
Здание выглядит опустевшим и безлюдным, а ведь больше века здесь работали сотни человек
Здание мельзавода «Победа», расположенное на выезде из Челябинска в сторону Екатеринбурга, невозможно не заметить. Взгляд цепляется и за узкие арочные окна, и за контраст красного кирпича с белым. Как-то сразу догадываешься, что этому строению больше 100 лет. В начале XX века это была самая большая мельница в городе. Она давала работу сотне семей, поселившихся поблизости, и принадлежала известной на Урале купеческой семье. Огромные объемы производства, своя железная дорога на территории. Сейчас от былого величия осталось немного. Что подкосило легендарное предприятие, как оно было связано с «Макфой» и что из дореволюционных артефактов мельзавода до сих пор можно увидеть в центре Челябинска — в материале 74.RU.
Как сейчас выглядит «Победа»
Территория мельзавода сейчас производит странное впечатление. Никакой охраны на въезде, людей почти нет, тихо — несмотря на соседство Свердловского проспекта, а за непрошенными гостями наблюдают голуби и целая стая бродячих собак.

Про собак мы не шутим, они здесь кажутся настоящими хозяевами

Бродят среди корпусов и наблюдают за людьми
Производством муки здесь не занимаются уже лет 10-15. После этого звучали разные предложения использования промплощадки, была даже идея открыть здесь гостиницу. Фактически же территорию разделили на склады, занятые разными арендаторами. В одном продают печи, в другом занимаются металлообработкой, оставшееся пространство занято под хранение грузов.

Склады, тут везде

Периодически заезжают большегрузы

Из этой башни вся территория — как на ладони
«У нас производство, дальше еще одно производство, а здесь китайцы склад держат», — машет рукой в сторону бывшей шестиэтажной мельницы один из сотрудников и возвращается к погрузке товара.
С первого взгляда и не скажешь, что у этого места богатая история.
Строительство мельзавода
Мельница братьев Степановых — так назывался мельзавод «Победа» в самом начале. Ее построили к осени 1894 года на берегу реки Миасс между Казанцево и Першино. В то время производство муки было популярным вариантом заработка у челябинских купцов.

На карте 1901 года мельница уже обозначена

Но название «Победа» появилось только на карте 1928 года
«В 1901 году в пяти уездах, тяготеющих к Челябинску, было 9-10 крупных мельниц; теперь 34 паровых вальцево-крупчатых мельницы, — писал в 1909 году краевед и журналист Виктор Весновский в справочнике „Весь Челябинск и его окрестности“. — Мельницы сравнительно некрупные. Но купцов прямо эпидемия охватила. Чуть у кого заведется тысяч 60-70, начинает воздвигать мельницу. А нужно на нее самое меньшее тысяч 250. Залезают в долги, опутываются обязательствами, а потом крахают».
Мукомольного бизнеса братьев Степановых крах не коснулся, ведь они понимали, с чем имеют дело. Семья приехала на Урал из Владимирской губернии, и здесь у них было четыре мельницы — две в Екатеринбурге и окрестностях, одна в Троицке и еще одна в Челябинске. Братьев тоже было четверо: Евдоким, Иван, Никифор и Павел. Последний и был основателем мельницы на реке Миасс. Для того времени это было действительно современное производство.

Дореволюционное происхождение мельницы выдают детали

Окна узковаты по современным стандартам
«Были выстроены корпуса мельницы, машинного и турбинного отделений, зернового амбара, гидротехнические сооружения на берегу реки Миасс, конюшня, каретник, жилые дома для специалистов, — перечисляется в историко-культурной экспертизе мельзавода. — В 1897 году водяная мельница была переоборудована в паровую. Установленное на мельнице оборудование фирмы „Эрленгер“ позволяло перерабатывать до 75 тонн зерна в сутки с общим выходом муки 75% и выпускать муку шести сортов».

Рядом со зданием мельницы находится дымовая труба с датой строительства
Успеху мельницы помогало строительство Транссибирской магистрали в Челябинске, и уже к 1910 году к площадке дотянули пути от железной дороги Челябинск — Екатеринбург. А еще спустя пару лет производство еще раз модернизировали, оборудовав паровыми машинами и мощными турбинами.

Железная дорога видна на одном из старых снимков

Пути здесь сохранились до сих пор, но судя по состоянию давно не используются
Имение Степановых
Краевед Юрий Латышев рассказывает: мельница Степановых не была одним только производством. По официальным данным, там до революции работало около 100 человек, и рядом вырос поселок, названный Мельничным тупиком.
«У Степановых было два дома в городе — на улице Труда и Береговой, а там, где мельница, у них было поместье с домом, парком. В этом поместье был фонтан, сохранилась фотография с ним, — рассказал Юрий Латышев. — Один из краеведов Металлургического района и бывший работник мельзавода рассказывали, что ваза [фонтана] сохранилась. В итоге эту вазу удалось получить, исторический музей ее восстановил, и теперь она работает как фонтан. Это единственный в Челябинске фонтан — сохранившийся, оригинальный. Скорее всего, его привезли из Германии или Франции».

На этом фото 1913 года — фонтан в загородном имении купца Степанова
Увидеть этот фонтан, по словам краеведа, по-прежнему можно возле Исторического музея Южного Урала.
Что стало с первыми владельцами
Павел Степанов в Челябинске был заметной личностью, и не только из-за обладания самой большой мельницей города. У его семьи в городе были хлебные амбары, торговые лавки и магазины. Занимался Павел Степанович также благотворительностью и общественной деятельностью.
«В 1880-х годах он был гласным городской думы Челябинска, состоял в комиссии по заведованию детским приютом, был членом попечительского совета женской прогимназии. С 1888 по 1902 годы Павел Степанович был директором Челябинского общественного банка, — говорится в историко-культурной экспертизе мельзавода. — На его деньги были построены иконостасы в двух приделах Христорождественского собора».

Мельница приносила владельцам неплохую прибыль

Поначалу это был загородный актив Степановых, теперь же это Курчатовский район Челябинска
Революция все изменила. В 1919 году торговый дом братьев Степановых прекратил существование, мельницу национализировали. При этом Павел Степанович остался в городе.
«В воспоминаниях Теплоухова (акцизный чиновник из Челябинска конца XIX — начала XX веков. — Прим. ред.) есть эпизод, по-моему, 1924 или 1925 года. Теплоухова вызвали в ЧК и спросили: „Как вы относитесь к Степанову?“ Он ответил, что относится нормально: „Я его на днях встречал. Он, правда, больной, еле-еле ходит“. Видимо, тогда выявляли контрреволюционеров, так сказать, бывших богатеев, — объяснил краевед Юрий Латышев. — Так что до 1925 года Степанов точно жил в Челябинске, а вот что было дальше, увы, данных нет».
Впрочем, на Павле Степанове история этой семьи не оборвалась. Потомки уральских купцов до сих пор живут за границей — в Канаде и Словакии.
«Когда была пандемия коронавируса, то есть лет пять назад, мне написала из Словакии дальняя родственница Степановых Яна Вронова. Она прочитала мою статью про мельницу Степановых, и мы с ней переписывались, — рассказал краевед Юрий Латышев. — Она даже хотела приехать в Челябинск, но сначала не получилось из-за коронавирусных ограничений, потом СВО. Как они там оказались? У Павла Степанова был сын — по-моему, его звали Петр. И когда началась гражданская война, он уехал вместе с женой как раз в Словакию».
Что происходило с мельницей
После национализации бывшая мельница Степановых какое-то время не работала, поскольку пострадала в 1919 году во время боев за Челябинск и оказалась частично разрушена. Спустя несколько лет, с началом НЭПа, предприятие возобновило работу с новым названием — «Победа». Безоблачное существование это имя, впрочем, не подарило. Производство не один раз переживало серьезные кризисы.
«В середине 1920-х годов был проведен капитальный ремонт мельницы, и в 1926–1927 годы она достигла 95% своей производительности — 28 895 тонн чистой продукции в сутки. С начала 1930-х из-за массовой коллективизации, которая привела сельское хозяйство в упадок, мельница резко снизила производственную мощность, — говорится в историко-культурной экспертизе. — В полной мере ее производственные мощности были вновь востребованы только с началом освоения целинных земель. В 1970-е и начале 1980-х производство стагнировало, а в 1986-м было остановлено. В 1987 году началась модернизация производства».

У старой мельницы есть свое индустриальное очарование

Здесь немало забавных и раритетных вещей

Среди них — старые надписи и вывески

Хотя ответственных за техническую и пожарную безопасность уже не назначают

Сохранность у советских раритетов неплохая
Модернизация, начатая в конце 1980-х, была связана с именем бизнесмена Александра Рискина, не раз попадавшим в топ-100 самых богатых челябинцев по версии 74.RU. Он был известен среди прочего любовью к бриджу и коллекцией машин.
«В мукомольный бизнес я попал, действительно, случайно, — признавал Рискин в интервью 74.RU. — В этой отрасли много лет проработал мой отец. Когда мельзаводу подыскивали нового руководителя, а в 1980-е здесь их сменилась целая череда, — вспомнили, что у Эммануила Рискина есть сын. Видимо, посчитали, что раз мой отец — хороший специалист, то и я, вроде, должен быть неглуп. Предложили. Сначала я отказался: во-первых, совершенно не знал отрасли, во-вторых, только что стал начальником сварочной лаборатории в тресте „Востокэнергочермет“, где меня ждали. А через полгода, когда с „Победы“ еще раз поступило предложение, я его принял».
Последние годы «Победы»
При Рискине у дореволюционного здания мельницы было надстроено два этажа, а деревянные конструкции внутри заменили на железобетонные. Обновили тогда и основное производство, впервые за 18 лет начав выполнять план.

На старых фото можно увидеть, что основное здание мельницы было четырехэтажным

После реконструкции в нем шесть этажей
В 1993-м мельзавод приватизировали, он стал акционерным обществом, которым руководил по-прежнему Александр Рискин. Без криминальных историй тот период не обошелся.
«Это был 1994 год, мы как раз только приватизировались. Пришли три человека: один как будто интеллигент, второй — уголовник, третий — нечто среднее между ними, — вспоминал бизнесмен. — Зашли в кабинет, сели, и состоялся у нас примерно такой диалог: „Есть должники? — Есть. — Давайте список, поможем. — А как помогать-то будете? — Вас это волновать не должно. — Ну, хорошо, тогда хоть лицензию покажите на профессиональную деятельность“. Помялись немного. „У вас ‚крыша‘ есть? — Нет. — Давайте, будем вас защищать. — Не, надо, проблем нет. — Будут. — Если будут, найду кому позвонить, у меня много знакомых и в погонах и без. — То есть у вас все хорошо? — Все хорошо. — Ну ладно…“. Вот так на дурачка все и сошло. (Улыбается)».

О том, что производили тут раньше, сейчас напоминают только вывески

И характерная архитектура зданий

Часть из них сохранила первоначальное очарование

Остальные изрядно потрепали последние десятилетия
Тогда же, в 1990-е, на «Победе» запустили мельницу макаронного помола пшеницы твердых сортов — первую такого типа на Урале и в Сибири. И это намного расширило круг покупателей.
«Наша мельница по производству макаронной крупки — одна из лучших в России, — рассказывал Александр Рискин в интервью 74.RU в 2008 году. — К примеру, „Макфа“ как бренд поднялась на макаронной крупке „Победы“ — свою же макаронную мельницу они построили только полтора года назад. В то же время создание холдинга — это, действительно, наиболее перспективный путь. Из южноуральских зернопереработчиков по нему пошли „Макфа“, „Союзпищепром“, увельский „Злак“, магнитогорское „Ситно“. У нас это пока не получается. Одна из самых серьезных причин — необходимость очень больших финансовых вливаний».
Создать холдинг в итоге не получилось. Ставку Александр Рискин сделал на диверсификацию бизнеса, планировал построить развлекательный комплекс в центре города — с ночным клубом, двумя ресторанами и небольшим отелем. Но кризис 2008 года подкосил предприятие, завод вскоре обанкротился, а здание ТРК на перекрестке улицы Труда и III Интернационала стало долгостроем. Его снесли лишь несколько лет назад.
ОАО «Победа» работало с 1990-х и официально прекратило существование в 2023 году. При этом с 2011 года компания была объявлена банкротом, введено конкурсное управление. Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», последняя финансовая отчетность датируется концом 2021 года. Тогда баланс компании составлял 6,3 миллиона, чистый убыток — 360 тысяч рублей.
Александр Рискин на данный момент числится в реестре банкротов, при этом является совладельцем ООО «Мельница». По данным «Контур. Фокуса», основное направление деятельности этой компании — рестораны и услуги по доставке продуктов питания. В 2014 году в отношении «Мельницы» вводили процедуры наблюдения, финансового оздоровления. В 2017-м производство прекратили. Выручка компании на конец 2022 года составила 6,2 миллиона, чистый убыток — 8,8 миллиона рублей.
Найти новое применение пустующей территории «Победы» пытались не один раз. В середине 2010-х звучала идея обустройства торгово-выставочных павильонов и гостиницы. Но у инвесторов возникли сложности с оформлением земли, и задумку не реализовали. Какое-то время здесь проводили квесты для любителей страйкбола, но концепция складов пока победила.

В Челябинске есть примеры превращения промплощадок в офисно-выставочное пространство, но это пока не путь «Победы»
Напомним, в 2017-м старая мельница, труба и еще несколько исторических зданий «Победы» включили в список объектов культурного наследия.