.
Следователя даже успели уволить, но тут начались гласность и перестройка. Подвигину поддержала общественность, ее выбрали депутатом областного Совета. А
Знакомые всё лица
В начале 90-х годов прошлого века в экономике страны начались тектонические сдвиги. На помощь пустым прилавкам пришла лихая свобода предпринимательской деятельности. Плюсы и минусы ломки системы ярче всего проявлялись в сфере торговли. Поднимать цены теперь можно было хоть каждый день. В продаже появились первые товары от челночников, ездивших за ними в Польшу и Турцию. Предприниматели один за другим начали брать прилавки в аренду. Вслед за импортной одеждой и обувью на прилавки хлынули диковинные фрукты и овощи, а также заморский алкоголь.
Судьбы сразу нескольких известных челябинцев пересекались в это время с Торговым центром. Так,
С небольшого отдела в Торговом центре начинала и компания «Мавт», ныне один из крупных дистрибьюторов алкоголя в Челябинской области.
— Мой товарищ был коммерческим директором Торгового центра. Я к нему пришел в гости и обратил внимание, что во всем магазине пусто и только у одного отдела столпотворение. Там торговали импортным спиртным. Меня это заинтересовало, решили попробовать. Заняли деньги, арендовали отдел в Торговом центре, закупили спиртное, — рассказывал в интервью 74.RU один из основателей компании «Мавт» Александр Сафронов.
Компания разрослась до четырех отделов всё в том же Торговом центре. Потом «Мавт» купил первый магазин на улице Российской, занялся оптовой торговлей и расширением своей сети.
Летом 1992 года челябинский Торговый центр стал акционерным обществом. Такое решение приняла конференция трудового коллектива. Работникам раздали акции. Смысла в этих бумагах люди не видели и при первой же возможности старались их продать. Так хозяевами крупнейшего челябинского гипермаркета стали известные бизнесмены Александр Аристов и Юрий Антипов.
— Был ваучерный аукцион, на котором продавалось 30 процентов акций Торгового центра. Кто больше принесет ваучеров, тот и победил. Мы пошли на Зелёный рынок, скупили сколько могли ваучеров, приняли участие в аукционе и получили акции, — объяснял ранее в интервью 74.RU Александр Аристов. — В Торговом центре тогда полки были практически пустые, централизованное распределение товаров по фондам закончилось, а по-новому руководство работать еще не умело. Мы и организовали нормальную работу: закупил товар — поставил в отдел — продал — получил прибыль. Пошло дело — начались разногласия с прежним руководством, не желавшим расстаться с социалистическим подходом. Решили получить контрольный пакет, докупили еще ваучеров, выкупили акции у трудового коллектива. Тогда же никто не верил, что акция — это ценная бумага, дающая гарантию на часть собственности. К ним, если честно, относились легкомысленно.
Среди других акционеров челябинского Торгового центра были еще два известных предпринимателя — Семён Мительман и Виталий Рыльских. В качестве одного из основателей компании «Профинвестсервис», специализирующейся на приватизации предприятий, Семён Мительман занимался как раз приватизацией Торгового центра. Долей в знаменитом магазине Мительман с Рыльских владели на паритетных началах
В прошлом году тандем челябинских олигархов из списка Forbes распался. Александр Аристов и Юрий Антипов, которые совместно вели дела
Формально Челябинский торговый центр является филиалом АО «Кузнецкие ферросплавы». Металлургическое предприятие входит в Урало-Сибирскую металлургическую компанию, принадлежащую семье Антипова. В то же время всем известно, что в офисной части Торгового центра располагается резиденция Александра Аристова. По данным источников 74.RU, бизнесмены договорились, что Торговый центр останется у Аристова. А вот надолго ли? Большой вопрос. Известно, что приобретением гипермаркета интересовались несколько структур. Возможно, в скором времени Торговый центр сменит собственника.
Каждому времени — свой стиль торговли?
Сейчас в Торговом центре непривычно тихо. В будний день покупателей можно пересчитать по пальцам. В центре зала много пустующих площадей. То тут, то там встречаются надписи: «По вопросам работы звонить туда-то» или «Искать в таком-то отделе». На первом этаже еще
— Сегодня востребованы площади маленького размера — до 50 метров. Это связано с законодательством, с возможностью работать на патентной системе. При этом законодатели постоянно меняли критерии. Сначала говорили
А вот один из основных арендаторов — компания «М.Видео» — уже 14 лет стоит на том же месте. Это был первый магазин сети в нашем городе, не самый большой по площади, но, видимо, удобный любителям техники.
Наибольшее оживление покупателей мы замечаем на ярмарке «Ивановский текстиль». Товары здесь просто разложены на столах. Всё это напоминает распродажи, которые часто проводятся во дворцах культуры. Оказалось, торговцы постельным бельем и прочими принадлежностями заехали сюда на месяц. Пытаюсь вспомнить, что же располагалось в этом отделе раньше. Ба, да тут же были меховые салоны!
— Да, несколько лет назад здесь действовал турецкий Mondial, — подтверждает представитель Торгового центра. — Магазин работал даже в момент обострения российско-турецких отношений, когда сбили наш самолет. Но не пережил чипирование мехов — помните, это был первый опыт маркировки товаров? В Торговом центре раньше было много меховых салонов, сейчас они закрыты. Но не потому, что в шубах сейчас ходить не модно. Это опять проблемы нашего бизнеса и экономики.
На втором этаже оставили систему рынка. Часть предпринимателей привыкла работать в таком режиме, говорят представители Торгового центра. У многих отделы там стоят
Собственник бутика женской и мужской одежды Into Chic Ирина Соколова работает в Торговом центре больше
— Раньше чаще покупали юбки, блузки, кофточки, футболочки. Сейчас этот сегмент у нас ушел, им занимаются федералы. Молодежь одевается в масс-маркете, а у нас женщины
По словам нескольких арендаторов ТЦ, они ориентируются на покупателей из области и тех, для кого Торговый центр с давних времен является знаком качества.
Коронавирусный год с его ограничениями, конечно, подкосил арендаторов Торгового центра. С конца марта до середины июля комплекс практически не работал.
— У предпринимателей остановились денежный и товарный потоки, многие и сами болели, и продавцы. Опять же система налогообложения меняется, много непонятного, вводят маркировку — всё это лишние расходы. Некоторые арендаторы приостановили деятельность, не желая рисковать товарными запасами и оборотными средствами. Дождутся сезона, может быть, восстановятся, — отмечает Наталья Исаева. — Особенность нашего бизнеса — мы работаем с малыми и средними индивидуальными предпринимателями, которые начинали бизнес
Представители руководства Торгового центра признают, что некогда самый передовой в области объект переживает не лучшие времена. Но, по их словам, ТЦ не брошен на произвол судьбы.
— Постоянно ведутся технические работы: меняем освещение, систему пожаротушения, кондиционирования и так далее. Этих вложений, на первый взгляд, не видно, но, поверьте, они очень значительны, — указали в Торговом центре.
Дважды проводилась реконструкция цокольного этажа. Изначально там находились складские помещения, всё это было мрачновато и тесно. С годами их востребованность упала, решили отдать их под торговлю. Первый раз,
Среди арендаторов сейчас не хватает детской одежды, спортивных товаров и сувениров, сетуют представители Торгового центра. С распростертыми объятиями ждут мебельщиков — места хватит для любых коллекций.
В поисках новой уникальности
Торговый центр настолько выделялся среди других советских магазинов в 70–80-е годы прошлого века, что даже стал героем анекдота. Впрочем, вполне приличного. Один горожанин показывал другому фигушку, накрытую сверху изогнутой, как купол, ладонью руки.
— Что это? — спрашивал собеседник.
— Челябинский торговый центр, — отвечал рассказчик.
Сегодня старожилу челябинской торговли сложно показать кому-то фигу — в борьбе за покупателя он проигрывает новомодным ТРК. По современной классификации Торговый центр с площадью
— Его аналоги по формату — ТК «Урал» и «Башня». На фоне региональных и суперрегиональных торговых комплексов — «Горки», «Фокус», «Родник», «Алмаз» и планируемая «Аллея» — Торговый центр слишком мал. Он уже не может брать огромным форматом, поэтому ему нужна уникальная ниша или концепт, — объясняет директор компании Yellowstone development
Сегодня все ТК объективно испытывают трудности с заполнением, всячески пытаются удержать арендаторов. К тому же Торговый центр — это не обыкновенный комплекс, а спецсооружение, требующее внимательной эксплуатации. А значит, и не самый лучший вариант для быстрых инвестиций.
Как выяснил 74.RU, сейчас обсуждается возможность размещения в Торговом центре галереи современного искусства. Речь идет не обо всём комплексе, а о площадке размером примерно
— Торговый центр — это памятник советской архитектуры. Среди плюсов для галереи — близость набережной, смотровые площадки, великолепная транспортная доступность, прилегающая территория, которую можно использовать для наружной экспозиции, огромная парковка, — объясняет один из основателей проекта YAMA Gallery
По словам экспертов, галерея станет ядром, генерирующим трафик, а прибыль инвестор получит за счет аренды окружающих площадей под торговлю и различные сервисы.
Легендарному челябинскому гипермаркету нужна свежая идея, которая вдохнет в него жизнь, сходятся во мнениях эксперты. Ранее здесь уже предлагали разместить концертную площадку, выставочный центр, развлекательный комплекс, музей и даже аквапарк. Челябинцам остается наблюдать за тем, какой вариант выберет собственник.