5 декабря четверг
СЕЙЧАС -8°С

Гололёд государственной важности: состоянием дорог и улиц зимой озадачились на федеральном уровне

В стране будут ужесточены требования к содержанию дорог и улиц из-за высокой аварийности и травматизма.

Поделиться

Стоит только наступить зиме, первым морозам и снегопадам, как пешеходы начинают жаловаться на испорченные сапоги, а водители — проклинать грязную жижу под колесами и изъеденные ржавчиной авто. Тут же заходят споры о противогололедных материалах. До сих пор в России чаще всего по старинке используют песок и соли. При этом ни один из перечисленных вариантов не может обеспечить качественную защиту от наледи и наката. Тем временем уже в ближайшие полгода в стране будут ужесточены требования к содержанию дорог и улиц из-за высокой аварийности и травматизма зимой.

Количество пострадавших на льду — как численность Анапы

В октябре на базе московского «Крокуса» прошла выставка «Дорога Экспо», на которую съехались производители техники, материалов для строительства и содержания дорог, а также чиновники курирующих ведомств. В рамках события в итоговый день выставки состоялся круглый стол, где участники обсудили насущный вопрос: в России ежегодно из-за гололеда на дорогах травмируется более 50 тысяч человек. Это можно сравнить с количеством жителей городка. Например, Анапы.

Среди цифр сухой статистики не только пострадавшие, есть и погибшие. До 80% аварий зимой происходит из-за неудовлетворительного содержания дорог и наличия гололеда, наледи и наката. Проблема неэффективной уборки дошла до Кремля, где было поручено срочно менять подходы к регламентам содержания дорог в зимний период.

В связи с этим Приказом Росстандарта № 1245-ст от 26 сентября 2017 г. была утверждена новая редакция ГОСТ 50597 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Он вступает в силу 1 июня 2018 года.

В национальном стандарте появился целый раздел, посвященный зимнему содержанию в городах и за их пределами.

— Согласно данному ГОСТу, на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускается наличие снега и зимней скользкости. Поверхность должна быть полностью убрана от рыхлого или талого снега в течение 3–12 часов, от наледи, гололеда, наката от 4–12 часов в зависимости от категории дорог, — пояснил Игорь Живописцев, начальник Управления организации и безопасности дорожного движения ФАУ «РОСДОРНИИ», один из разработчиков стандарта. — Появились требования к тротуарам, служебным проходам мостовых сооружений, пешеходным, велосипедным дорожкам и остановочным пунктам маршрутных транспортных средств. На их покрытии в городах и сельских поселениях наличие снега и зимней скользкости не допускается.

Это значит, что проезжая часть и пешеходные зоны в городах со следующей зимы должны быть полностью очищены от снега и любых других снежно-ледовых отложений.

Челябинский эксперимент

Учитывая ужесточение требований, перед дорожными службами как никогда актуальным становится вопрос: каким образом добиться нормативов? Выбор противогололедных материалов отдан на откуп муниципальным властям, которые до сегодняшнего момента частенько отдавали предпочтение наиболее дешевым средствам: песку и соли.

Однако песко-соляные смеси не позволят выполнить требования нового ГОСТа. Песок лишь повышает шероховатость наката, но не плавит его. А значит, дорожным службам пришлось переходить на солесодержащие вещества, плавящие лед.

Челябинские дорожники уже второй год экспериментируют с новым химическим реагентом. Прошлой зимой компания «Южуралмост», ответственная за содержание городских дорог, закупила машины для работы с жидкими и твердыми антигололедными средствами. Также было установлено специальное оборудование для приготовления солевого раствора — растворно-солевой узел производства российской компании из Санкт-Петербурга. Технология смачиваемой соли заключается в том, что обычная техническая соль NaCl в процессе распределения комбинированной дорожной машиной смачивается солевым раствором CaCl2.

— Важно заметить, что в Челябинске дороги не поливают реагентами, а посыпают сухой солью, смачиваемой в момент распределения раствором CaCl2, — объяснила компания-подрядчик. — Смачиваемая соль хороша по сравнению с обычной, которая раскидывается по поверхности проезжей части и в итоге оказывается в лотке, на газоне, на тротуаре – где угодно, только не на дороге. Кроме того, у смоченной соли шире диапазон температур, при которых она начинает действовать. Ценное свойство — применение смоченной соли уменьшает расход противогололёдных материалов.

Челябинцы сразу же ощутили смену в подходе к зимней уборке на себе. Дорожники и водители разошлись во мнениях о достоинствах применяемых в городе реагентов. Автомобилисты отмечают чрезвычайную едкость нового средства:

— Мне кажется, в том году что-то более едкое, чем обычно использовали: у кого номерной знак начал облазить, у кого хром пузырится. Машины грязные всю зиму. Петицию, может, какую создать, да подписи собрать в электронном виде?

— У меня нет машины, и я езжу на маршрутках, от того вещества, которым обрабатывают наши дороги, у меня просто летит обувь, — жалуется пешеход Марина. — Ботинки вечно в белых разводах, хоть выбрасывай!

Эксперты отмечают, что свойства реагентов, в том числе и их воздействие на металл, обувь, почвы, напрямую зависит от соединений, которые входят в эти противогололедные материалы. Есть вещества, коррозионная активность на металл которых практически нулевая. Такие реагенты используют в аэропортах. Есть те, что попадая в почвы, распадаются на углекислый газ и воду, тем самым не засоляя ее и не вредя растениям. Поэтому комфорт жителей при использовании антигололедных средств напрямую зависит от того, чем именно выбрали работать дорожники.

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!