√ололЄд государственной важности: состо€нием дорог и улиц зимой озадачились на федеральном уровне

—тоит только наступить зиме, первым морозам и снегопадам, как пешеходы начинают жаловатьс€ на испорченные сапоги, а водители — проклинать гр€зную жижу под колесами и изъеденные ржавчиной авто. “ут же заход€т споры о противогололедных материалах. ƒо сих пор в –оссии чаще всего по старинке используют песок и соли. ѕри этом ни один из перечисленных вариантов не может обеспечить качественную защиту от наледи и наката. “ем временем уже в ближайшие полгода в стране будут ужесточены требовани€ к содержанию дорог и улиц из-за высокой аварийности и травматизма зимой.

 оличество пострадавших на льду — как численность јнапы

¬ окт€бре на базе московского « рокуса» прошла выставка «ƒорога Ёкспо», на которую съехались производители техники, материалов дл€ строительства и содержани€ дорог, а также чиновники курирующих ведомств. ¬ рамках событи€ в итоговый день выставки состо€лс€ круглый стол, где участники обсудили насущный вопрос: в –оссии ежегодно из-за гололеда на дорогах травмируетс€ более 50 тыс€ч человек. Ёто можно сравнить с количеством жителей городка. Ќапример, јнапы.

—реди цифр сухой статистики не только пострадавшие, есть и погибшие. ƒо 80% аварий зимой происходит из-за неудовлетворительного содержани€ дорог и наличи€ гололеда, наледи и наката. ѕроблема неэффективной уборки дошла до  ремл€, где было поручено срочно мен€ть подходы к регламентам содержани€ дорог в зимний период.

¬ св€зи с этим ѕриказом –осстандарта № 1245-ст от 26 сент€бр€ 2017 г. была утверждена нова€ редакци€ √ќ—“ 50597 «ƒороги автомобильные и улицы. “ребовани€ к эксплуатационному состо€нию, допустимому по услови€м обеспечени€ безопасности дорожного движени€. ћетоды контрол€». ќн вступает в силу 1 июн€ 2018 года.

√ололЄд государственной важности: состо€нием дорог и улиц зимой озадачились на федеральном уровне

¬ национальном стандарте по€вилс€ целый раздел, посв€щенный зимнему содержанию в городах и за их пределами.

— —огласно данному √ќ—“у, на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаетс€ наличие снега и зимней скользкости. ѕоверхность должна быть полностью убрана от рыхлого или талого снега в течение 3–12 часов, от наледи, гололеда, наката от 4–12 часов в зависимости от категории дорог, — по€снил »горь ∆ивописцев, начальник ”правлени€ организации и безопасности дорожного движени€ ‘ј” «–ќ—ƒќ–Ќ»»», один из разработчиков стандарта. — ѕо€вились требовани€ к тротуарам, служебным проходам мостовых сооружений, пешеходным, велосипедным дорожкам и остановочным пунктам маршрутных транспортных средств. Ќа их покрытии в городах и сельских поселени€х наличие снега и зимней скользкости не допускаетс€.

Ёто значит, что проезжа€ часть и пешеходные зоны в городах со следующей зимы должны быть полностью очищены от снега и любых других снежно-ледовых отложений.

√ололЄд государственной важности: состо€нием дорог и улиц зимой озадачились на федеральном уровне

„ел€бинский эксперимент

”читыва€ ужесточение требований, перед дорожными службами как никогда актуальным становитс€ вопрос: каким образом добитьс€ нормативов? ¬ыбор противогололедных материалов отдан на откуп муниципальным власт€м, которые до сегодн€шнего момента частенько отдавали предпочтение наиболее дешевым средствам: песку и соли.

ќднако песко-сол€ные смеси не позвол€т выполнить требовани€ нового √ќ—“а. ѕесок лишь повышает шероховатость наката, но не плавит его. ј значит, дорожным службам пришлось переходить на солесодержащие вещества, плав€щие лед.

„ел€бинские дорожники уже второй год экспериментируют с новым химическим реагентом. ѕрошлой зимой компани€ «ёжуралмост», ответственна€ за содержание городских дорог, закупила машины дл€ работы с жидкими и твердыми антигололедными средствами. “акже было установлено специальное оборудование дл€ приготовлени€ солевого раствора — растворно-солевой узел производства российской компании из —анкт-ѕетербурга. “ехнологи€ смачиваемой соли заключаетс€ в том, что обычна€ техническа€ соль NaCl в процессе распределени€ комбинированной дорожной машиной смачиваетс€ солевым раствором CaCl2.

√ололЄд государственной важности: состо€нием дорог и улиц зимой озадачились на федеральном уровне

— ¬ажно заметить, что в „ел€бинске дороги не поливают реагентами, а посыпают сухой солью, смачиваемой в момент распределени€ раствором CaCl2, — объ€снила компани€-подр€дчик. — —мачиваема€ соль хороша по сравнению с обычной, котора€ раскидываетс€ по поверхности проезжей части и в итоге оказываетс€ в лотке, на газоне, на тротуаре – где угодно, только не на дороге.  роме того, у смоченной соли шире диапазон температур, при которых она начинает действовать. ÷енное свойство — применение смоченной соли уменьшает расход противогололЄдных материалов.

√ололЄд государственной важности: состо€нием дорог и улиц зимой озадачились на федеральном уровне

„ел€бинцы сразу же ощутили смену в подходе к зимней уборке на себе. ƒорожники и водители разошлись во мнени€х о достоинствах примен€емых в городе реагентов. јвтомобилисты отмечают чрезвычайную едкость нового средства:

— ћне кажетс€, в том году что-то более едкое, чем обычно использовали: у кого номерной знак начал облазить, у кого хром пузыритс€. ћашины гр€зные всю зиму. ѕетицию, может, какую создать, да подписи собрать в электронном виде?

√ололЄд государственной важности: состо€нием дорог и улиц зимой озадачились на федеральном уровне

— ” мен€ нет машины, и € езжу на маршрутках, от того вещества, которым обрабатывают наши дороги, у мен€ просто летит обувь, — жалуетс€ пешеход ћарина. — Ѕотинки вечно в белых разводах, хоть выбрасывай!

Ёксперты отмечают, что свойства реагентов, в том числе и их воздействие на металл, обувь, почвы, напр€мую зависит от соединений, которые вход€т в эти противогололедные материалы. ≈сть вещества, коррозионна€ активность на металл которых практически нулева€. “акие реагенты используют в аэропортах. ≈сть те, что попада€ в почвы, распадаютс€ на углекислый газ и воду, тем самым не засол€€ ее и не вред€ растени€м. ѕоэтому комфорт жителей при использовании антигололедных средств напр€мую зависит от того, чем именно выбрали работать дорожники.